Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие архетипа у К. Г. Юнга.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие а реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима и Анимус - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень — это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляв сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание того или иного архетипа в структуре личности.

 Типологическая модель К. Юнга

Известный психолог К. Юнг, как уже отмечалось, выде­лил два типа людей: экстраверты и интроверты. Кроме того, люди различаются преобладанием той или иной функции: мыслительной, либо эмоционально-чувствующей, либо ощу­щающей, либо интуитивной. Типовая дифференция начи­нается очень рано, поэтому можно говорить о ней, как о врожденной.

Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тен­денцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реак­ция на окружающую среду. Самым ранним признаком эк­страверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереоти­пы поведения экстраверта реально определяются внешни­ми объективными условиями, а внутренняя жизнь зани­мает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия —

это постоянное стремление делать себя интересным и обра­щать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Пока экстравертная установка доминирует, наиболее развитая функция будет проявляться экстравертным обра­зом, в то время как подчиненная функция оказывается более или менее интровертной. Например, экстравертяый эмоционально-чувствующий тип в норме получает удоволь­ствие от близкого контакта с людьми, но порой ведет себя крайне бестактно, например, предлагает тост за упокой на свадьбе — такие «ляпы» исходят из подчиненного мышле­ния, четвертой функции, которая у данного типа развита слабо, находится вне сознательного контроля.

Чтобы определить ведущую функцию человека, необхо­димо смотреть, какая функция в большей степени нахо­дится под сознательным контролем, а какие имеют бессис­темный, случайный характер.

Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь человека управляется на основе интеллектуально осмыс­ленных мотивов, мы говорим о мыслительном типе. Мыш­ление может быть экстравертным или интровертным — в соответствии с тем, куда оно ориентировано: на объект или на сам субъект,

Экстравертный мыслительный тип любое суждение стро­ит на критерии, получаемом из внешних условий: объек­тивные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деяте­лями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством ре­альности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фана­тик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мыш­ление экстравертно, эмоционально-чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бес­сознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства.

Экстравертный чувствующий тип склонен находить­ся под влиянием общепринятых ценностей, например, этот человек может восхищаться картиной не из-за субъектив­ной оценки, а потому что это находится в согласии с обще­ственной ситуацией. Эстравертные чувствующие типы обыч­но добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других. Мышление, логические зак­лючения у этих людей подчинены чувствам, мышление до­пускается как слуга чувства. Подавленное мышление при­водит к появлению мрачных мыслей о том, что жизнь мало чего стоит» что он сам ничтожество и т. п. Когда такие дур­ные мысли начинают приходить в голову, обычная реак­ция для него — включить телевизор или отправиться на встречу с приятелем, лишь бы не оставаться одному со сво­ими мыслями.

Эстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты — и людей, и ситуации — которые возбуждают самые сильные ощущения. Он за­мечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внима­ние на внешнюю сторону жизни (например, следит за мо­дой), ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью, часто становится грубым искателем удовольствий и острых ощущений. Внутри самого этого человека подчи­ненная интуиция проявляется в дурных предчувствиях, подозрительных мыслях, возможностях несчастья, подозре­ниях, ревности, фобии.

Экстравертный интуитивный тип — у него интуи­ция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозрева­ет душу других людей. Экстравертная интуиция постоянно высматривает новые возможности, новые области, у такого человека тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее, проявляется способность диагностировать потен­циальные возможности других людей, открывать таланты. Таких людей можно встретить среди директоров предприя­тий, биржевиков-аналитиков, в изобретательских фондах, наблюдателями-экспертами в государственных структурах и т. п. Часто эти люди тратят свое время и энергию на воз­можности других людей, но мало реализуются сами, редко доводят дела до конца. У людей этого типа самая подчи­ненная функция — это ощущения, поэтому они обращают мало внимания на свои физические потребности, не заме­чают, что устали или проголодались, могут невольно нару­шить свое здоровье — в результате позже может возник­нуть преувеличенное внимание к своему телу, особой диете и воображаемым болезням и т. п.

Интровертный тип. Отличительной чертой интровер-сии является ориентация на внутренние личностные фак­торы, на внутренний мир. Все основывается на собствен­ных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обсто­ятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистич­ным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх пе­ред незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.

Интровертный мыслительный тип направлен на те­оретическое осмысление мира, на развитие и обоснование субъективных идей и теорий. Люди этого типа безразлич­ны к мнениям других, не поддаются влиянию, но и сами не стремятся влиять на других. Они лишь представляют свою оценку реальности и совершенно не заботятся о том, как это будет воспринято. У этих людей в подавлении на­ходятся эмоции, поэтому они плохо умеют выразить свои чувства, скрытны, внешне выглядят невнимательными и высокомерными, сами часто не понимают, что они чувству­ют; порой чувство проявляется в виде «липкой привязан­ности».

Интровертный эмоционально-чувствующий тип тру­ден для понимания, поскольку мало что проявляется на его поверхности. Внешне люди данного типа кажутся бес­чувственными, но глубина их чувств велика, они несут в себе стандарты этических и моральных ценностей; это чув­ствуют окружающие и невольно вынуждены вести себя прилично в их присутствии. Они несут в себе загадочную атмосферу независимости и самостоятельности, спокойствия и тактичности, не стремятся производить впечатление или переделывать, изменять других, но и не проявляют любез­ности, предупредительности к другим людям, держатся от-страненно. Подавленное мышление у этого типа может при­водить к враждебным мыслям о том, что другие замышляют зло, интригуют против него, и человек сам начинает подо­зревать, подслушивать, интриговать, используя в своей борьбе любые средства.

Интровертный ощущающий тип испытывает интен­сивные субъективные ощущения, вызванные объективным раздражителем; каждая деталь обостренно воспринимает­ся в собственной интерпретации, хотя внешней реакции не наблюдается. Подчиненная интуиция людей этого типа склонна проявляться в виде мрачных предчувствий о том, что может случиться во внешнем мире — с их семьей или с человечеством — в виде навязчивых мрачных идей.

Интровертный интуитивный тип — интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного, она воспринимает все, что происходит на дальних планах со­знания. Такие люди способны чувствовать еще не прояв­ленные возможности и ситуации (такие люди были шама­нами, пророками, мистическими мечтателями), но имеют недостаточно четкое представление о себе и других, с тру­дом доводят дела до конца, часто оказывается, что реаль­ность для них как бы не существует, — они затеряны в своих фантазиях, не замечают своего воздействия на дру­гих (редко приходят вовремя, теряют вещи, с трудом под­держивают порядок и чистоту; их поведение раздражает дру­гих людей, но они остаются беззаботными и равнодушными к этому), имеют смутное представление о подробностях ре­ального мира. Подавленная функция ощущений может проявляться как зависимость от чувственных впечатлений, сверхчувствительность органов чувств, навязчивые ощуще­ния, навязчивые привязанности к определенным лицам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...