Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование –основной фактор политической социализации молодежи

         Системе образования принадлежит наиболее ответственная роль в осуществлении политической социализации молодежи. Эту мысль подчеркивали и французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси в своей книге "Сравнительная политическая социология". Учебные заведения, по их мнению, определяют во многом политические, экономические и даже нравственные возможности государств.[51]

            Уровень образования, пожалуй, один самых могучих базовых объективных факторов, который влияет на электоральные ориентации.

       Это подтверждается данными многочисленных исследований за рубежом и

       в нашей стране.

В России сегодня, по свидетельству журнала "Полис", в университеты и вузы приходят выпускники средних учебных заведений, не обладающие даже  минимальными представлениями о гражданственности и правах человека. Но и заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными.

Поколение, заканчивающее сегодня вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, такой и будет политическая культура российского общества через эти 10-15 лет.

Сфера образования способна сфокусировать ментальную энергию общества на решение тех или иных социальных задач [52]. Но эта энергия ментального характера способна либо усугубить процесс уже достаточно очевидной нравственной деградации современного российского социума, сделать его практически необратимым, либо, напротив, переломить деструктивные тенденции, преодолеть все более углубляющийся всесторонний раскол общества, внести долгожданную гармонию во взаимодействие разнонаправленных "векторов" мотивов, интересов, приоритетов и ценностей в поведении как индивидов, так и общественных групп разного уровня и масштаба.

Важно осознать, что сфера образования, школа находятся не только в социально-экономической и социокультурной среде, как принято считать [53]. Они находятся и в среде политической, в том динамичном идеологическом и политическом пространстве, которое, вне всякого сомнения, оказывает огромное влияние на школу, предопределяя прежде всего ее общие целевые установки и критерии. Возникает вопрос: может ли человек, выросший и воспитанный в тоталитарном обществе, внезапно обрести независимость суждений, инициативу, умение отстаивать свою точку зрения и терпеть инакомыслие, на деле руководствоваться демократическими ценностями? Вероятно, должно пройти определенное (причем довольно длительное) время, пока человек из «подданного» превратится в «гражданина». Значит, необходимо настраиваться на кропотливую и длительную работу по воспитанию гражданственности.

В этом смысле известный, но уже изрядно подзабытый тезис о том, что "школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие", сам по себе, несомненно, верен. Конечно, речь идет не о том, чтобы вновь вернуться к насаждению в школах и других учебных заведениях партийных организаций, к вовлечению учителей и тем более учащихся в политическую борьбу и политические интриги. Школа, сфера образования в целом являются важнейшим прогностически сориентированным социальным институтом общества, направление развития которого не может быть стихийным [54]. Весь вопрос только в том, кто, как и в каком направлении идеологически и политически ориентирует школу, насколько она способна разглядеть во множестве разновекторных ориентаций те, которые действительно следует принять и поддержать, и те, которые необходимо решительно отвергнуть.

На протяжении долгих десятилетий через насквозь идеологизированные и политизированные образовательные ведомства и конформистские научные структуры всегда удавалось насиловать школу, заставляя ее служить тем, кто ее, грубо говоря, кормит. Для самостоятельной избирательности и оценки политических приоритетов советской школе, сфере образования в целом никогда не хватало реальных возможностей, не хватало гражданской ответственности и мужества.

К концу ХХ века ситуация стала принципиально иной. Политическое многоцветье можно было бы только приветствовать, имей мы дело с устойчивыми демократическими институтами власти, осуществляющими, независимо от персональных носителей этой власти, естественную фильтрацию политических идей и отбрасывающими те из них, которые не соответствуют ценностям большинства народа. Но в условиях пока еще не состоявшейся в России демократии, когда уже действуют формальные механизмы демократических процедур, но еще нет ясности в объективных критериях оценки содержательных параметров конкурирующих стратегических приоритетов, реальное влияние на общественное сознание оказывается во многом стихийным и определяется зачастую лишь эффектной, популистской риторикой, броской и навязчивой формой их представления.

Только в свободном, демократическом, гражданском обществе, где административное влияние государства на школу сведено к минимуму, можно рассчитывать на реальный самостоятельный статус школы, способной противостоять насилию и руководствоваться при этом не политическими ценностями государства, отдельных политических партий и их лидеров, а абсолютными гуманистическими, нравственными приоритетами жизни, разума, добра, вечности. Вопрос же об источнике этих ценностей в конечном счете - дело совести каждого свободного человека, независимо от того, придерживается ли он определенной религиозной доктрины или предпочитает считать эти абсолютные ценности коллективной мудростью человечества, концентрированным выражением многовекового нравственного опыта его развития. В идеале, конечно, следовало бы стремиться к совпадению официальных, неизбежно политизированных и идеологизированных общественных и образовательных доктрин с этими нравственными абсолютными ценностями. Но до их полного совпадения пока еще так далеко. Более того, как это ни парадоксально, но именно от школы, от ее усилий во многом зависит, когда такое поистине спасительное совпадение сможет состояться, когда государство, социум в целом, воспитанные школой, признают верховенство абсолютных нравственных ценностей перед ценностями рукотворными, относительными, искусственными, преходящими. Студенты в сегодняшней ситуации сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им качественные знания и умения.

     Теперь же, в новых условиях жизни, когда по крайней мере одной из важнейших проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем, и в первую очередь – престижной и высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы [55]. Школа уже сейчас должна хотя бы стремиться к идеологической и политической избирательности и разборчивости, и в тех случаях, когда рассогласование нравственных идеалов с конъюнктурными политическими доктринами становится вполне очевидным, решительно брать сторону ценностей гуманистических, соответствующих природосообразным правам и свободам человека и гражданина, проявляя при этом, если понадобится, необходимые "бойцовские" качества.

     Сегодня российская система образования переживает кризис, который является отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом прежнего режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и деструкцией личности. Кризис в полной мере захватил и политическое образование. Однако  это вовсе не означает, что сделать ничего нельзя, и, поэтому, все усилия бессмысленны. Более того, образование - именно та сфера переходного общества, воздействие на которую наиболее продуктивно для того, чтобы вывести его из кризиса. Интеллектуальные и материальные инвестиции в образование в этом аспекте более выгодны, чем в любые другие сферы.

    Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать учащимся ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они совершаются с благими намерениями.  Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо  ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание  определенным ценностным видением мира.

   Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, т.е. от решения проблемы концептуальной эквивалентности.

   Одна из основных целей преподавания заключается в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать и интерпретировать на основе полученного знания смысл и динамику событий политической жизни, с тем чтобы они в будущем, после завершения обучения, могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и  целенаправлено воздействовать на принятие политических решений в соответствии со своими ролями в обществе - просто ответственных и сознательных избирателей, работников СМИ, сотрудников административного аппарата, представителей бизнеса, академической науки и высшей школы и пр.

Эта цель предполагает формирование деятельностного отношения к объекту

познания. Ее достижению способствует активное осмысление учащимися

получаемой на занятиях информации через личный опыт участия в различных

формах живого политического процесса вне учебного заведения - в

избирательных кампаниях, в деятельности общественных организаций, на

стажировке в административных структурах и структурах представительной

власти. Важной задачей является поддержание разнообразных контактов с политическим окружением, обеспечивающих возможность приобретения студентами такого опыта.

При создании программ политического образования полезно учитывать не

только положительный, но и отрицательный опыт, с тем чтобы избежать

повторения ошибок. Для возрождения интереса молодежи к политике и политическому образованию, ей необходимо показать, каким образом и зачем она может участвовать в политическом процессе.

   Долгосрочные перспективы политического образования связаны с глобальными тенденциями развития высшей школы, которые сформировались под мощным воздействием Internet и движения к "Глобальному Информационному Обществу".

  Образовательные потребности будущего находят свое воплощение в развитии системы непрерывного дистанционного интерактивного образования на базе телекоммуникационных технологий, которые снимают пространственно-временные и национальные ограничения.

  Для России с ее обширной территорией, на которой центры, где можно получить хорошее политологическое образование, размещены сравнительно редко, потенциал дистанционного образования имеет огромное значение.

"Всемирная паутина" - World-Wide Web (WWW), позволяющая работать с

мультимедийными документами - текстами, иллюстрированными графическими, видео- и аудио- фрагментами, аккумулирует значительную часть наиболее ценной информации в области политических исследований и образования, от монографий и статей до программных средств обучения. Ресурсы Internet стремительно растут.

 Можно сделать вывод,что сегодня российская система образования переживает кризис, который является отражением системного кризиса общества, возникшего с распадом прежнего режима, и сопровождается разрушением традиционных ценностей и деструкцией личности.

Сфера образования, находится не только в социально-экономической и социокультурной среде,а также находится и в среде политической, в том динамичном идеологическом и политическом пространстве, которое, вне всякого сомнения, оказывает огромное влияние.

Сфера образования представляет собой технологически наиболее работоспособный компонент широко понимаемой культуры, оказывающий непосредственное влияние на формирование и преобразование индивидуального и общественного менталитета - тех глубинных, корневых оснований личностного и коллективного мировосприятия и мировоззрения, которые предопределяют устойчивые мотивы жизнедеятельности, поступков и поведения людей, особенно молодежи.

Система образования должна стремиться к идеологической и политической избирательности и разборчивости, и в тех случаях, когда рассогласование нравственных идеалов с конъюнктурными политическими доктринами становится вполне очевидным, решительно брать сторону ценностей гуманистических, соответствующих природосообразным правам и свободам человека и гражданина.

Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, т.е. от решения проблемы концептуальной эквивалентности.

Образование - та сфера переходного общества, воздействие на которую наиболее продуктивно для того, чтобы вывести его из кризиса. Интеллектуальные и материальные инвестиции в образование в этом аспекте более выгодны, чем в любые другие сферы.

Одна из основных целей преподавания заключается в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать и интерпретировать на основе полученного знания смысл и динамику событий политической жизни. Значительное увеличение объема знаний и навыков, которые должны быть усвоены за относительно короткий период обучения, требуют радикальной интенсификации учебного процесса на основе внедрения новых методологий и обучающих компьютерных технологий.

    Долгосрочные перспективы политического образования связаны с глобальными тенденциями развития высшей школы, которые сформировались под мощным  воздействием Internet и движения к "Глобальному Информационному Обществу".

          В России усложняются и изменяются требования к процессу       политической социализации, который осуществляется в системе среднего

       и высшего образования.

 

 

 

§ 4 Государственная молодежная политика –новый фактор политической социализации молодежи. Государственная молодежная политика *******а на примере других областей России.Молодежный парламент.

 Влияние государственной молодежной политики на политическую культуру молодежи возрастает с каждым годом, но в тоже время молодежная политика не может претендовать на "всеобъемлющий закон о молодежи".

Государственная молодежная политика предполагает предоставление определенных возможностей каждому человеку.Чтобы ими воспользоваться, необходимо иметь ряд установок, идущим навстречу мерам государства.[56]

Она формируется и реализуется с учетом времени и специфики регионов.Это резко повышает спрос на варианты (модели) молодежной политики, которые лучше всего отвечают той или иной локальной ситуации, ее специфики. Можно говорить о широком спектре вариантов молодежной политики на местах. Государственная молодежная политика как инновационный институт обладает специфическими характеристиками, определяющей из которых является то, что это специализированная деятельность, построенная на инновационных формах деятельности. Эти формы связаны с глубокими процессами познания и управления. Они требуют политической воли и больших ресурсов для своего осуществления. Но платой за это является гарантированность результатов деятельности, без которой общество далее уже не может существовать и развиваться.

Для развитых стран и мирового сообщества в целом молодежная политика, в том числе и государственная, - явление, исторически сложившееся сравнительно недавно, то для России, даже в статусе правопреемницы СССР, это вообще событие лишь последних лет. Все здание государственная молодежная политика в России строится на базе совсем недавно возникших документов, таких, как: Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", Президентский проект "Основные направления государственной молодежной политики в России" и Принятые Верховным Советом РФ "Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации". Последние, кстати, до сих пор являются единственным работающим правовым документом федерального уровня, ибо проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" принят только в первом чтении в ноябре 1998 года [57].

Государственная молодежная политика ныне не является неким экзотическим явлением, каковым она была еще несколько лет назад и для страны, и для области. Иными словами, прошло достаточно времени для того чтобы деятельность министерства по делам молодежи спорту и туризму и районных структур, там, где они занимаются реальными делами, получила достаточное освещение и привлекла бы к себе внимание молодых людей. Это - с одной стороны. С другой стороны, молодые люди могут принимать участие в любых мероприятиях и пользоваться услугами структур, созданных министерством по делам молодежи спорту и туризму, не подозревая о том, что это и есть молодежная политика. Вся государственная молодежная политика выступает всего лишь одним из средств политической социализации  молодежи.

Что касается предпринимательства, то здесь мы видим интересную ситуацию, когда стремление молодежи заняться собственным делом как будто находит поддержку у властей, но реально все-таки эта часть молодых людей, скорее, решает свои проблемы сама, хотя законодательно и финансово определенная поддержка имеется, и это неплохо для области.

Значительно сложнее решать проблемы занятости, жилья и творческой самореализациии. Здесь уже требуются большие капитальные затраты, причем постоянные, на спонсорах далеко не уедешь, да и не их это дело. Если с творческой самореализацией власти еще могут отослать молодежь к спонсорам, то вот с занятостью и жильем этот вариант не проходит. Еще больше он не подходит и к самой главной и трудно решаемой проблеме - проблеме молодых семей, ибо здесь имеется сразу целый комплекс проблем, начиная с жилья и трудоустройства молодых супругов и заканчивая пособиями на детей, на которые и ничего не купишь из детского ассортимента, но и то не дают годами. Смешно было бы не замечать эти процессы. Молодежь возвращает родной власти в своих оценках ровно столько, сколько от нее получает. У нас нет оснований не верить этим цифрам, потому что в данном вопросе каждый молодой человек, независимо от уровня его образования и даже возраста, может выступить экспертом. Так что надо воспринимать эту оценку и, исходя из нее, далее пытаться изменить ситуацию, по крайней мере в том, что находится в компетенции областных и местных властных структур.

На примере молодежного парламента г. *******а, других городов России, проанализируем степень влияния государственной молодежной политики на политическую культуру молодежи.

В здании ПАГСа 31 октября состоялось первое заседание молодежного парламента *******а. Он создан летом этого года при поддержке министерства по делам молодежи спорту и туризму. Целью заседавших стал выбор президиума молодежного парламента. Перед началом голосования кандидаты рассказали о своих предвыборных программах. В результате тайного голосования избраны пять членов президиума. Председателем стал Эдуард Чекмарев. Теперь парламентариям от лица всей молодежи *******ской области предстоит решать проблемы и отстаивать права молодого поколения в правительстве. [58]

Молодежный парламент в Архангельске.

28 февраля 2001 г. состоялась первая сессия Молодежного парламента.

   В сессии приняли участие депутаты, избранные молодежью Архангельска 20 декабря прошлого года. В выборах участвовали 43 школы, 4 техникума и 2 Вуза. В парламенте представлены различные молодежные организации и фракции.Три политических партий: Единство, СПС и ЛДПР. Наиболее многочисленной и активной является фракция СПС - 30 человек. На ближайшей сессии Парламента в середине марта молодежь будет принимать бюджет города Архангельска, в День борьбы с наркотиками, по инициативе молодежной организации СПС начнется "Правый Интернет-марафон "Молодежь против наркотиков".

Молодежный парламент Санкт-Петербурга.

На сегодняшний момент многие молодежные организации города не имеют достаточных средств и сил для реализации собственных идей и задач: нет денежных средств, не добиться разрешения у городских властей, налицо отсутствие поддержки органов местного самоуправления. Молодежный парламент призван решать такие проблемы. Цель его создания - объединить силы молодежи Санкт-Петербурга, для осуществления своего влияния на общественную и политическую жизнь города. В работе парламента смогут принять участие (через своих представителей) все молодежные организации города, подписавшие соглашение о его Создании, и делегирующие своих представителей до 1 декабря 2000 года.

   Молодежный парламент г. Ломоносова.

Молодежный парламент г. Ломоносова - орган молодежного самоуправления, состоящий из депутатов в возрасте от 14 до 18 лет.Главная задача Молодежного парламента - развитие подросткового  самоуправления, деятельность молодежного актива города по реализации  комплексной программы "Молодежь г. Ломоносова 2000-2003 гг.". Молодежный парламент объединяет делегатов из актива школ и молодежных объединений; стал организатором общественных акций: " Библиотека защитников Отечества", "Зеленый наряд Отчизны", "Трудовая четверть" и др. В Молодежном парламенте работает пресс-служба, занимающаяся подготовкой радио передач, фотоинформационного стенда, связью со СМИ.

   Молодежный Парламент участвует в игре КВН, проводит вечера отдыха  для молодежного актива г. Ломоносова, организует семинары по  гражданскому воспитанию, тренинги по экологии, туристические походы и  слеты, пропагандирует здоровый образ жизни и любовь к родному краю. Одним из проектов МП является создание на территории г. Ломоносова  Молодежного клуба международной дружбы "Балтийский мост", куда входят  учащиеся школ, заинтересованные в информационном обмене с молодежью других  стран.

 Молодежный парламент в Котласе.

Различные опросы, проведенные в школах, показывали разброс мнений по

поводу предстоящей деятельности парламента: от веры в свои силы и надежды на то, что он сможет защищать интересы молодежи, до полного отрицания любых его возможностей.

Во всех одномандатных округах было не по одному претенденту, так что  побороться за собственную популярность возможность была. Как сообщила    городская избирательная комиссия, в целом по Котласу голосовало чуть более  50 процентов молодежи - активность почти в два раза выше, чем на летних  взрослых выборах В муниципальном списке значилось около 20 общественных молодежных объединений и движений города. Кому же особое предпочтение отдала молодежь? Как выяснилось, ЛДПР. У сторонников этой партии в местном парламенте целых четыре мандата. На втором месте - движение "Уютный город". 

Молодежный парламент Волгограда.

Программа парламента на первое полугодие и на перспективу включает в себя не только вопросы молодежной политики. Сейчас 6 комитетов, каждый из них нацелен на разработку законопроектов, постановлений или иных нормативно-правовых актов. Но у всех в центре внимания будут вопросы молодежной политики. Прежде всего, Комитет по социальной политике, второй - по организации культурно-образовательной занятости, спорту, туризму и досугу молодежи. Третий комитет - по экономико-финансовому развитию региона. Он достаточно проблемный, т. к. экономическое положение молодежи учитывать надо, надо анализировать и необходимо соответствующие решения выносить на обсуждение областной думы. В качестве членов - молодые экономисты, работники банков, Комитет по законности и безопасности. и уже принято обращение к депутатам областной Думы по поводу роста наркомании, алкоголизма и преступности. И подготовлено второе обращение схожего содержания к депутатам, а также к главам администраций всех уровней Волгоградской области. Вопросы борьбы с этими явлениями четко поставлены перед главой городской администрации. Другая важная функция - образовательная для молодых парламентариев, была не только законодательным органом в области молодежной политики, но и хорошей школой для будущих политиков. Разработан план семинарских занятий и "круглых столов" по различным проблемам. Первый семинар с приглашением крупных специалистов на тему "Основы парламентаризма в России" проведен. Состоялась лекция по представительным органам местного самоуправления, прошел также ряд "круглых столов" по самым актуальным проблемам.Буквально на днях областная Дума приняла в первом чтении закон "О государственной молодежной политике в Волгоградской области". До этого, законопроект был рассмотрен Молодежным парламентом, и были внесены в текст необходимые, поправки и дополнения. Поскольку организация еще молодая, слабо с юридической базой помогает руководство Комитета по делам молодежи [59]. И сейчас в парламенте готовятся несколько проектов (пока, естественно, в рекомендательном плане) для обсуждения депутатами областной думы в сфере социальной защиты учащихся профессионально-технических училищ и, в дальнейшем, других слоев студенчества.

Молодежный парламент Алтайского края.

В декабре 1999 года в Тальменском районе Алтайского края прошли выборы в Совет учащейся молодежи - в самый настоящий «молодежный парламент». Эта организация будет представлять интересы молодых людей в органах местного самоуправления. В совет вошли 26 школьников со всего района; владельцы специальных депутатских удостоверений смогут присутствовать на собраниях и сессиях местного Совета депутатов и будут обладать депутатской неприкосновенностью. А также, что для сельской местности актуально, получат право на бесплатный проезд по всему району.

Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков. Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы. Молодежные парламенты в России возникают как грибы после дождя, это дань государственной молодежной политике, проводимой с начала 2000 года «Центром». На сегодняшний день государство занимает доминирующее положение, молодежные парламенты не исключение и развиваются под жестоким патронажем государства, при участии центристского объединения «Единство», министерства по делам молодежи спорту и туризму *******а. В  настоящее время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с существованием) молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми широкой молодежной городской  общественностью. Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об этой структуре, а также то, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством.

Также, государственная молодежная политика проявляется в виде деятельности молодежных либеральных дискуссионных клубов.

 В октябре и ноябре в *******е работали молодежные дискуссионные клубы.Возможность поговорить,поспорить на волнующие темы смогли учащиеся из школ, техникумов, училищ. Заседания дискуссионных клубов также проходили и в Вузах города. Организатором проведения клуба является Управление по делам молодежной политики, физической культуры и спорта совместно с фондом Фридриха Науманна. Каждая дискуссия состоит из двух частей.Сначала самопредставление,информация о ФФН, проекте либеральные клубы ФФН, программы «Дискуссионное пространство студенчества и актива молодежи города *******а», Власть и молодежь: взаимодействие или противостояние? Интересует ли молодежь политическая или общественная деятельность? Карьера молодого политика – ответственность или двойной стандарт? И вторая часть Молодежное собрание города *******а – возможно ли реальное участие молодежи в управлении городом?Обсуждение проекта программы «молодежь г. *******а (2001-2003гг.)И подведение итогов: заполнение анкеты, итоговые выступления экспертов, критика и анализ.

Молодежные дискуссионные клубы организованы уже во всех районах города и почти во всех Вузах. На них определились делегаты в молодежное общественное собрание при мере *******а. Дискуссии помогают выявить мнение молодых людей и одновременно учат правильно вести спор, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Молодые люди смогли пообщаться с различными специалистами,экспертами и представителями власти.

Можно сделать вывод, что пока только происходит декларирование государством принципов политической культуры участия, культуры гражданственности. Действия правящей элиты, в области молодежной государственной политики, не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой молодежи.

Определенная степень неудовлетворенности государственной молодежной политикой объясняется неготовностью и нежеланием части молодежи использовать предоставляемые им возможности.

На стадии формирования молодежной политики необходимо всесторонне изучать ситуацию, исследовать глубину, остроту социальных проблем, наладить мониторинг жизни молодежи.

Деятельность молодежного парламента выполняет функцию своеобразного «трамплина» практически только для ограниченного количества участников. Молодые парламентарии раскрывают потребности в понимании своей групповой принадлежности и определении для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов; в понимании собственных возможностей при реализации прав и свобод, в приспособлении к изменяющейся политической среде; в обретение специфических навыков и свойств, пусть пока и несовершенные функции взаимодействия субъектов и институтов власти; и что немаловажно открывает для молодых парламентариев новые формы политической культуры. Следует подчеркнуть, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством. Нынешняя модель Молодежного парламента не пополнит у молодых людей багаж знаний правовых и экономических вопросов, но однозначно обогатит их опыт политической борьбы. Депутаты и юристы отмечают несовершенство положения об этой структуре, а также то, что создание такого органа не предусмотрено ни конституцией, ни законодательством.

Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков. Молодежные парламенты в России возникают как грибы после дождя, это дань государственной молодежной политике, проводимой с начала 2000 года «Центром». На сегодняшний день государство занимает доминирующее положение – в развитии и деятельности молодежных парламентов. В       настоящее время, многие нюансы, связанные с деятельностью (или с существованием) молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми широкой молодежной городской  общественностью.

 

Заключение

 

 

Существует широкий спектр понятий политической культуры –начиная от американского политолога Г. Алмонда, рассматривавшего политическую культуру в 50-х годах прошлого столетия как психологический феномен. Притом что это направление позволяет количественно измерить политическую культуру, в его методологических основаниях имеется ограничение связанное с тем что поведение рассматривается в рамках «стимула - реакции». Это не позволяет исследовать собственную активность человека, с точки зрения воздействия внешней среды.

 Интерпрететавистский подход, исходит из того, что политическая культура представляет собой «мир значений», смысловой аспект политики. Этот подход сравнительно молодой и не связан с эмпирическими исследованиями. 

Другие исследователи считают, что политическая культура — всего лишь политический аспект общей культуры, не учитывая того что политическая культура многоуровневое явление, и обычно выделяют политическую культуру общества в целом и субкультуры, а третьи – что политическая культура- это не что иное, как динамическая модель.

Политическая культура выполняет колоссальное количество функций – интеграционная,коммуникативная, регулятивная, ценностная, а также самая важная функция политической культуры - политическая социализация личности, к этому списку функций можно добавить функции идентификации, ориентации, адаптации. Некоторые функции политической культуры в различных исторических условиях имеют свойство частично замещаться другими функциями.

Рассмотренные элементы политической культуры такие как когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический, установочно-поведенческий - взаимосвязаны. Более устойчивые элементы политической культуры, составляют “ядро” политической культуры, менее важные – "периферию". Система политической культуры пронизывается и связывается воедино информационными потоками.

Рассматривая современную российскую политическую культуру в динамике, можно сделать выводы,что советская политическая культура — в ее зрелом виде — воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись эти и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России. Современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение. Россия охотно признает ту власть, которая в той или иной степени носит сакральный характер. Еще одна особенность: это персонифицированность российской политики. Политическая культура в России крайне гетерогенна, политические субкультуры с совершенно различными, если не диаметрально противоположными ценностными ориентациями, отношения между которыми складываются конфронтационно, а подчас и антагонистично

Состояния политической культуры молодежи, так же как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична.

Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены.        Таким образом, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...