Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Срок погашения задолженности




Срок погашения, т. е. длительность периода, в течение которого выплачивается (гасится) задолженность, обычно определяется временем полезной службы ресурса, приобретенного из заемных средств, однако может несколько варьироваться. Если кредитор реально заинтересован в заключении договора, он может несколько увеличить срок и реструктурировать задолженность, с тем чтобы денежные потоки заемщика оказались достаточными для ее погашения. Обычно самый короткий срок погашения бывает у кредитов на пополнение оборотных средств, а самый долгий – у кредитов на недвижимость. Необходимо помнить, что чем продолжительнее срок, тем ниже ежемесячные выплаты – как основные, так и процентные, – однако самих платежей больше и общая сумма процентов (а значит, и всех выплаченных денег) выше.

Многие кредиторы соглашаются отсрочить начало погашения основной суммы и в течение первых нескольких месяцев брать только проценты. Часто они делают это, когда заемщик – начинающая или быстро развивающаяся компания, так что ее расходы временно превышают доходы. Благожелательно настроенный кредитор может предоставить такую отсрочку на период до года; случается, хотя и реже, что банк, чтобы выручить компанию, замораживает погашение основной суммы и на более длительный срок. Но процентные платежи, за очень редкими исключениями, не замораживаются. Если заемщик не платит проценты, это стандартно рассматривается как невыполнение долгового обязательства и обычно влечет требование немедленно вернуть весь непогашенный долг.

Ставка

Большинство предприятий сейчас получает кредиты под плавающий процент. Этот процент исчисляется как сумма двух слагаемых – так называемой базовой ставки, по которой банк кредитует своих «лучших» клиентов, и некоторого X. Значение X часто равняется 0,5-2%, но может доходить до 3 и даже 4%, если дело представляется кредитору рискованным (или он видит другие причины, чтобы повысить ставку). Эффективная ставка, фактически подлежащая выплате, колеблется в зависимости от изменения базовой ставки и, соответственно, может меняться каждый месяц.

Плавающий процент стал преобладающей формой кредитования в конце 1970-х гг., когда процентные ставки быстро менялись и кредитные организации решили, что не будут пытаться предусмотреть все эти колебания в своих портфелях кредитов с фиксированной ставкой, а переложат их на заемщиков.

Наверняка с кредитом будет связана масса других условий, правил и ограничений, сужающих свободу предпринимателя по распоряжению выданными средствами. Например, кредитор может оговорить, что повышение вознаграждения высшего руководства или получение дополнительного финансирования допускается только с его согласия.

При анализе возможностей бизнеса кредиторы, по сравнению с инвесторами, в общем и целом больше ориентируются на цифры и смотрят не так далеко в будущее. Они редко заглядывают вперед дальше, чем на два года, – срок, за который может быть обеспечена жизнеспособность бизнеса, но вряд ли раскроется его потенциал, – и настаивают на том, чтобы денежный поток был достаточным для погашения задолженности, а риск неудачи предприятия для них зачастую важнее перспектив успеха. Все это связано с их структурой доходов: кредиторы, в отличие от инвесторов, не участвуют в управлении финансируемыми предприятиями.

Очень важное достоинство кредита в том, что кредитные организации действуют намного быстрее инвесторов. Случается, они принимают решение и даже выдают кредит через два-три месяца после первого знакомства с бизнес-планом – это вовсе не сверхъестественное явление. Венчурным капиталистам на рассмотрение бизнес-плана нужно вдвое, а то и втрое больше времени. (Эти оценки относятся к ситуации, когда предприниматель и финансист ранее не сотрудничали друг с другом.)

Инвесторы

В данном разделе речь пойдет в основном о венчурных капиталистах. Это не единственный источник венчурного финансирования, и мы рассмотрим также другие варианты, но сделаем это позднее.

В действительности очень многие авторы бизнес-планов пишут их в расчете именно на венчурного капиталиста, т. е. обращаются к распорядителю некоторого фонда, принимающему решения о том, в какие компании этот фонд будет инвестировать. Стандартно венчурный капиталист интересуется молодыми «энергичными» компаниями со значительным потенциалом роста – постоянно действующими, а не «однодневками» (но и девелопмент – тоже не его сфера).

Большинство в сообществе венчурных инвесторов до сих пор составляют первичные венчурные капиталисты – состоятельные люди или группы, не связанные непосредственно с какими-либо формальными фондами. Возможности финансирования посредством «венчурного капитала» меняются от одного экономического цикла до другого, а так называемые ангелы продолжают инвестировать в компании, начинающие свою деятельность и находящиеся на ранних стадиях развития.

Инвесторы часто оценивают предпринимателей более придирчиво, чем кредиторы. Отчасти это связано со сравнительно небольшим в их случае числом договоров, что позволяет им тратить больше времени на проверку всех обстоятельств. У некоторых инвесторов, имеющих опыт предпринимательской деятельности, выработалось «шестое чувство», подсказывающее им, чего можно ждать от автора того или иного бизнес-плана.

Венчурный фонд

Венчурные фонды обычно создаются как товарищества с ограниченной ответственностью, в которых главным партнером является профессиональный менеджер. Этот менеджер – или управляющая компания – обычно вносит в фонд лишь незначительную часть его капитала, нередко 1%. Все остальное – средства других партнеров, которые вкладывают деньги с высоким риском и могут получить значительную прибыль, но не участвуют в управлении текущими делами фонда.

В качестве таких партнеров выступают в большинстве случаев финансовые организации, пенсионные фонды и компании, реже – состоятельные частные инвесторы. Минимальная сумма участия составляет несколько сот тысяч долларов, а в некоторых случаях превышает миллион – именно поэтому среди участников подобных фондов мало частных лиц.

Венчурные капиталисты – как фонды, так и частные лица – заинтересованы в первую очередь в двух вещах. Это:

  • доходность 25-50% (или выше);
  • возврат инвестиций в течение сравнительно короткого периода времени.

Оба требования связаны со спецификой функционирования венчурных фондов. Срок жизни такого фонда ограничен и составляет обычно от 8 до 13 лет. В первые годы его существования менеджеры рассматривают сотни предприятий в поисках возможностей инвестирования. В зависимости от размера капитала и числа менеджеров в управляющей компании фонд за время своего существования способен инвестировать в 10-50 компаний. Венчурные капиталисты не любят распылять средства и силы, поскольку предпочитают держать вложенные деньги под строгим контролем; известны даже случаи, когда они брали на себя управление компаниями, состояние которых их тревожило.

При венчурном инвестировании финансисты часто идут вабанк. Чтобы фонд в течение всего времени существования мог получать доходность на уровне 25 или, что тоже вполне возможно, 50%, ему нужно найти одно или два очень успешных предприятия – это скомпенсирует ущерб, нанесенный вложениями в предприятия, которые не вышли на предполагавшийся уровень доходности или просто потерпели крах.

Каждый фонд надеется найти компанию с огромной отдачей на вложенный капитал – такую, как Federal Express, Apple Computer или Lotus Development Corporation, – чтобы добиться нужных показателей при том, что эффект от других инвестиций будет не столь блестящим.

Быстрый возврат инвестиций очень важен в силу того, что в конце определенного заранее срока существования фонд ликвидируется, а его средства возвращаются инвесторам. Если компания к этому моменту еще остается в частном владении, ее акции неликвидны, и их, как следствие, трудно распределять. Возврат инвестиций венчурных капиталистов обычно происходит двумя путями. Первый из них – преобразование компаний, в которые были вложены средства, в публичные, т. е. публичная продажа их акций. Второй вариант – продажа доли в компаниях другому инвестору с расчетом денежными средствами либо ликвидными акциями публичной компании.

Венчурные фонды оплачивают труд своих менеджеров по схеме, весьма отличной от той, которая используется в кредитных организациях: менеджер получает ежегодно процент от тех активов, которыми управляет, – стандартно 2-3%, – а при ликвидации фонда ему выдается непропорционально большая часть дохода – нередко 20% суммы, оставшейся после возвращения инвесторам первоначального капитала.

Соответственно, принимая решение о том, куда направить инвестиции, менеджеры фондов руководствуются иными критериями, чем менеджеры банков. Предприятие, способное принести высокие прибыли, ассоциируется в их сознании со следующими характеристиками.

  • Способности предпринимателя. Чаще всего инвесторы интересуются зрелостью, опытом создания новых предприятий, историей успешных начинаний. Качества, отличающие хорошего бизнесмена, каждый венчурный капиталист определяет субъективно, а в их оценке часто руководствуется одной лишь интуицией.
  • Функционально сбалансированная команда. В наши дни для венчурных капиталистов приобретает все большее значение состав команды руководителей, отвечающий потребностям нового предприятия. Менеджеры фондов не могут тратить много времени на помощь компаниям в выстраивании управления и налаживании работы – соответственно, им больше нравится видеть перед собой не одного человека, а группу энергичных профессионалов.
  • Наличие уникальных особенностей. Венчурные капиталисты всегда предпочитают иметь дело с предприятиями, работу которых трудно скопировать конкурентам. Во многих случаях конкурентные преимущества таких предприятий защищены патентом, лицензией, торговой маркой или иным способом, предусмотренным законом.

У многих венчурных фондов есть, кроме того, определенные предпочтения, касающиеся типа финансируемых предприятий или запрашиваемого объема инвестиций. Так, одни фонды снабжают стартовым капиталом начинающие компании, другие специализируются на более крупных инвестициях, которые предоставляют во втором или третьем раунде финансирования предприятиям, обладающим некоторой, хотя и недолгой, историей и успевшим как-то себя зарекомендовать. Чтобы определить инвестора с подходящими для вас предпочтениями, можно воспользоваться такими источниками, как справочник Who's Who in Venture Capital, выпущенный издательством Wiley-Interscience, и Venture Capital Journal – периодическое издание, публикуемое компанией Venture Economics.

Венчурные капиталисты в целом спокойнее, чем кредиторы, относятся к вопросам обеспечения. Поскольку потенциальный выигрыш очень высок, они с большей готовностью идут на риск. При венчурном финансировании, точно так же, как и при кредитовании, тот факт, что предприниматель вносит в бизнес собственные средства, подтверждает серьезность его намерений, однако финансовые коэффициенты не играют для инвесторов такой роли, как для банкиров. Инвесторов больше интересует целеустремленность предпринимателя в сочетании с его ресурсами.

Стандартно венчурные капиталисты запрашивают для себя как минимум одно место в совете директоров. Случаи, когда они с самого начала настаивают на постоянном контроле компании, довольно редки, однако почти все инвесторы будут этого требовать, если возникнет угроза потери вложений. Во многих соглашениях о венчурном финансировании предусмотрен формальный механизм отстранения владельца от руководства предприятием, если бизнес не приносит ожидаемых результатов. Другой вариант – инвестор при необходимости добивается смены высших менеджеров компании, используя свое положение в совете директоров.

При благоприятных обстоятельствах процесс получения венчурного финансирования имеет определенные временные рамки. Соответствующие сроки выдерживаются, если у компании есть готовый бизнес-план, хорошо сформулированная стратегия, полноценная команда руководителей и заслуживающие доверия рекомендации.

В течение 4-6 недель предприниматель занят составлением бизнес-плана, одновременно он определяет подходящие для себя источники финансирования. Затем события разворачиваются так.

  • Недели 1–2. Первичный контакт с потенциальным источником финансирования – письмо или телефонный звонок.
  • Неделя 3. Отправка почтой резюме или полного плана.
  • Недели 4–6. Первая личная встреча с представителями источника (или источников) финансирования.
  • Недели 7–18. Последующие контакты – личные встречи, телефонные переговоры, посылка дополнительной информации или дополнений к бизнес-плану.
  • Неделя 18. Предложение от источника финансирования.
  • Недели 19–26. Выработка условий соглашения, подготовка документов.
  • Неделя 26. Заключение соглашения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...