Объем дисциплины и виды учебных занятий
Стр 1 из 8Следующая ⇒ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс для студентов очной и очно-заочной Форм обучения (Специальность 03. 09.00.62 Юриспруденция) Бакалавры
Москва
Автор: доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия Н.В. Михалкин Рецензент: доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе Российской академии правосудия С.П. Ломтев Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Логика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования по специальности 03.09.00.62 Юриспруденция - бакалавры .
Одобрен на заседании кафедры Философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия (Протокол № 13 от 17 мая 2011 года)
Утверждён Учебно-методическим советом Российской академии правосудия _________________ 2011 г. Протокол № ___
© Российская академия правосудия, 2011 © Михалкин Н.В., 2011
Содержание
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины ……………..4
Введение ……………… ………………………………..……………….. …..………. 4
Объем дисциплины и виды учебных занятий ……………………………………… 5
Программа ……………………………………………………………………………... 6
Тематический план лекций и семинарских занятий …………….……..……………10
Планы семинарских занятий …………………………………………………………. 16
Методические рекомендации по изучению дисциплины ……………………………21
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ……………………………………………………………………… 22
Контрольные задания …………………………………………………………………..22
Варианты контрольных работ …………………………………………………………..24
Примерный перечень тем рефератов …….……………………………………………. 36
Примерный перечень вопросов к экзамену ……………………………………………36
Рекомендуемая основная учебная и методическая литература ……………………37
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Логика и язык права. Суждение и норма права. Вопросно-ответные ситуации. Понятия. Определение и классификация понятий. Законы логики как правила выводного знания. Умозаключения. Дедукция, индукция, умозаключение по аналогии. Логические основы аргументации. Правила и приёмы оптимизации отношений между оппонентами и повышения эффективности передачи информации. Тактика аргументации. Доказательство и опровержение. Варианты использования софизмов, парадоксов и уловок при аргументации в судебной практике. Формы развития знания: задача, проблема, гипотеза, версия. Особенности судебно-следственных версий и гипотез.
ВВЕДЕНИЕ
Логика является учебной дисциплиной, которая входит в вариативную часть образования студентов в Российской академии правосудия. Она предваряет изучение многих специальных дисциплин, позволяет студентам формировать и развивать у себя правильное мышление, целостное представление и понимание различного вида знаний, способствует приобретению навыков использования правил выводного знания для формирования доказательных рассуждений, убедительной аргументации, принятию квалифицированных решений в профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» рассчитан для подготовки студентов юридической специализации до уровня бакалавров. Учебно-методический комплекс включает: - перечень основных дидактических единиц дисциплины, её объем и виды учебных занятий; - тематический план учебной дисциплины; - программу учебной дисциплины; - задания для самостоятельной работы; - контрольные задания и варианты контрольных работ; - перечень тем для написания рефератов; - примерный перечень вопросов к экзамену; - перечень рекомендуемой литературы. В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студенты должны: · знать, что представлят собой логические формы мысли, как они связаны между собой; · понимать роль различного вида знаний, значение вопросов в получении истинных, достоверных и правдивых знаний в различных сферах жизнедеятельности общества, государства, страны; · иметь представления о способах, средствах и приемах ведения аргументации с различными оппонентами и уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности судьи; · иметь навыки работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания, раскрывающими происхождение, развитие и разрешение различного вида и уровня правонарушений. Процесс изучения Логики направлен на формирование следующих компетенций у студентов: 1. владение законами возникновения, развития мысли, правильного мышления, выводного знания, аргументации и принятия квалифицированных решений; 2. владение методами анализа различного вида и уровня социальных ситуаций, получения и использования информации о возникновении и развитии правонарушений для обоснования и реализации гражданских прав и обязанностей каждого человека в нашей стране, каждого субъекта общественных отношений; 3. быть готовыми и способными к использованию социальных норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; 4. владеть основными закономерностями и формами регуляции поведения, прав и свобод человека и гражданина; 5. быть способными на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности;
6. быть способными и готовыми самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; 7. быть способными конкретизировать логические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдалённые результаты решения подобных задач; 8. быть способными определять состояние деятельности и навыков, видов самоконтроля и самооценки в юридической деятельности. При изучении дисциплины «Логика» студентам необходимо постоянно обращать внимание на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в реальной практической деятельности. Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем контрольных заданий как во время лекционных занятий, так и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В процессе изучения курса «Логика» для определения степени усвоения студентами содержания программного материала ими выполняются контрольные задания и контрольная работа, могут быть представлены рефераты, а также проводится зачёт.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПРОГРАММА Вводная тема. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании.
Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправилности рассуждений методом нахождения контрпримеров. Формальная логика как наука. Диалектическая логика. Основные этапы формирования логической науки. Символическая логика. Логика традиционная и современная. Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма. Особенности изучения логики. Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики:, синтаксис (синтактика), семантика, прагматика. Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов. Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций. Язык логики высказываний. Специфика языка права. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов.
Читайте также: A) температуры B) давления C) объема Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|