Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Цель урока: 1) установить опознавательный признак орфограммы № 53, определить условия выбора нн в словах на -ный, образованных от глаголов; закрепить умение употреблять нн в данном разряде слов, тренировать в различении причастий и прилагательных на -ный по совокупности их отличительных признаков; 2) повторить правила правописания нн в полных страдательных причастиях; н и нн в прилагательных, образованных от существительных; не с полными причастиями; правило обособления причастного оборота; 3) познакомить учащихся с особенностями употреблений причастий в речи. Ход урока. I. Повторение необходимых для усвоения новой темы сведений о причастиях и прилагательных. Проводится словарный диктант с заданием: записать в одну колонку причастия, в другую - прилагательные, установить, от какой части речи образованы данные слова, и графически обосновать употребление в них н и нн. (При затруднении можно обратиться к Школьному словообразовательному словарю.) Отечественная война, призванный в армию, оккупированный фашистами, кожаная кобура, звериные тропы, окруженный гитлеровцами, преданный Родине, туманное утро, взволнованный встречей, разведанный район. Установите по Школьному словарю иностранных слов особенности значения и употребления слова оккупация. 1) По каким признакам вы отличаете причастия от прилагательных? (По значению: причастия обозначают признак временной, прилагательные - постоянный; по способу образования: страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов с суффиксами -нн, -енн, прилагательные - от существительных с суффиксами -н-, -ан-(-ян-), -ин-. -онн-. -енн-. 2) Каков ход рассуждения в применении правила употребления н или нн в словах на -ный? (Сначала необходимо определить, от какой части речи и с каким суффиксом образовано слово на -ный, затем соотнести данную орфограмму с правилом.)
) В каком сообщении можно использовать рассмотренные в упражнении слова? (Например, в рассказе о подвиге разведчика.) В индивидуальные задания (эти задания выполняются на доске) включаются следующие предложения: 1) Дорогой героев, дорогой отцов шагают бесстрашные люди, и в час испытания каждый готов закрыть свою Родину грудью. 2) Ушла война, оставив списки погибших в праведном бою. Застыли скорбно обелиски в недвижном каме..ом строю. А в чистом небе столько сини - такой бездо..ой глубины, как будто здесь, в полях России, и вовсе не было войны. ) В нашей памяти не померкнет ратный и трудовой подвиг советских людей, не жалевших жизни во имя защиты Родины от гитлеровского нашествия, во имя спасения Европы от фашистского порабощения. Первый пример даётся для грамматического разбора; во втором - вставляются пропущенные орфограммы в словах и графически обосновывается их употребление (данный ряд слов пополняется прилагательными, иллюстрирующими другие случаи употребления н или нн); в третьем - выделяется причастный оборот, графически обосновывается постановка при нем запятой и обозначается условие выбора слитного или раздельного написания не. К словам бесстрашный, ратный, порабощение подбираются синонимы, значение других выделенных слов объясняется. Итоговый вопрос: Какими частями речи являются слова на -ный? (Прилагательными и причастиями - особой формой глагола.) II. Проблемное задание. Известно, что в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн. Объясните, есть ли различие в написании слова ране(н,нн)ый, употребленного в словосочетания ране(н,нн)ый в разведке, ране(н,нн)ый разведчик. III. Вопросы.
) Какой вид прилагательных указан в заглавии параграфа? (Прилагательные, образованные от глаголов.) 2) Каков опознавательный признак орфограммы № 53? (Н перед окончанием.) ) От какой части речи образованы слова, данные в рамочке учебника? (От глагола.) ) Каковы условия выбора нн в словах на -ный, образованных от глагола?
IV. Задание с использованием графопроектора. Запишите порядковый номер примера в таблицу.
Пиши нн в словах на -ный, образованных от глагола
1) Рискованный поступок; 2) ограниченные возможности; 3) раненный в ногу; 4) спасенные жители; 5) развеянный пепел; 6) мощенный булыжником; 7) брошенные трофеи; 8) асфальтированное шоссе; 9) рубленный осенью; 10) оккупированный район; 11) кованный из стали. V. Дифференцированные задания. ) Из упражнений учебника выпишите словосочетания «причастие +существительное, обозначьте условие выбора изучаемой орфограммы. 2) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Укажите те причастия, которые употребляются как прилагательные, составьте с одним из них предложение. Окрылить, сразить, обагрить, подстрелить, рассеять, бетонировать, выкопать, вооружить, проявить, посвятить. 3) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени и составьте с ними сочетания слов по образцу: сущ. + прич. + зависимое слово. Не ходить, не ездить, грузить, ковать, метить, путать, кипятить, плести, морозить, сеять.
Устное творческое задание
От глаголов, данных в скобках, образуйте в зависимости от смысла причастия. Поставьте недостающие знаки препинания (текст написан на доске). Над (обнажить) гранитной скалой к самому небу взметнулась 12-метровая мраморная стена… на лицевой стороне памятника (обратить) в сторону (приходить) кораблей строгие изображения моряков-пограничников Заполярья (пасть) в боях с фашистами в годы войны. Это им, беззаветным героям, (сорвать) планы Гитлера по захвату Кольского полуострова народная память. Определите, к какому стилю речи относится данный текст. (Публицистический стиль: причастия придают тексту краткость и торжественность; замена причастий глаголами в отдельных случаях невозможна или нецелесообразна.) VI. Итоговый вопрос: Что нового вы узнали на уроке о правописании двух н в словах на -ный? VII. Домашнее задание. Составьте рассказ о подвиге разведчика, используя в нем, если нужно, слова, встретившиеся на уроке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|