XVI. Пионерское движение как фактор полового воспитания
Могучим организатором здорового коллективизма в переходном возрасте является пионерское движение. Оно же является самым могущественным соучастником в педагогической борьбе за здоровую сексуальность детства. Мы, понятно, говорим о правильно поставленном пионерском движении[206]. Все пожелания, которые мы в ряде глав высказывали выше в отношении к переходному возрасту, принципиально находят свое идеальное воплощение в пионерском движении. Пионерское движение широко раздвигает стены детучреждения, органически связывая жизнь детей со всей мировой классовой общественностью. Оно создает огромные по шири и необычайно яркие по конечным целям горизонты для развития героического воображения детей. Непосредственное, текущее, ближайшее, малое — тесно сплетено в нем с далеким, будущим, грандиозным. Неисчерпаемый материал для богатейших моральных взлетов создает одна уже установка на борьбу за интересы трудовых масс против злодейской банды эксплуататоров. Непрерывные стимулы для закалки, тренировки, так как иного нет пути к воспитанию смелого классового бойца, и в то же время бдительность к мелочным деталям повседневности, так как из этих крупиц постепенно и собирается социально огромное. Весь материал учебной и воспитательной работы находит свое отражение в пионердвижении, любое педагогическое задание может быть включено в формы пионерработы (по учебным дисциплинам, труду, исследовательские экскурсии и т. д. ), так как нет ни одного уголка бытия, который не был бы связан с тем или иным видом подготовки к классовой борьбе. Формы пионерработы необычайно благоприятны с точки зрения правильной организации сложных детских взаимоотношений переходного возраста. Работа насыщена романтикой героической общественности, требует неустанного труда и самодисциплинирования, протекает в часто меняющихся формах, дает непосредственный эффект, зорко учитывается, и все это происходит на виду у всего детского коллектива (звено, отряд), в еще более широком коллективно-детском окружении (район и т. д. ), в атмосфере тесной товарищески-деловой спайки, равной действенной связи полов, в условиях ясных этических норм и директив (законы пионера, традиции движения, особые градации у данного отряда, звена), при открытом контроле всех над всеми. Особенно ценно, что в пионердвижении не взрослая общественность навязывается детям, но содержание пионерских общественных установок формируется по уровню интересов и умений возраста, органически вырастая из естественных детских тяготений, врастая в наиболее дорогое для возраста, связываясь со всеми перипетиями ребячьего бытия (конечно, повторяем, при правильном построении пионерработы). И элементы общественности, и вопросы труда, и физкультура, и общеисследовательский рост — все это так или иначе входит в сферу влияния пионерработы, по-детски коллективизируется и рационально организуется.
Ценны для подростнического коллективизма и организационные формы пионерработы: от более мелкой до обширной группы (звено, отряд), и отсюда возможности сужения и расширения границ активности, смена вожачества и пр. Ясно, что формы и содержание пионерработы необычайно благоприятны для богатых, здоровых эмоциональных переключений, т. е. в конечном счете для здоровой организации сексуальных процессов. Вместе с тем мы должны еще особо указать на непосредственное значение пионерработы для повседневного детского полового быта. В пионеротряде очень редки половые группировки и половые подходы друг к другу — так велика общественно-этическая задержка и наличность действенной спайки, тем более, что жизнь протекает на виду у всех, укрыться нельзя, наблюдают все за всеми. Всегда имеется возможность вовремя уловить, учесть нежелательное и отвлечь от него. В этической пионерской установке рождается своеобразная мягкая ирония детей к «флиртерам», «кокеткам», и без трагизма ненужные, ранние сексуальные слои детских отношений сглаживаются (десятки фактов из практики пионерработы, любопытные образцы таких мягко-юмористических заметок в пионерских стенгазетах). Конечно, и контроль, и «ирония» требуют уменья, но ведь и вся пионерработа требует основательных, ответственнейших методических предпосылок[207].
К сожалению, кое-что отрицательное, с точки зрения полового воспитания, имеется и в современных организационных формах пионердвижения. Несвязанность основной пионерработы со школьными учебно-воспитательными влияниями, обусловленная организацией отрядов при предприятиях, а не при детучреждениях, отрицательно отражается на глубине результатов этой работы. Пионерфорпосты при школах не могут, конечно, заменить пионеротрядов, и в основном тесной спайки, глубинной связанности пионерработы со школой почти не существует в массе, что вредно отражается и на школе и на пионерработе. Конечно, для организации пионеротрядов при предприятии имеются серьезные политические причины (по примеру партячеек), так как цель пионердвижения — политически-воспитательная, однако в педагогическом отношении — в частности, для увязки совместных мер по половому воспитанию — это не совсем хорошо. Вторым дефектом является то, что дети являются новичками друг для друга: текучесть состава пионеротрядов, несвязанность детей друг с другом до включения их в отряд. На правильном развитии половых проявлений отражается длительность общественной, действенной, учебной связанности детей друг с другом: чем больше, дольше они соприкасались как товарищи, друзья, тем меньше сексуальности вносят они в свои отношения в переходные годы. Если же они — взаимные новички, это является добавочным стимулом для любопытства, которое при неблагоприятных условиях может превратиться и в эротически-сексуальное любопытство со всеми отсюда вытекающими последствиями. О других дефектах пионерработы распространяться здесь не приходится, так как не это — цель брошюры. Отметим лишь чрезвычайно бедную методическую разработанность этой огромной, новой, педагогической области и слабую подготовку ее практических работников. Между тем именно половое воспитание от пионердвижения ждет решающей для себя помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|