Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Дознание в Российской милиции





 

Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законода­тельство не ограничивает круг дел, по которым милиция мо­жет производить дознание. Это объясняется тем, что милиция по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более раз­ветвленный аппарат. Милиция ближе всего стоит к населе­нию, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о го­товящихся или совершенных преступлениях, эффективнее мо­гут осуществить неотложные действия по установлению и за­креплению следов преступления[7].

Недостаточно четкое раз­граничение функций милиции как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дуб­лированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии V со­зыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слажен­ной работы этих органов (милиции и предварительного следст­вия) необходимо прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт в их деятельности».

В случаях, когда производство предварительного следст­вия обязательно, милиция возбуждает уголовное дело и, ру­ководствуясь правилами уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия по установле­нию и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, вы­емку, освидетельствование, задержание, допрос подозревае­мых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от ха­рактера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разрабо­танные советской криминалистикой. Самостоятельная процес­суальная деятельность милиции прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходи­мые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в преде­лах 10-суточного срока.



После того как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следовате­ля. Это ограничение не распространяется на оперативно-ро­зыскные меры, производимые с целью установления преступ­ника.

По делам, возбуждаемым самими органами предваритель­ного следствия, все следственные действия, включая и дейст­вия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе как по поручению следователя.

Производство дознании стало одной из функций сотрудни­ков аппаратов уголовного розыска, БХСС, других лиц опера­тивного состава милиции и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следст­венных действий в пределах, установленных процессуальным законом.

Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постанов­ления, выносимые оперативными работниками милиции о воз­буждении уголовных дел, представлялись на утверждение на­чальника отдела (отделения) милиции.

Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной дея­тельности лица, производящего дознание. Без этого постанов­ления не могут быть осуществлены никакие следственные дей­ствия, за исключением осмотра места происшествия, проведе­ние которого в случаях, не терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уго­ловного дела.

Уголовное дело может быть возбуждено милицией по по­водам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступ­лении. Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или подсудности, если они относятся к делам част­ного обвинения.

Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основ­ном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступ­ления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следствен­ного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, воз­буждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работни­ками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следствен­ных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.

Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо стро­жайшим образом соблюдать социалистическую законность, каж­дое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона.[8]





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.