Переносная игровая комната
До тех пор, пока дети не достигнут такого уровня развития экспрессивной компетенции посредством вербальной коммуникации, который позволяет им более полно выразить и познать самих себя и мир своих эмоций, можно, подбирая игрушки самым тщательным образом, облегчить этот процесс. Мой опыт говорит о том, что дети могут передавать множество сообщений и чувств с помощью ограниченного количества игрушек и материалов. Значит, второе соображение, которым следует руководствоваться при выборе игрушек и материалов для использования их в неспецифических условиях – это их размер и портативность. Ниже перечисляется тот минимум игрушек, которые требуются для проведения игровой терапии. Эти игрушки рекомендуются потому, что они могут вызвать разнообразную экспрессию и их легко транспортировать в чемодане или хранить в углу комнаты или кладовки. цветные карандаши, газетная бумага, тупые ножницы, бутылочка с соской (пластиковая), резиновый нож, кукла, глина или пластилин, ружье с дротиками, наручники, игрушечные солдатики (достаточен набор из 20 фигурок), две игрушечные тарелки и чашки (пластиковые или жестяные), ложки (избегайте вилок из-за острых зубцов), маленький самолет, машинка, маска Одинокого Рыцаря (СНОСКА: Одинокий Рыцарь — супер-герой из детского телевизионного сериала в США, совершающий множество подвигов. Лицо его закрыто черной полумаской. (Прим. перев.), гуттаперчивый мячик (резиновый мячик слишком сильно прыгает), гнущийся Гамби (фигура с непрорисованным лицом), палочки от «эскимо», ершики для чистки бутылок, хлопковые веревки, телефон, агрессивные куклы «би-ба-бо» (крокодил, волк или дракон), гнущаяся кукольная семья,
мебель для кукольного домика (по крайней мере, спальня, кухня и ванная), маленькая картонная коробка, на дне которой расчерчены комнаты (прорежьте дверь на одной из сторон и окно на другой; она может служить также контейнером для хранения игрушек), прозрачная лента, игрушечные украшения. Если есть специальное место для хранения игрушек, можно ввести в этот набор надувные полиэтиленовые игрушки типа «неваляшки». В стационарных условиях полезно также иметь пластмассовую емкость размером со сковородку со слоем песка в два сантиметра. Если смущает проблема уборки, вместо песка можно использовать рис. Игрушки и материалы, рекомендуемые для игровой комнаты В центре игровой терапии в Университете Северного Техаса мы обнаружили, что для облегчения самовыражения ребенка полезны следующие игрушки. Их список является плодом двадцатилетнего экспериментирования, в процессе которого одни игрушки вычеркивались, другие добавлялись, и сохранялись те из них, которые постоянно использовались большинством детей, пытавшимися выразить себя разнообразными способами. Рекомендуемые игрушки и материалы для игровой терапии кукольная мебель (дерево); гнущиеся фигурки членов семьи; Гамби (гнущаяся фигурка с непрорисованным лицом); куклы; кукольная кровать, одежда и т. д.; пустышка; бутылка с соской (пластмассовая); кошелек с драгоценностями; классная доска, мел; цветные мелки, губка; холодильник (дерево); плита (дерево); тарелки (пластмасса или жесть); столовое серебро; кастрюли; сковородка; кувшин; пищевые продукты (из пластмассы); пустые консервные банки из-под фруктов и овощей; картонки, из-под яиц; губка, полотенце; метелка, совок; мыло, щетка, расческа; цветные карандаши, бумага; прозрачная лента, клей; игрушечные часы; строительные кубики (различной формы и размера); краски, мольберт, газетная бумага, кисти;
пластилин или глина; маска Лоуна Рэйнджера; ершики для бутылок; шпатели, палочки от «эскимо»; ATV (приспособление со многими колесами, на котором можно кататься); грузовик, машина, самолет, трактор, лодка; автобус; наковальня и молот; ксилофон; цимбалы; барабан; игрушечные солдатики и армейское снаряжение; каска пожарного и другие головные уборы; сосновое полено, молоток, гвозди; ящик с песком, большая ложка, воронка, сито, ведро; животные из зоопарка, домашние животные; резиновая змея, крокодил; Бобо (бопбэг); дротики с присосками для метания; мишень; резиновый нож; наручники; ружье с дротиками; игрушечный автомат; мячи (большие и маленькие); телефон (2 штуки); тупые ножницы; бумага для труда (несколько цветов); докторский саквояж; игрушечные деньги и кассовый аппарат; половики или старые полотенца; куклы би-ба-бо (доктор, медсестра, полицейский, мама, папа, сестра, брат, малыш, крокодил, волк); пластмассовый конструктор; веревка; лоскутки. Многие из этих игрушек и материалов можно приобрести недорого на распродажах, их могут отдавать родители, дети которых выросли из своих игрушек. Терапевты, работающие в местных агентствах, могут представлять свои программы игровой терапии городской общественности, обрисовав свою потребность в игрушках, и попросить финансовой поддержки. Школьные психологи могли бы также обратиться в Ассоциацию игровой терапии и попросить спонсорской поддержки для программы игровой терапии в виде ежегодной дотации на приобретение игрового материала. Вышеприведенный список можно вывесить в агентстве или в учительской. Это можно делать только после того, как психолог изложил программу игровой терапии на встрече с учителями. Избегайте случайных просьб об игрушках, потому что тогда можно превратить их «выбор» в «сбор», что несовместимо с идеями игровой терапии. Особые замечания Хотя успешное решение головоломок может облегчить развитие толерантности к фрустрации и чувства адекватности, применять их не рекомендуется, поскольку, по меньшей мере, один кусочек из головоломки непременно потеряется. События в игровой комнате не должны закреплять негативный опыт ребенка. Дети, страдающие от чувства неадекватности и испытывающие трудности в решении головоломок, должны иметь возможность испытывать успех и следующее за ним чувство удовлетворения.
Следует специально оговорить использование полена, молотка и гвоздей. Полено должно быть примерно 30 см в высоту и представлять собой кусок дерева мягкой породы. Молоток должен быть обычного размера. Специальный детский молоток детей не устраивает. Гвозди должны быть двух размеров: короткие толстые с большой шляпкой и более длинные и тонкие. Короткие гвозди не будут гнуться, и каждый ребенок сможет выбрать собственный уровень трудности. Уберите поломанные игрушки. Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Многие дети приходят в игровую комнату из неустойчивой и фрустрирующей среды, и эта неустойчивость и фрустрация не должны подкрепляться наличием в игровой комнате неисправных или поломанных игрушек. Темпера должна быть свежей. Ничто так не угнетает и не фрустрирует ребенка, как засохшие, потрескавшиеся краски. Кроме того, краски закисают и распространяют ужасный запах, поэтому их надо периодически менять. Смешивая краски, добавьте несколько капель жидкого детергента в каждую формочку с краской, чтобы замедлить распространение запаха. Наличие в краске детергента облегчает также удаление краски с одежды. В коробку с красками можно поставить, маленькие кофейные чашечки, и это облегчит смывку и смешение красок. Положите в каждую формочку по 2 см краски, чтобы ребенок не разбрызгивал их по комнате, а если и разбрызгает, их легче будет убрать. Детям вовсе не нужно много краски – это только спровоцирует беспорядок. Небольшой жесткий пластиковый бассейн может послужить отличной песочницей. Периодически песок нужно обильно сбрызгивать водой, чтобы прибить пыль. Детям нужно такое место, куда можно убежать от терапевта и спрятаться. Устройте игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (например, это может быть шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взглядов терапевта, когда они почувствуют в этом необходимость. Возможность отделения терапевта или его отвержения весьма важна в развитии свободы отношений.
Игровая комната не должна использоваться как детская. Часто терапевты, которые не работают с детьми, считают игровую комнату именно таким местом, где дети их взрослых клиентов могут поиграть в ожидании родителей, пришедших на консультацию. Это правило относится и к детям, получающим игровую терапию. Отношения в игровой терапии – это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. Если вы позволите ребенку поиграть без присмотра, пока его родителей принимает игровой, терапевт, развитие отношений будет нарушено. После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок, и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки – это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Частью этой надежности является то, что каждая игрушка всегда находится на своем месте. Бутылочка не может сегодня находиться в одном Месте комнаты, а завтра в другом. Игрушки всегда должны находиться в отведенных для них местах. Это вовсе не означает, что комната должна быть очень тщательно убрана, просто там должен быть порядок. Это делает и комнату, и отношения прогнозируемыми. Когда одна и та же комната используется разными работниками, рекомендуется раз в месяц назначать день для уборки, когда все работающие в этой комнате собираются, чтобы прибраться в ней и привести ее в порядок. Если этого не делать, в комнате может воцариться полный хаос, а комната, которая выглядит как чулан: и вызывает такие же чувства, не является; терапевтической.
Глава 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|