Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

З. Изучение конфликтных отношений в социальных группах




Для изучения межличностных конфликтов, а также кон-фликтогенных явлений (социально-психологическая напря­женность в отношениях, несовместимость, наличие микро-

10. Применение методов психологии в конфликтологии 159

групп с отрицательной направленностью) используются,мето­ды и методики социальной психологии- наблюдение, социо­метрия, опросы, ретроспективный анализ конфликтов, изуче­ние документов, эксперимент.

Наблюдение. Как междисциплинарный метод применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутрилич-ностного до межгосударственного. Как метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирова­ния конфликтных событий наблюдение обладает рядом досто­инств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непо­средственно. Это может быть обеспечено участием в конфлик­те (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприяти­ем конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участ­ник, медиатор). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффектив­ность воздействия. При наблюдении обеспечивается естествен­ность условий, в которых протекает конфликт. Конфликт на­блюдается в динамике.

Однако наблюдение конфликта имеет и минусы: частный характер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влия­ние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта и его психика под­вергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом фак­ты с личностной окраской не могут быть фактами научными. Необходимо учитывать влияние личного опыта, знаний, уста­новок, эмоционального состояния наблюдателя на результаты изучения конфликта. Известна также трудоемкость оформле­ния итогов наблюдения.

Социометрия. Как социально-психологический тест, приме­няемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработан американским социальным психологом и психиатром Я. Морено. В конфликтологии применяется для выявления напряженных, конфликтных взаимоотношений в малой группе. Основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям. Разработаны различные модификации социомет-

160 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

рии. Так, координатно-социограммный метод [101] позволяет, по мнению автора, выделять в исследуемых группах конфликт­ные пары, индифферентных личностей, микрогруппы с поло­жительным и отрицательным статусами в официальных и не­официальных подсистемах общения.

Модульная методика диагностики межличностных конфлик­тов разработана на основе идей социометрии, однако более эффективна при изучении конфликтных явлений, нежели тра­диционная социометрия [4]. Модульная структура включает четыре базовые измерительные шкалы (отношение к каждому члену группы; представление об отношении каждого к нему самому; качество выполнения должностных обязанностей; раз­витость нравственных качеств) с фиксированными оценками в пределах от +5 до —5 баллов. Методика позволяет рассчитать ряд индексов, в частности, индекс конфликтности группы и ин­дексы конфликтности каждого ее члена. (Подробнее см. гл. 11.)

Пространственная социометрия представляет более «мягкий», не слишком очевидный по откровенности выбора, вариант социометрии. Позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения, и тех, с кем у него безразличные или конфликтные отношения. При­меняется в работе детских и школьных психологов, в ходе со­циально-психологических тренингов.

Цветовой тест отношений (ЦТО) применяется в тех случа­ях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от психолога своих конфликтных отношений в группе. ЦТО базируется на предположении о том, что существенные харак­теристики отношений и порожденных ими состояний корре­лируют с цветовой гаммой. Цветовая гамма (цветоассоциации) позволяют выявить скрытые взаимоотношения в группе, минуя защитные механизмы. В ЦТО используется набор цветовых стимулов из восьмицветного теста Люшера.

Опросник Б. Кросби и Дж. Шерер. Позволяет определить индекс конфликтности психологического климата в организа­ции. Опросник включает следующие факторы: баланс власти как субъективное чувство удовлетворенности сотрудников рас­пределением власти в организации; выражение чувств (насколько принято в организации открытое выражение эмо­ций и прежде всего негативных); отношение к открытому не­согласию (как чувствуют себя сотрудники организации, выска-

10. Применение методов психологии в конфликтологии 161

зывающие свое несогласие в процессе принятия решения); стиль решения конфликта руководителем: избегание открытого разрешения конфликта, давление на подчиненных в ходе об­суждения, сглаживание или открытая и объективная работа с людьми по регуляции конфликта.

Ретроспективный анализ конфликтов. В фрагментарном виде применяется сравнительно давно. А. Тащева разработала оп­росник для анализа конфликтных отношений супружеских пар — «ретроспективную рефлексию конфликтов» [86]. Респонден­там предлагалось ответить на вопросы, касающиеся наиболее типичных конфликтов, способов поведения, факторов эскала­ции конфликтов, что мешает их предотвращению, как ведет себя оппонент. М. Голыптейн-Бек на основе ретроспективного анализа 426 конфликтных ситуаций на промышленных пред­приятиях выявил, что преобладающую часть конфликтов (63,4%) представляют конфликты между руководителями и подчиненными. Применение ретроспективного анализа кон­фликтов в рамках ситуационного метода их исследования рас­смотрено в гл. 12.

Изучение документов для ретроспективного анализа кон­фликтов используется в социальной и юридической психоло­гии [41; 44; 86]. Так, В. Крапивин использовал различные до­кументы (рапорты, объяснительные записки, доклады и др.) для изучения межличностных конфликтов в военно-строительных отрядах.

Исходя из предположения, что в часто повторяемых сино­нимах термина «конфликт» отражаются привычные способы разрешения и характер конфликта, А. Тащева исследовала си­нонимический ряд этого понятия (ссора, спор, драка, столкно­вение, разногласия, напряженные отношения, недопонимание и др.). Анализ определений конфликта и синонимов осуществ­лялся методом контент-анализа, в ходе которого определялась частота употребления различных синонимов (отношение числа упоминаний данного синонима конфликта к общему числу от­ветивших на этот вопрос).

Метод опроса. Применяется при исследовании различных видов конфликта. Используются анкетирование, беседы, мас­совые и экспертные опросы. Так, Т. Полозова предложила ме­тодику определения внутригрупповой конфликтности [66]. Ее

6 Конфликтология

162 fff- Методы исследования и диагностики конфликтов

основу составляет метод экспертной оценки межличностных отношений членов коллектива, позволяющий, по мнению ав­тора, выделить конфликтные пары. Методика также включает выявление общих нормативов поведения в конфликтной си­туации, определение образа конфликтного и неконфликтного человека, оценку коллектива по биполярной шкале.

Разработана система диагностики педагогических социально-перцептивных барьеров и изучения их проявления в условиях педагогического конфликта. Используя сочинение на тему «Моя группа» в учебных группах ПТУ, Е. Первышева выделила кон­фликтные пары в этих группах [62].

Методика оценки психологического климата в группе с по­мощью шкалы-опросника Ф. ФидлераЮ. Ханина. Шкала состоит из противоположных по смыслу пар слов (антонимов). С их по­мощью можно описать атмосферу в группе (например, «дружелюбие — враждебность», «согласие — несогласие», «теплота — холодность» и т.д.). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре опрашиваемый поставит свою метку, тем более вы­ражены эти признаки в группе. По усредненным данным всех членов группы строится ее общий профиль. Так можно получить информацию об уровне конфликтности группы.

Методика «межличностный семейный конфликт» предназна­чена для выявления супружеских затруднений с целью кон­сультирования супружеской пары и коррекции отношений (В. Левкович, О. Зуськова) Методика представляет собой на­бор пятибалльных шкал, составляющих вопросник из 168 пунктов. Их содержание характеризует следующие сферы жизнедеятельности семьи: семейные роли; потребность в об­щении; познавательные потребности; материальные потребно­сти; потребности в защите «Я-концепции»; культура общения; взаимная информированность; уровень моральной мотивации; проведение досуга; частота конфликтов и способы их разреше­ния; субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга браком.

Методика «включенного конфликта». Разработана Ю. Баскиной [13]. Предназначена для диагностики родительского отноше­ния к ребенку 6—10 лет и позволяет выявить различия в отно­шении к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей. Родителю предлагается включиться в несколько кон-

10. Применение методов психологии в конфликтологии 163

фликтных ситуаций, основным участником которых якобы яв­ляется его ребенок. В процессе исследования зачитываются незаконченные рассказы, в которых описываются проблемы, характерные для детей 6—10 лет. Опрос проводится сначала с родителем, а затем с ребенком. Методика включенного кон­фликта не предполагает реальное взаимодействие родителя с ребенком. Она условно создает ситуацию общения между ни­ми. При этом выявляются типичные для родителей формы взаимодействия с ребенком. В результате коррекционной рабо­ты процент родителей в группе испытуемых, дающих в основ­ном жесткие указания, снизился с 66,7% до 27,7%.

Детский рисунок «Моя семья». Представляет проективную методику для выявления внутрисемейных отношений. Она ис­пользуется уже несколько десятков дет в практической психо­логии. О возможной конфликтности в отношениях ребенка с родителем могут свидетельствовать: отдаленность друг от друга; отсутствие члена семьи на рисунке; между ребенком и родите­лем нарисован какой-то барьер; деформация состава семьи; поза родителя по отношению к ребенку и др.

Эксперимент. Первые упоминания об экспериментальном изучении межличностных конфликтов в отечественной психо­логии относятся к середине 60-х годов [79]. С помощью моде­лей конфликтных ситуаций изучался процесс разрешения кон­фликтов. Использовались также западные методики. Так, Д. Поспелов исследовал внутригрупповые процессы в ходе не­нулевых игр с числом игроков, большим двух. За основу были взяты конфликтные модели А. Рапопорта и А. Чамаха.

Классической экспериментальной ситуацией стала «дилемма узника» [51], суть которой состоит в следующем. Двух подозре­ваемых по отдельности допрашивает прокурор. Оба они ви­новны, однако у прокурора имеются только доказательства их виновности в меньших преступлениях. Поэтому он предлагает каждому из преступников по отдельности признаться: если один сознается, а другой нет, прокурор гарантирует сознавше­муся минимальный срок (а его признание использует для об­винения другого в более тяжком преступлении). Если сознают­ся оба, каждый получит умеренный срок. Если ни один не при­знается, наказание для обоих будет незначительным. Итоговые сроки заключения указаны на рис. 10.2. Чтобы минимизировать собственный срок, многие признаются, несмотря на то, что со-

г

164 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

вместное признание ведет к более суровым приговорам, чем обоюдное непризнание. Так заключенные попадают в социаль­ную ловушку.

Признался Не признался

Признался

Не признался

Рис 10 2 Дилемма узника (в каждой клетке над диагональю указан при­говор заключенному А, под диагональю — приговор заключенному Б)

В 60-е годы группой отечественных ученых (А. Быстрицкая, В. Васильев, Ф. Горбов, М. Новиков, А. Саввин и др.) прово­дилась серия экспериментов по исследованию внутри группо­вых конфликтов в ходе совместной деятельности. Использова­лась методика, основу которой составляло устройство «Гомеостат». Предметом исследования выступала эмоциональ­ная и поведенческая сферы взаимоотношений людей в кон­фликтной ситуации. Для «провоцирования» группы к кон­фликту использовались: предъявление группе неразрешимых задач с предварительным обучением на разрешимых задачах; предъявление группе сложных задач с предварительным обуче­нием на легких задачах; внесение помехи в коллективную дея­тельность в результате скрытого участия экспериментатора в качестве одного из членов группы.

С целью изучения когнитивного конфликта и условий пе­рерастания его в межличностный Н. Фрыгина проводила экс­перимент, основой которого являлось групповое обсуждение рассказов по предъявленным картинкам из набора проектив­ной методики ТАТ [91]. Эксперимент в 80-е годы применялся преимущественно для изучения конфликтных отношений в

10. Применение методов психологии в конфликтологии 165

детской среде [72]. Кроме того, Э. Киршбаум эксперименталь­но моделировал типичные конфликтные ситуации в учебном процессе [37]. Им доказано, что психологическая защита как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе нежелательна.

Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях. Берутся простые конфликтные игры, разработанные в зарубежной психологии, и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие реальные столкнове­ния Во-первых, подобные исследования межличностных кон­фликтов связаны с трудностями организационного плана. Не­которые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе моделируемых конфликтов нельзя делать выводы применительно к жизненным ситуациям. Нет уверен­ности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реальных конфликтах. Кроме того, в эксперименте трудно смоделировать мотивацию, характерную для реальной конфликтной ситуации. А именно мотивация сторон является определяющей для многих параметров конфликта. Эти трудно­сти привели к тому, что эксперимент в настоящее время до­вольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Выводы

1. В конфликтологии используются методы и методики, разра­ботанные в других отраслях знаний, в первую очередь мето­ды психологии. С целью изучения внутриличностных кон­фликтов могут применяться: индивидуальная беседа; мето­дика Т. Лири; шкала депрессии; методика Г. Келлера; опрос­ник К. Томаса; методика по определению уровня внутрилич-ностной конфликтности.

2. Для определения уровня межличностной конфликтности личности могут быть применены следующие тесты и лично­стные опросники: опросник Басса — Дарки; диагностика МЛО; опросник Айзенка; 16-факторный опросник Кеттелла; шкала реактивной и личностной тревожности; методика «0-сортировка»; опросник К. Томаса и др.

г

166 ///• Методы исследования и диагностики конфликтов

3. Межличностные конфликты в группе обычно изучаются с помощью следующих методов и методик: наблюдение; со­циометрия и ее модификации; модульная методика диагно­стики межличностных конфликтов; цветовой тест отноше­ний; ретроспективный анализ конфликтов; изучение доку­ментов; различные типы опросов; проективные методики, в частности, детский рисунок «Моя семья»; эксперимент.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...