Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

. Роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков

Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка

Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

Аграрный рынок: виды и специфика

. Состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства

Рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь

Отрасли сельского хозяйства

Динамика производства сельскохозяйственной продукции

. Необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе и текущие результаты

Государственное регулирование аграрных рыночных отношений

Специфика формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь

Программа по развитию и укреплению экономики агропромышленного производства

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

Экономика Республики Беларусь и агропромышленный комплекс переживают сложный исторический процесс коренных преобразований. Главным содержанием этого процесса является переход на новую модель экономического развития, связанную с более глубоким использованием рыночного механизма в хозяйственной практике. Объективная необходимость радикальных перемен в самом способе производства вызывается прежде всего глубоким кризисом социально-экономической системы, особая острота которого проявляется в сельском хозяйстве, агропромышленном комплексе. Направленная на преодоление этого кризиса новая экономическая политика, ориентированная на рынок, проводится в жизнь с большим напряжением, немалыми издержками, без достаточно глубоких обоснований.

Рынок- это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращения товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями).

В процессе перехода к рынку белорусская экономика избежала радикальных реформ. Но глубокая интеграция в экономику бывшего СССР обусловила столь же резкое, как и в России, падение валового внутреннего продукта (ВВП). А медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, и проведение реструктуризации экономики применительно к собственным нуждам породила ряд негативных последствий.

Правительство Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства: разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций; одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др. Однако эффективность рыночных отношений в развитии аграрных рынков не всегда носит положительные результаты.

В связи с этим перед экономической наукой встают новые задачи, особенно в области теории и практики аграрных отношений, процесс реформирования которых проходит во многом стихийно путем проб и ошибок, а потому болезненно и противоречиво. Нынешний невероятный разброс позиций и мнений в отношении путей развития аграрной реформы, структурной перестройки механизма хозяйствования, роли, функции и методов государственного вмешательства в воспроизводственный процесс - прямое следствие отставания фундаментальных исследований в этой области.

В сложившихся экономических условиях значение темы исследования «Формирование рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь» весьма актуально и направлено на изучение специфики формирования рыночных отношений. Это и стало проблемой, определившей выбор темы исследования, обусловило постановку целей и задач работы.

Объект исследования: рыночные отношения в аграрном секторе Республики Беларусь.

Предмет исследования: условия производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Цель работы: определение особенностей формирования рыночных отношений в аграрном секторе Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

определить значение понятия «рынок», основные функции и свойства аграрного рынка;

выявить роль рыночных отношений в развитии аграрных рынков;

охарактеризовать состояние аграрного сектора Республики Беларусь и влияние на него государства;

обосновать необходимость формирования рыночных отношений в аграрном секторе.

Основные методы исследования - описательный, метод анализа, сравнения.

 


ГЛАВА 1. РОЛЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ АГРАРНЫХ РЫНКОВ

 

Определение понятия «рынок». Основные функции аграрного рынка

аграрный рынок сельскохозяйственный продукция

Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность. Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло, не отразится на понимании и толковании его сущности.

Учёные Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова считают, что рынок как экономическая категория есть «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [4, 245].

Рынок, по мнению исследователей, существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создаётся товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику[4, 245].

В современной политической экономии в соответствии с предметом данной науки при определении сущности рынка на первый план выдвигается система экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

Белорусский исследователь в области агропромышленных комплексов И.П. Бусел считает, что рынок - «это сфера экономики, в которой совершается процесс товарно-денежного обмена (превращения товара в деньги и обратного обращения денег в товар), это система экономических отношений между товаропроизводителями (продавцами) и потребителями (покупателями)» [3,18]. То есть главными фигурантами на рынке являются два основных участника - товаропроизводители и потребители. Именно они совершают акты купли-продажи и определяют условия сбыта продукции, а рынок является связующим звеном, формирующим социально-экономические отношения в сфере обмена.

Из этого толкования следует, что главными фигурантами на рынке являются два основных участника - товаропроизводители (продавцы) и потребители (покупатели). Именно они совершают акты купли-продажи и определяют условия сбыта продукции, а рынок является связующим звеном, формирующим социально-экономические отношения в сфере обмена.

Рыночные отношения - это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка </r.xml?sk=yba476733df0d0ee705f1b3f0ae6d8669&url=http%3A%2F%2Fforexaw.com%2FTERMs%2FEconomic_terms_and_concepts%2FEconomic_and_legal_terminology%2Fl114_%25D0%25A0%25D1%258B%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BA_market%22+%5Co+%22%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0%22+%5Ct+%22_blank>. Возникли несколько тысячелетий назад в результате общественного разделения труда и экономического обособления производителей.

Товаропроизводители поначалу выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства и выплачивая стоимость произодственных ресурсов, заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др. Затем они становятся продавцами произведенной продукции, товара, работ и услуг.

Под продукцией понимается материально-вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе его переработки или поступать непосредственно в реализацию. Товар - готовый продукт труда, являющийся предметом купли и продажи, подлежащий обмену на другой продукт или, как правило, на деньги [3,18].

На рынке фигурируют субъекты и объекты рыночных отношений. Субъектами в рыночных отношениях являются продавцы и покупатели, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Каждый из них занимает свое место (нишу) на рынке, продавая или покупая продукцию или товар, выполняя работы или оказывая услуги друг другу.

Объектами в рыночных отношениях выступают: продукция, товары, работы и услуги; факторы производства (предприятия, земля, основные средства производства, финансовые ресурсы); рабочая сила.

Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру. В структуре аграрного рынка выделяют три основные составляющие: систему специализированных рынков; элементы рыночного механизма хозяйствования; элементы рыночной инфраструктуры.

Систему специализированных рынков образуют рынки земли, рабочей силы, средств производства для сельского хозяйства, финансов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, информации, инноваций.

Рыночный механизм хозяйствования формируется взаимодействием спроса и предложения, динамикой цен, конкуренцией, системой государственного регулирования.

Инфраструктура - это система функциональных звеньев рыночного хозяйства и соответствующая им совокупность организаций, учреждений институтов, обеспечивающих нормальное функционирование всех составных элементов рынка.

Инфраструктура товарного рынка - это комплекс, состоящий из взаимосвязанных подсистем: подсистемы торговых посредников и складского хозяйства; подсистемы информационного обеспечения; подсистемы тароупаковочной индустрии; подсистемы транспортного обеспечения; финансово-кредитной подсистемы; подсистемы организационного обеспечения; подсистемы нормативно-правового обеспечения.

Платежеспособный спрос и предложение экономического продукта (с учетом его количества, качества и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена, конкретное соотношение денежных и товарных потоков. Поэтому рынку присущи некоторые функции.

Функции аграрного рынка:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рынок сельскохозяйственной продукции (аграрный рынок) имеет некоторые особенности и среди них:

зависимость предложения от природно-климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайней мере три программы действий: на случай благоприятных погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных погодных условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции;

большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации маркетинга. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.). На месте производства продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства оборудованных хранилищ;

для реализации сельскохозяйственной продукции имеется целый ряд каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организации государственного заказа, фирменная торговля и др. [3].

Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулирующаяся система взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек производства, с одной стороны, а с другой - материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию и развитию сельскохозяйственного предприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...