Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный» 26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали» 26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности 27.1. Конфликты между учениками в школе 27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками Глава 28. Инновационные конфликты 28.1. Инновация как объект конфликта 28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов 28.3. Регулирование инновационных конфликтов Глава 29. Межгрупповые конфликты 29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов 29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376 29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380 29.4. Внутриполитические конфликты 384 Глава 30. Межгосударственные конфликты 390 30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390 30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396 Раздел VII. Основы предупреждения Конфликтов 397 Глава 31. Прогнозирование и профилактика Конфликтов 398 31.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов 398 31.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов 400 31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404 Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408 32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней 408 32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412 32.3. Психология конструктивной критики 417 32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420 Глава 33. Оптимальные управленческие решения
Как условие предупреждения конфликтов 425 33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425 33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439 Глава 34. Компетентная оценка результатов Деятельности как условие предупреждения конфликтов 443 34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443 34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446 Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс 35.1 Психологические факторы нормализации стресса 35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса 35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы Выполните задания Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов 36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов 36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов 36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании tenutbnuirrr\o конфликтов 37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов 37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов 37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции 38.2. Динамика переговоров 38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса 38.4. Психологические условия успеха на переговорах 38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками) Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания Список литературы Предисловие Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасшабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия поставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития Предисловие и разрешения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Восемь лет назад СССР прошел одну точку бифуркации, повернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, согласие, компромисс.
Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты слишком специфичны. Научить конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — конфликтологии. Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретические основы науки, очертить контуры сложившейся парадигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития. Согласно ГОСТу общего и профессионального образования «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников — социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфликтов, говорит о наличии устойчивой потребности в систематизированных знаниях по данной проблеме у студентов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно назвать «Введение в теорию конфликта» (В. Дружинин, Предисловие Д. Конторов, М. Конторов, 1989), «Введение в общую теорию конфликта» (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993), «Введение в конфликтологию» (А. Анцупов, А. Малышев, 1995), «Введение в военную конфликтологию» (В. Щипков, 1996), «Конфликтологию» (А. Бандурка, В. Друзь, 1997), «Основы конфликтологии» (А. Дмитриев, Ю. Запрудский, В. Казимирчук, В. Кудрявцев, 1997) и др. В 1992 г. авторами данного учебника был составлен междисциплинарный библиографический указатель публикаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников [9]. В 1996 г. количество публикаций по проблеме конфликта достигло 2247 [8]. Анализ печатных работ показал, что конфликт изучают представители одиннадцати научных дисциплин: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия. Однако каждая наука исследует конфликт изолированно от других, междисциплинарные связи между ними практически отсутствуют. Не обеспечена преемственность исследований и внутри каждой науки. Специалисты, как оказалось, знают около 10% публикаций по проблеме конфликта в своей науке. Все это вызывает настоятельную необходимость в ознакомлении конфликтологов с общим состоянием изучения конфликтов во всех 11 отраслях конфликтологии.
Российская конфликтология находится сегодня на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. В 1992 г. были намечены первые контуры междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний, в основе которой лежали системный и эволюционный подходы. За прошедшее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведено значительное количество интересных и важных исследований проблемы конфликтов. Вместе с тем отечественные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, генезису, структуре, функциям и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов Предисловие системных представлений о содержании конфликтологической науки. Потребность студентов в более или менее систематизированных междисциплинарных конфликтологических знаниях побудила авторов подготовить данный учебник. Мы надеемся, что он также будет полезен для специалистов-конфликтологов, поскольку дает общее представление о междисциплинарном объектном поле конфликтологии, поднимает проблемы, которые до этого исследователями не ставились, намечает контуры новой парадигмы конфликтологического знания. Сопоставление позиций различных авторов, ссылки и цитирование, насколько это возможно, сведены в учебнике к минимуму, дабы облегчить читателю формирование целостного представления о таком противоречивом и разноплановом явлении, как конфликт. Авторы надеются, что читатели будут оценивать учебник по тому, что в нем есть, а не по тому, чего в нем нет. Процесс познания бесконечен, поэтому в самой хорошей книге нет бесконечно многого из тех знаний, которые в принципе могут быть получены об описываемом явлении. Поскольку конфликтология только выделяется в самостоятельную науку, первый учебник по этой дисциплине может быть только авторским. В нем изложены авторские позиции по рассматриваемым проблемам, которые, естественно, могут обсуждаться и совершенствоваться. Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.
Авторы выражают глубокую признательность Анцуповой М.Д. и Баклановскому С.В. за большую помощь в подготовке учебника к изданию. Введение в конфликтологию Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях. К. Лоренц
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|