Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКТИКУМ К УРОКУ 30 «Путь к себе»




1. Сделайте приготовления к дыхательному тренингу.

2. Возьмите чистый лист бумаги.

3. Включите музыку для быстрого дыхания.

4. Дышите вторым классом дыхания 25-30 минут.

5. Интегрируйте энергию, пришедшую с дыханием.

6. Осядьте, возьмите чистый лист бумаги и запишите: - принять себя - это (напишите все, что приходит в сознание) простить себя - это...

осознать себя - это...

полюбить себя - это...

7. Отложите записи, подышите циркуляторным дыханием второго класса 5-10 минут.

8. Закончите упражнение удобным для вас способом.

В дальнейшем, прежде чем принять важное решение. прочтите эту страницу в вашем духовном дневнике.

/

 

 

СЛОВАРЬ

АФФИРМАЦИЯ (от англ. affirmation - утверждение) - в самом общем смысле - предложение, приводящее к замене негативного контекста на позитивный.

Работа с аффирмациями - поиск какой-либо ограничивающей неосознанной мысли, перевод ее в положительное, высвобождающее утверждение и многочисленное повторение ее в различной форме. Процесс работы с аффирмациями, основанный на концепции «мысли творят реальность», широко используется в Ребефинге и LRT.

БАЗОВЫЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ (БПМ)- впервые описанные С. Грофом комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у человека во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша до рождения ребенка. Выделены четыре БПМ, соответствующие различным фазам внутриутробного развития:

БПМ 1 - период от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, начала схваток. Феноменология переживаний: - ненарушенная внутриутробная жизнь: переживание космического единства, океанического экстаза, любовь и изобилие; - нарушенная внутриутробная жизнь: переживание опыта плохой матки (зародышевый кризис, болезни и негативные эмоции матери, ситуация близнецов, попытки аборта), неприятные физические ощущения, космическое поглощение, столкновение с метафизическими и злыми демоническими силами.

БПМ 2- соответствует первой стадии биологического рождения. Это период между началом схваток и раскрытием родового канала. Нарастающая тревога, беспредметный страх, восприятие абсолютной темноты, предчувствие чего-то неизбежного, безысходная ситуация, психические и физические страдания, бессилие, экзистенциальное чувство вины, отчаяние.

БПМ 3- соотносится со второй клинической стадией родов, движение по родовому каналу, переживание борьбы смерти и воскрешения: мощная борьба за жизнь, пограничные ощущения между болью и удовольствием, плод пытается преодолеть чувство удушения, физического сжатия, вулканический вид экстаза, огромные потоки энергии. В образном пространстве моделируется в виде вулканов, стихийных потрясений - смерчей.

БПМ 4- соответствует третьей клинической стадии родов, переживанию смерти и возрождения. Мучительность родовых схваток достигает апогея, продвижение по родовому каналу заканчивается. За ним следует мгновенное облегчение и расслабление, высвобождение, чувство святости, очищения, видения струящегося света, второе рождение и искупление.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - в широком смысле - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Представление о бессознательном чрезвычайно разнообразно: оно представляется как слой психического, отличного от сознания. Существуют фрейдистская, юнгианская модели, голографическая и др.

ВАЙВЕЙШН (от лат. vivation. Vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом было введено понятие интеграции и основано движение интегративного Ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка «vi-vation».

В Ребефинге Л.Орра существовало понятие «высвобождения». Высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение («выпустить тигра из клетки»), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания).

В основе концептуальной модели вайвейшн является экстатическое восприятие мира, приводящее человека к переживанию реальности как «океана блаженства».

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням: - «сухой вайвейшн» (не менее 10 процессов), - «водный вайвейшн» (не менее 10 процессов): - «амбулаторный вайвейшн» (закрепление навыка интеграции в повседневной жизни: за едой, за рулем автомобиля и т.д.).

ГОЛОНОМНАЯ ПАРАДИГМА - система научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания. В философии вечного наиболее точной и метафоричной характеристикой этого подхода является описание образа ожерелья ведического бога Индры: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные отраженными в ней. И точно так же каждая вещь в мире - не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное» («Аватамсака-сутра», Ригведы).

Голономная парадигма, выросшая из передовых исследований последних десятилетий в математике, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физике, физиологии мозга, является методологической основой трансперсональной психологии.

ГОЛОТРОПНОЕ (ХОЛОТРОПНОЕ) ДЫХАНИЕ (от греч. holos - целый, tropein - ведущий) - «дыхание, ведущее к целостности» - методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф.

Теоретическая база голотропного дыхания - трансперсональная психология.

Основными элементами голотропного дыхания являются: - связное дыхание, более глубокое и более быстрое, чем в обычном состоянии; - побуждающая музыка; - помощь голонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, таким, как рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Голотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Р.Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы, в основном, групповая, и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (голонавтов), в другом - в роли помощников (ситтеров).

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле термин «психологической защиты» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться «ложные», замещающие виды деятельности, измениться система межличностных отношений. Защита психологическая, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания, как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, вытеснения, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ ИЛИ РАСШИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ (ИСС, РСС). В пространстве опыта тренингов дыхания оба термина обычно применяются как синонимичные. Процесс связного осознанного дыхания - это способ и средство достижения ИСС (РСС). При этом возникающее ИСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом.

ИСС (РСС) в данном случае характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом.

ИНТЕГРАЦИЯ (от nam.integer - целый) - понятие, введенное в Ребефинг; Дж. Леонардом для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания.

Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция - это процесс движения к целостности человеческого сознания. По мнению Джима Леонарда, это должно приводить к экстатическому восприятию мира. И сам процесс интеграции - экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

КЛАССЫ ДЫХАНИЯ- это условно выделенные типы связного дыхания, каждый из которых имеет определенную внутреннюю структуру и функцию в процессе дыхания. Существуют основные требования к дыханию, которые практикуются в Ребефинге, вайвейшн, энергодыхании.

1. Цикличность, связность. Между вдохом и выдохом нет никакой паузы, никакого перерыва. Вдох перетекает в выдох. Выдох перетекает во вдох. Это движение по кругу.

2. Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.

3. Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот).

В вайвейшн в зависимости от темпа и объема выделены три класса дыхания: - глубокое и медленное. Этот тип дыхания лучше использовать при вхождении в процесс, а также после того, как, интегрировав один блок, вы готовитесь к новому циклу интеграции; - быстрое и поверхностное. Этот тип следует использовать во время быстрого и глубокого прохождения процесса. Поверхностное дыхание дает возможность удержаться в процессе, а темп ускоряет интеграцию; - быстрое и глубокое. Такое дыхание предназначено для того, чтобы удержать сознание в теле во время ускорения процесса. Большой объем воздуха помогает вам не выйти за пределы тела, а темп ускоряет процесс интеграции (Дж. Леонард, Фил Лаут).

В Ребефинге используются четыре класса дыхания: - медленное и глубокое; - быстрое и глубокое: - быстрое и поверхностное; - медленное и поверхностное.

Каждый класс дыхания имеет специфическое функциональное назначение в процессе связного дыхания и позволяет осознанно входить в процесс, проводить эффективно работу внутри процесса и при необходимости прекратить процесс и плавно из него выйти.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ РЕБЕФИНГ - общее обозначение для некоторых ответвлений ребефинга, направленных на проработку конкретных психологических проблем.

Как известно, Ребефинг - методика, возникшая в специфическом контексте (травма рождения - второе рождение). Контекстуальный Ребефинг, используя связное дыхание, а также специальную смысловую подготовку, особые медитации и визуализации, ритуальное пространство, повышает эффективность терапии и трансформации индивидуальных проблем личности. Как примеры контекстуального Ребефинга можно привести следующие: «Посвящение в физическое бессмертие», «Водный ребефинг», «Тренинг любящих взаимоотношений», «Сексуальная энергия и дыхание».

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ - общее обозначение многочисленных семинаров в пространстве Свободного Дыхания, имеющих конкретную проблемную направленность и технологическую структуру, и использующих как основной способ работы измененные состояния сознания. Эффективно заданный контекст (лекции, беседы, медитации, визуализации, телесноориентированные и другие психотехники), влияет на содержание процесса связного дыхания, активируя тот пласт психического, который тем или иным способом задаетсяв контексте.

Такими примерами контекстуальных тренингов могут служить следующие семинары: - «Изнанка жизни» (глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесноориентированных психотехник, особых медитаций, визуализаций, упражнений из психодрамы, процессов дыхания - работа с танатофобией, канцерофобией, суицидными и депрессивными состояниями на фоне девальвации экзистенциальных ценностей), - «Дыхание любви» (тренинг взаимоотношений на уровнях «Я - Я», «Я - Тело», «Я - Другой», «Я - Родители», «Я - Другие», «Я - Человечество», «Я - Бог»), - «Круги жизни» (использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем) и другие.

Контекстуальные тренинги позволяют направленно работать с группами людей, имеющими сходные проблемы, и повышают эффективность дыхательной терапии.

Противопоказания: не следует самостоятельно практиковать Дыхательные тренинги беременным женщинам, а также лицам.

- страдающим тяжелыми психическими расстройствами и состоящими на учете у психиатра: - страдающим тяжелой формой онкологических заболеваний; - перенесшим инфаркт миокарда, инсульт; - имеющим порок сердца; - больным гипертонией с артериальным давлением выше 180/90 -100 мм рт.ст.

Во всех этих случаях необходимы индивидуальные занятия под контролем эксперта.

ПРОЦЕСС - принятое в России и в других странах, которые были частью супергосударства СССР, обозначение сессий связного осознанного дыхания, во время которых клиент достигает измененных состояний сознания. Процессы отличаются по глубине (от легких трансовых состояний до психоделических), по форме организации (групповые и индивидуальные), в зависимости от среды, в которой проводится процесс, «водный» или «сухой», по технике (процесс вайвейшн, голотропного дыхания, Ребефинга и др.).

ПСИХОТЕХНИКА - система методов управления психосоматическими процессами и состояниями.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ, предложенные в интегративном Ребефинге в конце 70-х годов (Дж.Леонард, Фил Лаут), - неотъемлемые составляющие процесса связного дыхания: 1. Циклическое дыхание.

2. Полное расслабление.

3. Детальное осознание.

4. Интеграция в экстазе.

5. Делайте то, что вы делаете, потому что работа- ет абсолютно все.

РАСШИРЕННАЯ КАРТОГРАФИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО - разработанное С. Грофом в ходе психоделических эекспериментов (в основном с использованием ЛСД-25), голографическое представление о человеческой психике. Традиционно принятый уровень биографических воспоминаний расширенной картографии бессознательного дополняется перинатальной областью психики, сосредоточенной на смерти и рождении, и трансперсональной сферой, соотнесенной с широким спектром переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные, оккультные или мистические.

РЕБЕФИНГ (неточная транслитерация англ. rebirhing - возрождение, второе рождение, духовное воскресение) - первый по времени возникновения (начало 70-х годов), современный метод работы со связным осознанным дыханием. Основатель метода - Леонард Орр. Первоначально ребефинг использовался исключительно для проработки травмы рождения. В дальнейшем цели ребефинга были сформулированы Орром следующим образом:

1. Научиться вдыхать энергию так же легко, как и воздух.

2. Разгадать тайну рождения - смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Ребефинг можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки: а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии: б) проработка пяти Великих Проблем: - травмы рождения; - синдрома родительного неодобрения; - специфической негативности; - неосознанного влечения к смерти; - прошлых жизней:

в) концепция «Мысли творят реальность».

Внутри Ребефинга разработаны различные форматы: «водный» и «сухой» процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом индивидуальная. Особым методом работы является «Консультация по сознательному преуспеванию».

Ребефинг послужил основой для многообразия интегративных дыхательных техник.

РИТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - использование в структуре тренингов по связному дыханию оккультных обрядов, сакральных предметов, последовательных визуальных, символьных, словесных манипуляций. Внутри тренингов эти действия имеют психотехническую направленность: создание особой психологической атмосферы, удовлетворение потребности в трансцендировании, соприкоснование с мифологическим пластом мышления, быстрое расширение опыта дышащих.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕФИНГ (САМОРЕБЕФИНГ)- Ребефинг, проходящий без помощи Ребефера.

СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ- открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Термин был введен Сергеем Всехсвятским в 1989 году как нейтральное объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием таким, как ребефинг, вайвейшн, голотропное дыхание и др.

Теоретические и концептуальные схемы, популярные в Свободном Дыхании, построены на базе современной голономной научной парадигмы. Экспериментальные физиологические, а также психофизиологические, психологические, социально-психологические исследования Свободного Дыхания по логике построения и схемам интерпретации выдержаны в сугубо картезианском, позитивистском духе. В осмыслении процесса связного дыхания, его феноменологии, существует богатая палитра пониманий от физикалистических до религиозно-мистических. В психотехнологиях Свободного Дыхания, используемых на фоне расширенных состояний сознания, возникающих при связном дыхании, присутствуют телесноориентированные психотехники, техники из гештальттерапии, НЛП, гипноза, психодрамы, групповой танцевальной динамики и хоротерапии. Рядоположно с ними, а иногда тесно переплетаясь с вышеуказанными техниками интеграции и трансформации личности, сосуществуют эзотеричские ритуалы из магии дыхания, суфийские. Шаманские техники, различные медитации буддизма, тантризма, даосизма, кэмпо и др.

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ - понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения источника тревоги и беспокойства, которым являются экстремальные физиологические трудности, связанные с процессом рождения.

Отто Ранк, ученик З. Фрейда, рассматривал травму рождения в качестве первопричины того, что разлука воспринимается как самое пугающее и болезненное человеческое переживание. При этом основа травмы рождения - отделение плода от материнской матки, т. е. райской ситуации, в которой все потребности удовлетворялись и без приложения каких-либо усилий. Центральный человеческий конфликт состоит из желания вернуться в матку и страха, вызываемого этим желанием.

Дальнейшее развитие идеи травмы рождения нашли свое воплощение в учениях, Янова, Орра, Рэй, Мандела. Наиболее полное и развернутое понимание травмы рождения изложено в трансперсональной психологии С. Грофа (см. «Базовые перинатальные матрицы»).

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека. Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 году. первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 году.

Теоретическая мощь трансперсональной психологии объясняется не только тем, что ее разработчиками являются крупные ученые такие, как Гроф, Уилбер, Уолш, Воган, Капра, Тарт, Чью. Одним из первых трансперсональных психологов считается Карл Густав Юнг-основатель аналитической психологии.

Сила концепции объясняется специфическими особенностями этой новой философии человека: - экспериментальное изучение трансперсональных состояний сознания; - выделение созерцания как метода изучения, не сводимого к принятому в западной науке логицизму и эмпиризму; - губчатость направления, т. е. впитывание идей, смыслов, которые подтверждают концептуальную модель трансперсональной психологии из теологического, эзотерического, философского, научного, методологического прошлого и настоящего; - социальная ориентированность, социальная активность; - тесная связь между теорией и практикой.

ТРЕНИНГ ЛЮБЯЩИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (LRT) - система и одноименная организация, созданнная Сондрой Рэй, автором ряда книг по Ребефингу и работе с аффирмациями, ученицей Л. Орра.

Система состоит из множества упражнений, техник, процессов, позволяющих прояснять «негативные мысли». Они могут положить начало к улучшению качества взаимоотношений с собой, со своим телом, родителями, сексом, деньгами, работой, Богом и т.д. «Отношения - это все» (С. Рэй).

ЭНЕРГОДЫХАНИЕ- направление ребефинга, разработанное Дэном Бруле, основной целью которого является обучение «Дыханию энергией». Концептуальная модель тесно переплетается с китайскими и индийскими учениями о человеке как биоэнергетической системе. В практике используются многие техники из пранаямы, цигун. Ребефинг определяется как «кратчайший путь к просветлению» (Д.Бруле).

 

 

Примечания

Кудрявцев Михаил Леонидович - медицинский психолог, занимается трансперсональной психологией с 1987 года. Профессиональный ребефер, провел более 150 обучающих семинаров-тренингов. Писатель, поэт, член Союза писателей Украины, автор и разработчик оригинальных обучающих программ по теме «Психология успеха».

Михаил Кудрявцев. 30 уроков Ребефинга. Научно-популярное издание. - Днепропетровск, Изд-во ІМА-прес, 2001. -144 с. ISBN 966-7179-67-2.

Виртуальный редактор: Петр Петрович Староселов Обложка: Борис Анатольевич Мухин

Эта книга о Ребефинге. Что привлекает людей к изучению этой психологической техники? В первую очередь то, что Ребефинг помогает им творчески жить и работать, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, становиться менее зависимым от внешних воздействий, принимать людей и ситуации такими, какими они есть, обучиться лучше владеть своим телом, эффективно делать выбор, когда это требуется, чувствовать Радость, Любовь и Мир.

Занятия Ребефингом являются безопасным, простым, приятным и современным методом интеграции сознания и исцеления тела.

© М.Л. Кудрявцев, 2001.

© IMA-прес, 2001.

_____________________ Для корреспонденции: 49000 Украина г. Днепропетровск, главпочтаммт а/я 1480

 

www.e-puzzle.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...