Концепции креативности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов. В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорда в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способностей к творчеству. Были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стернберга, всего лишь 0,5% статей (с 1975 по 1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов-экспериментаторов была нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики. «Психометрические революция» в исследованиях креативности началась в начале 60-х годов и до сих пор не закончилась. Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорда и Е. П. Торранс. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием для этой концепции стала его модель структуры интеллекта. Гилфорда указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, который решает задачу, нужно на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько, но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, который идет в различных направлениях» (Дж. Гилфорда). Такой тип мышления предполагает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорда считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабом связь творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческих способностей и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается. Гилфорда выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образно-адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - продуцирование различных идей в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности Гилфорда и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (АКР), тестирующих преимущественно дивергентно производительность: 1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).
2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки). 3. Упорядочение изображений. «Нарисуйте объекты, используя такие фигуры: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние». Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0.9. Показатели их хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ограничено. Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торранса. Торранс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и получение результата. Идеальный, по Торранс, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торранс ограничился адаптацией и переработкой методик Южно-калифорнийского университета для своих целей. Торранс утверждал, что не пытался создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность). В состав батареи Торранса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, которые диагностируют соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Надежность тестов Торранса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные. В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торранса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых. Факторный анализ тестов Торранса обнаружил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.
Характеристика основных параметров креативности, предложенных Торрансом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема состоит в разбивании ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречи данного ответа в однородной группе. Опыт применения тестов Торранса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень большой, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен. Точность в тестах Торранса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Исследования, проведенные аспиранткой института психологии РАН А. Г. Алиевой, показали, что оригинальность и скорость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот. Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики.
Список использованной литературы 1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1984. 2. Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития / / Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН. 1991. 3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 5. Батищев Г. С. Диалектика творчества. М., 1984. 6. Бирюков С. Д. Генетические особенности пластичности поведения человека. Автореферат канд. Автор. М.: Институт психологии АН СССР. 1988 г 7. Богоявленский Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов-на-Дону, 1983. 8. Грузенберг С.А. Психология творчества. Минск, 1923.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|