Выразительные средства русского языка
9 класс
Выразительные средства русского языка 1. Выразительные средства фонетики (звукопись): - ассонанс – повторение гласных звуков; - аллитерация – повторение согласных звуков; - звукоподражание – имитирование звуков словами; - рифма. 2. Выразительные средства словообразования: - паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но разные по сфере употребления (одеть – надеть); - парономасы – разнокорневые созвучные слова (поласкать – полоскать). 3. Выразительные средства лексики (тропы): - омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию; - синонимы – слова, близкие по значению; - антонимы – слова, противоположные по значению; - метафора – замена одного слова другим по признаку сходства: называется один предмет из двух («Ель рукавом мне тропинку завесила» = веткой); - сравнение – сопоставление предметов: называются оба предмета (как розы, раскраснелись щеки); - метонимия – перенос наименования: а) произведение – автор (читаю Гоголя = произведения Гоголя); б) отличительная черта, орудие – лицо (метла метет дорожки = дворник); 3) вместо названия действия – описание ситуации («У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут = французы выступили на рассвете»). - синекдоха – разновидность метонимии: а) мн. ч. – ед. ч. («И было слышно до рассвета, как ликовал француз» = французы); б) часть – целое (пришел листопад = осень). - эпитет – художественное определение; - олицетворение – оживление, очеловечивание (береза задумалась); - гипербола – преувеличение (горы выше неба); - литота – преуменьшение (мальчик-с-пальчик);
- лексический повтор – намеренное повторение слова; - фразеологизмы – устойчивые выражения (перевернуть с ног на голову). 4. Выразительные средства синтаксиса (фигуры): - риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («Куда ты мчишься, гордый конь? »); - риторическое восклицание – восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность и выразительность речи (Какое лето! Что за лето! ); - риторическое обращение – обращение к неодушевленным предметам («Мечты, мечты! Где ваша сладость? »); - инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении («И долго милой Мариулы я имя нежное твердил»); - градация – расположение однородных выразительных средств в порядке усиления или ослабления признака (Радостное, праздничное, лучезарное настроение); - антитеза – противопоставление; - оксюморон – соединение противоположного, несовместимого («Люблю я пышное природы увяданье»); - перифраза (перифраз) – замена слова описательным выражением («Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» = Михайловское); - синтаксический параллелизм – одинаковое строение предложений («Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской»); - анафора – одинаковое начало предложений (Вдали слышался шум. Вдали грохотали пушки); - эпифора – одинаковый конец предложения (Шел дождь – я радовался. Светило солнце – я радовался. Гремел гром – я радовался); - парцелляция – расчленение предложения (Я долго. Шел. Поэтому устал).
Сложные предложения
союзные бессоюзные
сложносочиненные сложноподчиненные
Сложносочиненные предложения Сложносочиненными называются сложные предложения, где простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Например: На улице резко похолодало, и дачники забеспокоились о будущем урожае; [ ], и [ ].
Между простыми предложениями в составе сложносочиненного ставится запятая. В ССП может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри другие знаки препинания. Например: Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил днем; а ночью, мрачной, темной, все казалось другим, незнакомым. В ССП может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе неожиданный результат, резкое противопоставление, неожиданное присоединение по отношению к первой части. Например: Он делал вид, что слушает хозяйку, изумлялся самым простым вещам, хлопал себя по колену – и опять он говорил только о себе (неожиданное присоединение). Спроси – и не скажу (резкое противопоставление).
В ССП запятая не ставится: 1. Если части ССП имеют общий второстепенный член, обособленный, придаточную часть, вводную конструкцию. Например: Теперь же все вокруг было видно до мельчайших подробностей и природа ликовала. Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела. Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал. 2. Если одна или несколько частей ССП поясняют другую (другие). Например: Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода и слышался звук падения камней. 3. Если обе части ССП представляют собой назывные или безличные предложения. Например: С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Однако если таких предложений больше 2-х, знаки препинания ставятся по правилу однородных членов предложения. Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед. 4. Если части ССП представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения, то есть объединены общей интонацией. Например: Где будет собрание и кто его председатель?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|