С преобладанием несформированности вербального, вер-
С преобладанием несформиро-ванности смешанного типа
Показатели развития
Внешний вид,
специфика
поведения
Физическое развитие в целом
соответствует возрасту. Ребенок
может быть крупнее и выгля
деть старше своего возраста. В
поведении наблюдается выра
женная двигательная и речевая
расторможенность, импульсив
ность. Ребенок легко отвлекаем.
Общая моторика негармонична
Как правило соответствует возраст
ным показателям. Часто ребенок
моторно неловок, скован, может
быть несколько повышенного пита
ния
Не обладает выраженной специфи
кой: могут быть самые разнообраз
ные проявления — от отсутствия
специфичности до отдельных вне
шних стигм
Особенности
латерализации
(доминирова
ние парных
органов чув
ств, рук, ног)
Наблюдаются те же особенности
латерализации, что и в случае
подгруппы «Задержанное разви
тие»
Как правило присутствуют те или
иные знаки левшества (неустоявша
яся или смешанная литерализация)
Признаки атипии развития явля
ются осложняющим фактором
Работоспособность в целом не
значительно снижена. Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресыщаем
Быстро наступают признаки утомле
ния, темп неравномерен, чаще сни
жен, особенно при работе с вербаль
ными заданиями. На фоне утомле
ния может появляться как импуль
сивность, так и выраженная вялость,
потеря интереса
Работоспособность и темп психичес
кой деятельности в целом сниже
ны, порой значительно. Наряду с
этим часто встречается импульсив
ность деятельности, не обусловлен
ная утомлением, расторможен
ность, вплоть до грубой
Регуляторные функции недоста
точны, вплоть до выраженной
несформированности, когда по
ведение становится плохо уп
равляемым (в тяжелых случа
ях). Произвольность может
быть выражение несформирова
на даже на уровне игровой дея
тельности
Незначительная несформирован
ность регуляторных функций, осо
бенно на фоне утомления. В этом
случае контроль за собственны
ми действиями снижается более за
метно
Регуляция собственной деятельнос
ти и произвольность как основа
произвольных форм психической
деятельности сформирована недо
статочно
Адекватность
Снижена
Достаточная
Достаточная. В динамическом на
блюдении на фоне истощения мо
жет снижаться
Критичность
Снижена
Достаточная
Может быть как достаточной, так и
незначительно сниженной на фоне
утомления. В то же время критич
ность к собственному поведению
низкая
Обучаемость
Достаточная при внешней орга
низации
Может быть несколько замедленной
Наблюдаются трудности переноса
на аналогичный материал, процесс
обучения замедлен
Развитие
когнитивной
сферы
Недостаточная сформирован-
ность всех произвольных видов
ВПФ (восприятие, память, вни
мание, вербально-логическое
мышление). Наиболее затрудне
на работа по образцу (конструк
тивный праксис). При возмож
ности внешней организации де
ятельности результативность выполнения заданий может соответствовать условно нормативным показателям
Невысокая речевая активность, су
жение объема активного внимания,
слухоречевого запоминания. Выра
женная несформированность про
странственных и квазипростран
ственных представлений. Вторично
затруднен конструктивный праксис
.(за счет несформированности про
странственных представлений на всех уровнях). Как следствие затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций, всех форм словообразования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показателями
В первую очередь наблюдается не
достаточность операциональной
стороны мыслительной деятельнос
ти. Изолированно недостаточны
отдельные звенья когнитивной сфе
ры (мнестическая деятельность,
конструктивный праксис, гности
ческие функции, речемыслитель-
ная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто затруднена работа с заданиями невербального плана. Их результативность может находиться в пределах нижней границы возрастных показателей
Игровая деятельность
Выражение непоследователен, часто конфликтен. Легко сходится с детьми и легко расходится. Легко конфликтует, в конфликте несдержан. Игра может быть и без учета ответных реакций. В целом игра характеризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хором» с другими ролевыми персонажами
В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры являются некоторые трудности саморегуляции. Часто негатив вызывается тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задействованы в общих праздниках (в условиях массового обучения), индивидуальных выступлениях
В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциальной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном плане играми (преимущественно мани-пулятивного характера), затрудняются в принятии роли. Часто ком-пенсатррно предпочитают простые по содержанию игры двигательного характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на определенную двигательную неловкость. При хороших отношениях с воспитателями, предпочитают крутиться возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значительно расторможены, плохо управляемы даже в игре.
Особенности эмоционально-личностного развития
Импульсивен, может быть возбужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неустойчивая, может быть неадекватной: как импульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил
Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстниками, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомления может проявляться эмоциональная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не любит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными
Могут быть любые варианты личностных и поведенческих особенностей. Чаще встречаются варианты интрапунитивных (по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствия требованиям взрослых). Также наблюдается обедненность эмоциональных реакций, их «уплощенность»
Необходимая развивающе-коррекцион-ная работа
Формирование произвольности и функции программирования и контроля - в первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипизация) образовательной среды и режима жизни с целью гармонизации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль
В первую очередь работа по формированию пространственных и квазипространственных представлений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция
Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропси-хологической коррекции, формирования произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений.
Развитие когнитивной сферы. Координация деятельности психолога с работой учителя-дефектолога и логопеда. Часто возникает потребность в организации индивидуального обучения
Другие специалисты, необходимые ребенку
Наблюдение невролога (пара-клинические исследования:
ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психиатр (в грубо выраженных случаях), нейропсихолог, в отдельных случаях логопед
Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по коррекции речевых нарушений), в отдельных случаях специальный педагог (дефектолог), психиатр
Психиатр, невролог (для определения необходимости медикаментозной терапии), специальный педагог (дефектолог), логопед, нейропсихолог
Приложение 2
Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием Группа «Асинхронное развитие»