Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аграрный рынок: виды и специфика




Аграрный рынок - рынок сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

По характеру продаж рынок может быть оптовым и розничным, а взаиморасчеты на них осуществляются как наличными деньгами, так и в безналичной форме. Особо выделяется рынок материально-технического снабжения и обеспечения сельскохозяйственных предприятий средствами и предметами труда для использования в сфере производства.

Оптовая торговля представляет собой; способ реализации (продажи) продукции в большом количестве, крупной партией. Осуществляется чаще всего с целью производственного потребления или последующей перепродажи. В первом случае продукция обычно реализуется самими товаропроизводителями, во втором - через оптовых посредников. Крупная партия продукции (товара), приобретаемая оптовыми посредниками, затем продается мелкими партиями непосредственно покупателям или розничным торговцам.

Розничная торговля - это реализация продукции (товара) малыми количествами покупателям для их личного потребления, чаще всего за наличный расчет. Выделяют два ее вида - магазинную и внемагазинную.

Условно аграрный рынок можно выделить по разным основаниям.

По транспортно-географическому фактору различают местный, региональный, республиканский и внешний рынки. Различия в потребностях покупателя и учет их особенностей проявляются в сегментации рынка, которая представляет собой выделение группы продаваемой продукции и покупателей однородных групп. Однородные группы продукции на рынке выделяют по назначению (мясной и молочный рынок, овощной, рыбный и т.п.). Критерии классификации покупателей могут быть самыми различными: демографические факторы, уровень доходов, социальные факторы (рынок товаров для молодежи, лиц среднего возраста, пенсионеров и т.п.).

С позиций объектов купли-продажи на аграрном рынке принято различать рынок товаров и услуг (товарный рынок), рынок материально-технических ресурсов и земли, рынок жилья, финансовый рынок, рынок рабочей силы, рынок новаций и интеллектуального продукта. Главным среди них является товарный рынок.

Рынок товаров подразделяется на рынок продовольственных и промышленных (непродовольственных) потребительских товаров. На рынке продовольственных товаров (продовольственном рынке) торгуют всем, чем питаются люди и животные, и товарами, из которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к нему относят продажу табачных, винных и водочных изделий. На этом рынке реализуют сельскохозяйственную продукцию и готовое продовольствие. Внутри продовольственного рынка выделяют продажу молочных и мясных изделий, хлебобулочных и кондитерских товаров, рыбный, овощной, плодово-ягодный и др. рынки.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров представлен товарами, изготовленными из сельскохозяйственного и иного сырья (одежда, ткани, меховые изделия, постельные принадлежности и др.).

Рынок услуг - это предоставление (продажа) за определенную плату производственных и консультационных, транспортных и коммунально-бытовых, социальных и иных услуг.

Рынок материально-технических ресурсов, на котором осуществляется купля-продажа производственных зданий и сооружений, тракторов и автомобилей, сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, сырья и материалов, полуфабрикатов и др.

Рынок недвижимости - совокупность рынков купли-продажи земельных участков и естественных водоемов, жилых и производ​ственных зданий и помещений.

Финансовый рынок - купля-продажа валюты, а также денег и валюты в кредит, акций, облигаций и других ценных бумаг, лотерейных билетов.

Рынок рабочей силы - продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых способностей и возможностей, свободный наём работников с выплатой им заработной платы.

Рынок инноваций - продажа технических и социально-экономических новшеств, патентов и изобретений, технологических нововведений (ноу-хау).

Рынок интеллектуального продукта: знания и обучение, учеб​ники и учебные пособия, информационные ресурсы, культурные ценности, произведения литературы и искусства.

Каждый из этих видов рынка является комплексным, имеет свою внутреннюю структуру и основные элементы рыночных отношений - цену, спрос потребителя, предложение и рыночную конкуренцию. При этом главнейшим элементом рынка является цена.

Цена - это денежное выражение обязательства покупателя произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, товар или оказанные услуги. Цены на рынке формируются под влия​нием ряда объективных и субъективных факторов: рыночной конъюнктуры - спроса и предложения, цены конкурента, покупательной способности потребителя, сегмента рынка; издержек товаропроизводителя - переменных и постоянных производственных затрат, сбытовых расходов; прибыльности производства сельскохозяйственной продукции - массы прибыли, рентабельности производственных затрат и продаж; наценок и скидок сбытовых организаций; государственного регулирования и воздействия на ценообразование [3, 23].

Следует отметить, что цена может существенно изменяться в меньшую или большую сторону. Маятник цен на рынке, как правило, колеблется в зависимости от спроса и предложения. Рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию может меняться ежедневно и даже в течение дня.

Товаропроизводитель, реализуя свою продукцию, обычно стремится получить максимальную прибыль, которая является основной движущей силой его предпринимательской активности. Сумма прибыли, как известно, зависит от количества реализованной продукции, цены реализации единицы продукции и величины издержек. Следовательно, он всегда заинтересован в увеличении ассортимента и количества реализованной продукции, в продаже продукции по более высокой (завышенной) цене, в наименьших производственных и внепроизводственных издержках на единицу продукции.

Цена - это главный нерв рыночной экономики. Она выполняет различные функции, и основная из них - регулирующая. Цена регулирует количество и ассортимент производимой сельскохозяйственной продукции, а также в определенной степени влияет на ее потребление.

В отечественном аграрном секторе существует несколько видов цен: закупочная - цена, по которой товаропроизводитель реализует произведенную по государственному заказу продукцию; оптовая цена - устанавливается по договору с потребителем, покупающим сельскохозяйственную продукцию в больших объемах, крупной партией; комиссионная - цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую через потребительскую кооперацию, а также на вторичном рынке средств и предметов труда; расчетная - применяется при реализации продукции, произведенной на арендном подряде, а также между производственными подразделениями на промежуточную продукцию (корма, органические удобрения, молодняк животных и т.п.); розничная - цена, по которой продукция реализуется населению поштучно или мелкими партиями; договорная (свободная) - устанавливается по согласованию между товаропроизводителем и покупателем, может фиксироваться в договоре купли-продажи или ином договоре; государственная - фиксированная или регулируемая путем установления предельного уровня цены [3,28].

Выбор того или иного вида цены обусловлен прежде всего желанием повысить рентабельность аграрного производства.

Остановимся на особенностях формирования оптовых рынков скота на базе перерабатывающих предприятий. Так как они должны обеспечить условия для реализации всех видов скотоводческой продукции, необходима специализированная инфраструктура рынка. Под рынок скота и стоянки автомобилей необходима территория в размере 5 - 6 га, с расположением на ней скотобоен, хранилищ для кормов, помещений для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарной службы, отделения банка. Загоны для животных следует разделять на несколько блоков по видам скота. В структуру оптовых рынков должны быть включены холодильные мощности для временного хранения мяса. Всем этим требованиям отвечают мощности и условия крупных перерабатывающих предприятий, расположенных в городах.

Процедура торгов может осуществляться с использованием терминальной (устанавливается на основании частных соглашений, либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка) и аукционной (цена устанавливается в ходе публичных торгов) форм торговли. Для торговли определенным видом скота целесообразно устанавливать специальный день. Регулярно (раз в неделю) необходимо издавать специальный бюллетень, освещающий итоги торгов, прогнозы цен на скот на ближайшую перспективу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...