Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика и её функции в обществе




Соотношение права и политики, их взаимосвязь и взаимодействие

Политика право социальный общество

 

 


 

Введение

 

На соотношение права и политики сегодня существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право, прежде всего, доминирует над политикой, такое понимание сложилось ещё в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы как бы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая обычно стремится удержаться неправовыми методами. Вторая же точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: «Политика - концентрированное выражение экономики, а право - концентрированное выражение политики». Подобное соотношение характерно для ещё остающихся на планете тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Конечно же, категория собственности является основой и правовых и политических норм, поскольку тот, кто обладает собственностью, обладает и юридической свободой и политической властью. Правовые нормы возникают из отношений людей, собственности и, затем уже, в результате соответствующей правотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы - собственности, выступают как нормы, регулирующие отношения партий по поводу политической власти.

Исторически давно уже признано, что в нормальном демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жёстко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Исходя из наиболее известных на сегодняшний день концепций, можно отметить, что понятие «право» употребляется в трёх значениях: 1. в позитивистском понимании - как система социальных норм, которые устанавливаются или санкционируются только государством; 2. в широком понимании - как совокупность идеальных возможностей, существующих независимо от посторонней воли у каждого человека; 3. в субъективном смысле - как устанавливаемая или санкционируемая только государством возможность субъекта совершать определённые действия. Можно отметить, что для теории и практики важно сегодня использовать симбиоз лучших достижений каждого подхода. Политику же определяют прежде всего:

. как участие в деятельности политического актора конкретного индивида (это - микроуровень).

. как деятельность акторов (в т.ч. - государства), направленная на реализацию определённых интересов путём использования политической власти (это - макроуровень).

. как совокупность событий жизни общества и государства. 4. как стратегию действий социального субъекта, в т.ч. индивида.

Годы уже более чем двадцатилетних преобразований в России дают обильную пищу для размышления о том, какие новые явления вошли в нашу политическую и правовую жизнь и что, собственно, собой представляет на сегодняшний день соотношение права и политики. Их взаимосвязь и взаимодействие.

 

 


 

Политика и её функции в обществе

 

Функции политики в обществе - специфическая сфера социальной жизнедеятельности, охватывающая собой соответствующие плоскости бытия конкретного общества. Политическая жизнь - во многом процесс производства и воспроизводства политических отношений, возникающих между людьми по поводу удовлетворения тех или иных интересов. Разумеется, важно учитывать тот факт, что в любой форме бытия, в том числе и в политической, присутствуют как сознательно-творческие, так и стихийные начала и что роль их на различных исторических этапах может проявляться по-разному.

Анализируемые элементы и стороны функций политики в обществе (формирование правового государства, цели и средства в политике и праве, права человека и законные интересы, власть и деньги, лоббизм и популизм, элиты и их привилегии, информация и наука и т.д.), бесспорно, существенным образом характеризуют значительные пласты этих форм бытия современного российского общества, показывают по каким направлениям оно сегодня преимущественно развивается, каков уровень его цивилизованности, какова степень прогрессивности, олицетворяют собой определенную систему ценностей, которую власть пытается в той или иной мере реализовать в своей политике.

Политическая жизнь-это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

Будучи многомерным явлением, политика включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти.

Политика, политическая жизнь общества, устойчивость политических структур в значительной мере зависят от сущности и формы государства, его ресурсов и возможностей.

Функции политики в обществе характеризуют следующие признаки:

) политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

) служит областью действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

) в политику всегда вовлечены большие массы людей - классы, этнические и профессиональные общности, от инициативы и энергии которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

) центр, узел политики-многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Политическая жизнь-это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются.

Политическая жизнь реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, то есть всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Таким образом, сущность политической жизни можно определить как политическую деятельность индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами.

Основным элементом политической жизни являются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

Государственная власть - есть главный объект политических интересов, и поэтому направленность на нее политической деятельности представляет собой сущностную черту данной деятельности, ее главную особенность, придающую ей собственно политическое качество. Можно даже сказать, что в этой направленности политической деятельности людей на государственную власть заключена та ось, которая пронизывает всю политическую жизнь общества в ее различных проявлениях. Политическое отношение как форма связи отражает положение субъектов политики относительно друг друга в процессе их политической деятельности. Положение это определяется их политическими интересами, а точнее - тем, совпадают или не совпадают обозначенные интересы. В зависимости от названного обстоятельства люди занимают разное положение относительно друг друга, то есть между ними складываются разнообразные в своем сочетании политические отношения, которые, однако, можно свести к двум крайним, ярко выраженным проявлениям: политическому сотрудничеству и политическому соперничеству. Последние, в зависимости от уровня развития общества в целом, имеют конкретные воплощения, свидетельствующие об особенностях политической жизни данного общества.

Политическое развитие общества представляет собой исторический процесс, который обусловлен жизнедеятельностью политического организма и проявляется как его возникновение и формирование, функционирование и разрушение. При этом разрушение устаревшего политического организма сопровождается возникновением нового политического организма и означает переход политической жизни к своему новому качественному состоянию, вследствие чего происходит её совершенствование. Таково основное содержание политической жизни, проходящей определённый жизненный цикл (политический жизненный цикл).

Формы политики и политической жизни заключают в себе и другую группу элементов её структуры. Своей устойчивостью и повторяемостью они способствуют накоплению в политическом организме изменений и, как следствие, возникновению связанных с ними противоречий. Поэтому формы политической жизни служат также факторами развития политических противоречий. Вместе с этим они содержат в себе возможности разрешения данных противоречий. Способствуя накоплению политических противоречий, формы политической жизни с необходимостью приводят к возникновению таких политических явлений, благодаря которым данные противоречия разрешаются. Это политические конфликты и политические кризисы. Тем самым формы политической жизни служат основанием, из которого вырастают не только политические противоречия, но и факторы их разрешения, а значит, факторы совершенствования политической жизни. Всё это только подтверждает, что формы политической жизни это действительно её основной компонент.

В свою очередь, факторы совершенствования политической жизни, представленные политическими конфликтами и политическими кризисами, образуют другой необходимый её компонент и характеризуют собой уже переходный тип политического развития. Эти факторы не являются основными элементами в структуре политической жизни, но их значение также велико. Они способствуют разрушению политического организма, «запутавшегося» в своих противоречиях, и переходу политической жизни в своё новое качество.

Таким образом, компонентами политической жизни являются, во-первых, формы политической жизни и, во-вторых, факторы её совершенствования. В итоге получается, что трём типам политического развития соответствуют три периода политической жизни и три группы устойчивых явлений, так или иначе с нею связанных. Исходный тип политического развития сопряжён с основами политической жизни, которые однако не входят в её структуру, но благодаря им политическая жизнь возникает. Основной тип политического развития осуществляется благодаря сложившимся формам политической жизни, образующим основные элементы её структуры. А переходному типу политического развития соответствуют такие компоненты политической жизни, которые представлены факторами её совершенствования. Такова структура политической жизни. Начинать изучение содержания политической жизни необходимо с понятия политической деятельности, которая служит исходным пунктом политического развития. Исходной основой всякого общественного развития является соответствующая форма социальной активности. Применительно к политике речь может идти о такой форме социальной активности, которая называется политической деятельностью. Не случайно же, понятие политической деятельности нередко используется для определения сущности самой политики.

Значение политической деятельности состоит в том, что в её процессе между людьми складываются различные политические связи. В своей совокупности эти связи составляют политический организм, который выделяет политику как особое явление из всего, окружающего её общественного мира. Очевидно, что, будучи автономной и целостно развитой, политика не может не быть обособленной своим организмом от других общественных явлений. При этом наиболее устойчивые и повторяющиеся политические связи образуют формы жизнедеятельности её организма, а значит, формы политической жизни.

Политическая деятельность служит действительным основанием жизнедеятельности политического организма. Поэтому политическая деятельность есть то понятие, которое представляет собой и основу, и исходный пункт политического развития. Политическая деятельность это исходный фактор политической жизни. Эта деятельность закономерно выступает в качестве логического начала изучения политического развития. Политическая деятельность есть исходное политологическое понятие.

Значение изучения понятия политической деятельности состоит также в том, что, начиная с него, мы неизбежно приходим к необходимости изучения и другой политической основы, которая определяет собой качественные характеристики всей политической реальности. Такая основа служит критерием «всего политического». Речь идет о политической власти, представляющей собой политическую субстанцию. Её изучение имеет фундаментальное значение для развития политической науки.

Оба понятия - политической деятельности и политической власти -непосредственно связаны между собой, образуют «две стороны одной медали». Политическая деятельность по своему содержанию выступает как использование политической власти. В свою очередь, использование политической власти есть способ осуществления политической деятельности. Накопленные сегодня политические знания со всей очевидностью говорят о том, что политическая власть есть та общественная субстанция, на основе которой происходит все политическое развитие. Это признают практически все политические исследователи. Политическая власть есть субстанциональное политологическое понятие.

Таким образом, ключевыми понятиями, представляющими основы всей понятийной системы политологии, являются «политическая деятельность» и «политическая власть». Политическая деятельность образует начало политической жизни, служит её исходной основой и потому является исходным политологическим понятием. А политическая власть является политической субстанцией, заключает в себе критерий всего политического и образует субстанциональное политологическое понятие.

Составляя основы политической жизни, политическая деятельность и политическая власть заключают в себе также законы возникновения и формирования политического организма, образуют исходный тип политического развития. Они же определяют собой содержание структурных элементов политической жизни и прежде всего её форм, а тем самым содержание соответствующих политологических понятий.

Политическая сфера - это такая область общественной жизни, которая состоит из совокупности политических явлений, представляющих различные аспекты развивающейся политической сущности. Политическая сфера государства раскрывает собой управленческую деятельность руководящих учреждений в государстве и не относится к деятельности его исполнительных учреждений. При этом политическая власть представлена в системе государства особыми институтами, которые выполняют в этой системе исключительную роль, а именно: роль учреждений, с помощью которых принимаются политические решения. Например, парламент как политическое учреждение в современном демократическом государстве никакой государственной власти как таковой не исполняет. Он предназначен для принятия высших законодательных решений и придания им особой социальной силы, делающей их обязательными для исполнительных учреждений государства. Он «способен» на это благодаря той политической власти, носителем которой является. Поэтому в системе государственных учреждений парламент выступает как политический институт, который качественно отличается от исполнительных, судебных и других типов государственных учреждений. Парламент служит в современном демократическом государстве институциональной формой существования политической власти.

Политика государства и само государство, как представляется - это разные общественные явления. Государство это особая форма социального объединения, обусловленная деятельностью учреждений государственной власти, создаваемых для защиты общезначимых интересов людей. Государство «пронизывает» деятельностью своих учреждений государственной власти всё разнообразие общественной жизни, протекающей в рамках данного государства.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...