Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие креативности.




Содержание.

1.Введение.

2. Явление креативности.

3. Основные подходы к проблеме творчества.

4.Концепции креативности.

5.Список использованной литературы.

 

Введение.

Исследования проблемы одаренности имеет длительную историю в отечественной и зарубежной психологии, но до сих пор существует много "белых пятен" в этой области психологических знаний, что делает актуальным дальнейшее проведение как теоретических, так и методологических исследований, совершенствование концептуального аппарата и методов изучения данной проблемы. В практическом плане, одной из важных задач является социальная защита одаренных детей посредством создания социально-структурных условий, при которых способности должны получить максимальное развитие.

Одна из проблем состоит в том, что в реальных жизненных условиях в наше в наше "поле зрения" попадают только те одаренные дети, которые уже смогли в чем себя проявить, в некоторой степени реализовать, актуализировать свои природные возможности.

Дети для которых жизненные социокультурные условия сложились неблагоприятно, на сегодняшний день имеют достаточно низкие возможности реализации жизненной активности.

Одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям со стороны взрослых и сверстников.

Наиболее негативное влияние группы сверстников на одаренных детей проявляется в стремлении привести их к "среднему" уровню, сделать их похожими на всех остальных.

Одаренные дети чувствуют "дискриминацию" при отсутствии дифференцированного обучения, из-за чрезмерной унификации программ, в которых плохо или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний.

Таким образом, проблема одаренности еще далеко не является решенной полностью но существующие в современной психологической науке соответствующие достояние позволяют в некоторой степени практически решать следующие проблемы. Реализации данной цели служат адекватности системы методик.

Проблема развития творческой одаренности индивидуума в последние годы становится одной из центральных проблем психологии способностей. Большого интереса заслуживает поведение, ожидания, установки креативов, мотивировка ими своих действий и поступков. Именно эти компоненты обусловили то, что целью моей работы стало исследование взаимосвязи уровня мотиваций достижения и проблемности локализации субъективного контроля у потенциальных креативов подросткового возраста.

 

Понятие креативности.

Понятие креативности (от лат.создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны. Как отмечает известный исследователь этой проблематики Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»). Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким уровнем общих и специальных способностей, фактически не выделяли творческие способности как особый вид, отождествляли их с интеллектом. Толчком для их выделения как особого вида послужили сведения об отсутствии связи между выполнением тестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было также отмечено, что творческие возможности человека не совпадают со способностями к обучению. Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана прежде всего с именами известных американских психологов Л. Терстоуна иДж. Гилфорда. Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, напрямую связывать с творческими достижениями. Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. В рамках первого направления исследования сосредоточены вокруг вопроса о том, зависит ли креативность от интеллекта, ориентируясь на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам. Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены па оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность. Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира); способность к разработке гипотезы; иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

 

 

Явление креативности.

По определению Э. Фромма, креативность - это способность удивляться, отыскивать решения в нестандартной ситуации, направленность на новое и умение глубоко осознавать собственный опыт. "Внутри" феномена креативности выделяют его потенциальные и актуальные "ипостаси", а также принципиально их разделяют. Это связано с процессами освоения носителем потенциальной креативности того или иного (нового для него) социально значимых вида деятельности.

Внешние факторы могут иметь существенное формирующее влияние на такие компоненты креативности, как мотивационный, когнитивный и поведенческий.

Мотивация креативной поведения состоит в раннем детстве, она связана с переживанием чувства демиурга ("Я могу", "У меня не получается"), с приемом (не отторжением) собственных нецелесообразных желаний. Мотивация целесообразного поведения, которая также формируется в детстве, предусматривает желанными только реально осуществимые обстоятельства, события. Микросреда может препятствовать или способствовать развитию мотивационного блока креативности.

Когнитивный сторону креативности включает такие характеристики творческого мышления:

- Производительность - богатство идей, ассоциаций, вариантов решения проблем;

- Гибкость - способность быстро изменять способы действий, переходить от одного класса объектов на другой;

- Оригинальность - редкость, необычность, уникальность способа решения определенной проблемы.

Выработка поливариантности восприятия, гибкости мышления оговариваются сложностью и разнообразием микросреды. Кроме этого, развитию творческого мышления способствует некоторая экстравагантность ситуации.

Поведенческий аспект креативности предполагает реализацию креативных свойств на поведенческом уровне: выработка определенных поведенческих автоматизмов, выработанных способов действий. Они производятся за счет научения: подражание некоторых действий, повторения и закрепления их. Поэтому микросреду, которое способствует формированию креативности на поведенческом уровне, должен иметь образцы креативной поведения и способы их предъявления. Важно, однако, чтобы образцы креативной поведения были только присутствовать в микросреде, но не навязывались.

Таким образом, можно выделить факторы микросреды, имеющих формирующее влияние на креативность:

1) НЕ регламентированность поведения;

2) предметно-информационная обогащенности;

3) наличие образцов креативной поведения.

Также следует отметить, что творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприятие нового и необычного;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. д., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.

Согласно модели творческого процесса, креативы могут быть подвержены психофизического истощения во время творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния во время творческого процесса ослаблен. Единственное, что ограничивает творчество - это истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что приводит к крайним эмоциональным состояниям.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

На основе исследований К. Тейлер и Р. Б. Кеттела было обнаружено четкое разделение личностных проявлений творческого поведения в искусстве и науке. Кроме этого деятельность бизнесмена более подобна деятельности ученого (по своим творческими проявлениями), затем в деятельности художника, артиста, литератора и т.д. Причем, личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях. Ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.

По результатам исследований, с точки зрения отношения уровня интеллекта и креативности, в том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек, чаще всего, адаптированная к среде, активная, эмоционально-уравновешенная, независимая и т.д. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким уровнем интеллекта, человек чаще всего невротическая, тревожная, плохо адаптирована к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предполагает выбор различных сфер социальной активности.

Творчество в отличие от различных форм адаптивного поведения, осуществляется не на принципах "потому что", или "для того чтобы" (каузальным и теологическим), а "несмотря ни на что", то есть творческий процесс является реальностью, которая спонтанно возникает и завершается.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...