Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство и право в период нэпа.




Государственно-политическая система

Изменения политической системы в условиях переходного периода. Оформление диктатуры РКП(б). Судебные процессы над политической оппозицией 1921-1924 гг.

Изменения государственной системы в условиях переходного периода и многоукладной экономики. Реорганизация советской системы. Тресты. Синдикаты. Кредитная система. Биржи. Акционирование. Госплан.

Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Судебная реформа 1922 г. Создание прокуратуры. Адвокатура.Арбитраж.

Реорганизация органов государственной безопасности. Репрессии 1920-х гг. Борьба Советского государства с церковью.

Создание нового социалистического федеративного государства. Курс на образование федерации Советских республик. Дискуссии о принципах федерации. I съезд Советов СССР. Договор и Декларация об образовании СССР 1922 г.

Конституция СССР 1924 г. Разработка. II съезд Советов СССР и его решения. Основные принципы Конституции: союзные органы власти, управления и юстиции. Изменение статуса союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г.

Кодификация советского права в 1922—1924 гг.: КЗоТ 1922 г., Земельный кодекс 1922 г., Гражданский кодекс 1922 г., Уголовный кодекс 1922 г. Первые процессуальные кодексы. Создание общесоюзных кодификационных актов. «Основные начала уголовного законодательства» 1924 г., «Общие начала землепользования» 1928 г. Кодификационные акты республик. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

 

Раздел X.

Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.)

 

Трансформация политической системы и государственного аппарата в 1930—1940 гг. Формирование партийно-бюрократической диктатуры. Культ личности Сталина.

Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Ликвидация правовых основ многоукладной экономики. Принудительная коллективизация сельского хозяйства. Кредитно-финансовые реформы. Реорганизация управления промышленностью. Формирование командно-административной системы управления народным хозяйством.

Централизация правоохранительной системы. Создание прокуратуры СССР. НКВД. Внесудебные репрессии. Судебные процессы 1936—1938 гг. Система ГУЛАГа.

Разработка, принятие новой Конституции СССР 1936 г. Система союзных органов власти и управления, избирательная система, права граждан. Принципы федерации. Конституция РСФСР 1937 г. Административно-территориальное деление.

Изменения в государственной системе в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Чрезвычайные органы власти и управления. ГКО. Военное строительство. Военная юстиция.

Развитие государственно-политической системы в конце 40 — начале 50-х гг. Реорганизация государственного аппарата. Партийно-советская система управления. Политическая борьба в руководстве государства.

Развитие советской федерации. Присоединение новых территорий Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии. Изменения конституционных прав союзных республик в годы Великой Отечественной войны. Проблема национальных меньшинств. Репрессии в отношении «малых» народов. Ликвидация ряда автономий.

Развитие советского права

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг. Источники права. Ограничение гражданских прав. Паспортная система. Трудовое законодательство. Колхозное право.

Изменения в праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское, трудовое, колхозное, семейное, уголовное право. Чрезвычайное законодательство военного времени.

Развитие права в конце 1940—1950-х гг.

Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства. Основные изменения в праве. Соотношение общесоюзного и республиканского законодательства. Обновление уголовного и процессуального права. Основы уголовного законодательства 1958 г. Кодификация советского права, ее новые формы.

Раздел XI.

Государство и право в условиях кризиса социализма,

Распада СССР и формирования новой государственности и права Российской Федерации

Эволюция государственно-политической системы. Доктрина «общенародного государства». Реорганизация системы Советов. Рост партийно-советской бюрократии. Попытки экономических и хозяйственно-правовых реорганизаций.

Изменения государственного аппарата. Реорганизация ведомственного и территориального управления хозяйством. Реорганизация правоохранительных органов.

Проблема нового конституционного законодательства. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.

Изменения в политической системе в период перестройки. Доктрина социалистического правового государства. Возникновение новых политических партий и общественных движений. Съезды Советов СССР и РСФСР. Учреждение президентства. Изменения в советской системе. Распад СССР как федеративного государства

Формирование новой российской государственности.

Учреждение президентства в РСФСР. События августа 1991 г. и их государственно-политическое значение. Оформление Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

Семинаром называют занятие с преподавателем, которое состоит в обсуждении под его руководством узловых проблем истории отечественного государства и права. Семинар – основное средство проверки знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Целью семинарских занятий является обобщение, углубление, закрепление этих знаний, уточнение непонятых вопросов. На семинарские занятия выносятся наиболее важные и проблемные темы курса. По каждой из них дается перечень вопросов, которые необходимо самостоятельно проработать, используя указанную в пособии литературу. Студент должен подготовить конспект выступления по каждому предлагаемому вопросу. Преподаватель лишь обеспечивает надлежащий академический уровень занятий, выявляет и объясняет соотношение, происхождение и содержание истины и заблуждения в обсуждении вопросов заранее поставленной темы, но решать их предоставляет самим участникам семинара.

Порядок вопросов, поставленных на обсуждение в семинаре позволяет усвоить закономерности, внутренне присущие истории отечественного государства и права и ее научному знанию и познанию, в определенной степени раскрывает природу взаимных отношений общества, государства и права в единстве свойственных им неизменных признаков и сущностных перемен в непосредственной предметности общества государства и права.

Неизменность основных признаков общества, государства и права выражена постановкой на обсуждение одних и тех же вопросов применительно к различным обществам, государствам и памятникам права, возникшим на различных ступенях исторического развития.

Перемены же в обществе, государственности и праве представлены привлечением к обсуждению все новых и новых памятников отечественного государства и права, произведений их исследователей и сопоставлением внешне сходных и различных по существу явлений.

Первостепенное место в изучении истории отечественного государства и права отводится первоисточникам, к которым относятся судебники, созданные на различных этапах развития феодального строя, буржуазные кодификации, конституции. Знакомство с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля позволяет лучше представить и понять изучаемый материал.

Рекомендуется следующий порядок подготовки к семинарам:

1. Изучение соответствующих разделов учебной литературы - учебников, учебных пособий.

2. Непосредственная работа над первоисточником: усвоение фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику желательно составить краткий конспект с четким указанием места и времени появления документа, его характеристик с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.

Для правильного понимания первоисточника важно знать общую историческую обстановку, в котором он появился, понимать причины его появления. Для этого перед анализом первоисточника необходимо просмотреть записи лекций, изучить дополнительную литературу – как общеисторическую, так и историко-правовую. Эта литература позволит расширить учебный материал отдельных разделов учебника. Список дополнительной литературы по каждому изучаемому разделу, не является исчерпывающим. Студенты могут, ориентируясь на программу курса и планы семинарских занятий, самостоятельно подобрать дополнительную литературу. Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность студента к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при подведении итоговой оценки знаний студента.

 

Планы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов I курса Института права социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...