Произвольность психической активности
Важность произвольности собственной активности, как одной из основных составляющих развития ребенка, подчеркивается многими авторами. Г.Г. Кравцов (1994), рассматривая проблемы соотношения воли и произвольности, подчеркивает, что направление движения развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны внутренней свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть становлением произвольности». Таким образом, показывая отсутствие барьера между волей как осмысленной инициативой, определяющей целостную личность, и произвольностью, произвольное поведение рассматривается как поведение свободное, то есть построенное субъектом (в данном случае развивающимся ребенком) по собственным правилам, в то же время согласующееся с принятыми в обществе нормами. Сознательность, или осознанность, является основной характеристикой произвольного поведения. Итак, произвольность, рассматриваемая как функция, «модулирующая» все развитие ребенка, детерминирующая, в частности, психические возрастные новообразования, должна быть поставлена на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер и структур ребенка. В этом случае можно сделать ряд практически значимых выводов, одним из которых является определение для возрастного этапа конкретного ребенка ведущей деятельности в зависимости от вида и уровня сформированности его произвольности психической активности. Рассматривая структуру произвольности психической активности как одной из предпосылок или составляющих психической деятельности, необходимо отметить первый по последовательности формирования, лежащий в «основании» произвольности уровень, а именно — произвольную сенсомоторную активность. Правильная последовательность формирования сенсомоторной активности, в том числе произвольной, в онтогенезе, ее динамическая структура и особенности, физическое развитие ребенка в целом являются важнейшими компонентами психического развития, основой «развертывания» программы развития в широком смысле этого понятия.
«Произвольность» сенсомоторных актов понимается нами не как осознанность, «рефлексия» собственных движений, но как возможность выполнения тех или иных сенсомоторых актов в соответствии с воздействием внешней среды, ее объектов. Нельзя не отметить, что на определенном этапе развития подобная активность «перерастает» в произвольную двигательную активность и приобретает возможность стать «опроизволенной» в соответствии с теорией Н.А. Бернштейна (1947). Собственно говоря, сенсомоторная, а в дальнейшем и собственно произвольная двигательная активность является в возрасте от рождения до года одним из основных элементов развития ребенка, той функцией, которая развивается, на наш взгляд, «на один шаг» раньше всех и в буквальном смысле «тянет» развитие и познавательной, и эмоциональной сферы. Произвольность собственной активности своими корнями уходит непосредственно в формирование сенсомоторной произвольности. В дальнейшем она преобразовывается, переходит на уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций (память, внимание, произвольность различных форм мышления). Произвольная ВПФ осуществляется только на определенном этапе речевого развития ребенка, когда собственная речь, а перед этим речь взрослого, «опосредует» эту форму произвольной регуляции. Так, маленький ребенок, подходя к горячему утюгу, сам себе говорит: «Нельзя!», тем самым опосредуя речью свое собственное поведение. Позже в результате интероризации речи этот процесс «сворачивается», становясь истинно операциональным.
Наиболее поздно начинает формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Вначале этот уровень произвольности точно так же опосредуется присутствием взрослого, его речью и эмоциональной оценкой поведения ребенка. Понятно, что эти уровни никоим образом не формируются в линейной последовательности, друг за другом, а имеют периоды «перекрытий» (см. далее законы развития). Так, эмоциональная оценка матери чрезвычайно важна и для сенсомоторного развития ребенка, а произвольность ВПФ частично может определять и произвольность движений. Но принципиально то, что последовательность формирования произвольности от наиболее простого сенсомоторного акта к наиболее сложному — эмоциональной регуляции должна сохраняться. Таким образом, структуру произвольности психической активности можно представить в следующем виде: 1-й уровень — произвольность сенсомоторной активности; 2-й уровень — произвольность регуляции ВПФ; 3-й уровень — произвольность эмоциональной регуляции. Следует еще раз подчеркнуть, что наиболее важным, по крайней мере, на первом году жизни, является формирование сенсомоторных актов, последовательность и сроки овладения собственным движением. Детальный анализ развития сенсомоторной и двигательной активности ребенка, их гетерохронное взаимодействие с другими сторонами развития ребенка в целом, а также их влияние на все стороны психического развития предполагается описать в издании данной серии, посвященной раннему развитию ребенка. Здесь мы только наметим основные положения и законы развития, имеющие непосредственное отношение к формированию одного из уровней произвольности психической активности. Отметим, что степень сформированности 1-го уровня произвольности психической активности непосредственно влияет на характер отклоняющегося развития ребенка. В связи с особой важностью этой составляющей базовых предпосылок необходимо остановиться на законах развития движений [9]. Знание законов развития движений важно еще и потому, что эффективность коррекционных программ зависит в большой степени от того, насколько в своей работе с моторикой ребенка специалист следует им. Забегая вперед, скажем, что большинство развивающе-коррекционных программ (см. раздел 4) созданы с использованием этих законов. Отметим также, что некоторые из них (цефало-каудальный, проксимо-дистальный законы, закон вертикальной оси) являются законами формирования не только двигательной активности, но и пространственных и пространственно-временных представлений (последнее является вполне понятным, поскольку формирование пространственных представлений происходит только через двигательную активность).
Законы развития движений 1. Закон преемственности функций. Становление двигательных навыков преемственно и поэтапно. Для овладения ребенком той или иной функцией в полном объеме развитие его должно пройти несколько этапов, на которых происходит закладка «фундамента» будущих функций. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований могут варьироваться, но последовательность их становления остается неизменной. 2. Закон перекрытия стадий. Последовательные стадии в развитии двигательных функций «перекрывают» друг друга: ребенок осваивает одни из них, совершенствуясь в предыдущих. При заболеваниях в наиболее уязвимой позиции оказывается функция развивающаяся. То же касается и двигательного развития. Страдают в первую очередь осваиваемые функции. 3. Закон последовательной дифференциации. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции движений. Сначала формируется совместное (общее) движение, которое в дальнейшем осуществляется изолированно (например: сначала голова ребенка движется вместе с туловищем, затем происходит дифференциация движений). 4. Цефало-каудальиый закон определяет последовательность включения различных частей тела в «работу»: развитие движений идет от головы к рукам, от рук — к туловищу и к ногам. 5. Развитие и совершенствование движений идет также в соответствии с проксимо-дистальным законом: вначале ребенок овладевает движениями частей тела ближних (проксимальных) по отношению к средней линии тела, а затем — дальних (дистальных). Например, контроль над движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.
Помимо этих основополагающих законов, разработанных в школе отечественной неврологии, хотелось бы добавить еще один из важных принципов развития движений — Закон основной оси, в соответствии с которым движения ребенка совершенствуются в плоскости, параллельной его основной оси, средней линии тела (то есть позвоночника). Отсюда понятно, что плоскость основной оси может быть как горизонтальной (когда ребенок лежит), так и вертикальной (когда он садится или стоит). Следует отметить, что первые два закона (принципа) являются основополагающими не только для формирования двигательной активности, но и всего психического развития в целом. Нарушения этих законов мы и видим, сталкиваясь с вариантами отклоняющегося развития. Движение ребенка неразрывно связано с развитием пространственных и пространственно-временных представлений как еще одной предпосылки и составляющей психической деятельности, которая, в буквальном смысле «переплетаясь» с формированием произвольной двигательной активности, и является, пожалуй, наиболее важным показателем развития ребенка в самом раннем возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|