Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая психология А. Маслоу.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства; абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга. Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теории потребностей, которая включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей нэ более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

4. Сэмоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс х|рактвризуетея как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне, В этом заключается самоаюуализация личности,

5, Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего 'Я«и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

Теория Маслоу

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом. гуманистической психологии. Именно им были разработаны важ нейшие теоретические положения этого направления - о самоа» туализации, видах потребностей и механизмах развития личное! Своими блестящими лекциями и книгами он также способствов распространению идей этой школы, хотя по степени популярно' в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степ доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к   о

и развитие его концепции оказало огромное влияние знаком-с европейскими философами, особенно с учеными, эмигриро-в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упомина-. Именно этот ученый, его личность, стиль жизни и творчества Маслоу на мысль о «самоактуализировавшейся личности». вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия,

известный антрополог Р. Бенедикт,

Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мо-гйвация и личность» (1970) и др. Она появилась на основе деталь-ного знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психологи­ческого направления, альтернативного психоанализу и бихевио­ризму.

В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г., т.е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пони­манию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые шко­лы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его мнению, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие сточки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со сре-Дой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно яв­ляется смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренен-ость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к **оактуализации, которая и делает человека личностью. Поэто-'УТолько стремление к развитию, личностному росту, т.е. к са-"оактуализации, есть основа развития человека и общества. Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведе-*я всей психической жизни к поведению, которая была свойствен-1 бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Са-*°сть, стремление к саморазвитию - не может быть описано и по-'° с позиций поведенческой психологии, а потому психология Рвения должна быть не исключена, но дополнена психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость лич-

° своих психологических исследованиях Маслоу почти не про-ltiji глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме Для него характерны небольшие, пилотажные исследования, ко­торые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он по­дошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследо­вать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших пред. ставителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, пи­сал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, в чис­ло которых входили А. Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джемс, Б.Спи­ноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти иссле­дования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

образом:

физиологические потребности -в пище, воде, сне и т.п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и на­всегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, на­пример потребность в безопасности или в любви. Не только крити­ки, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потрео ность в самоактуализации или самоуважении доминирует и опреДе' ляет поведение человека, несмотря на то что его физиологически потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фрУс рировали удовлетворение потребностей более высокого уровня-

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии Да ных потребностей, большинство представителей гуманистичес '

пдиЯЫ"

психологии приняли сам термин самоактуализация, введ еп ч. Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующайся' ности.                                                                                                   ар.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иер

а'

хии, объединив все существующие потребности в два класс требности нужды (дефицита) и потребности развития (сам°а

лцзации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и са-^оактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво­рение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей по-знания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-Л(обовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе 0 других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремле­ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуж-депие, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж­дений и экспериментальных исследований позволяет осознать его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан­ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав­ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружаю­щих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди Уступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить е§я, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Ис-Дования Маслоу показали, что невротики - это люди с нераз-

[°й или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Гаким образом, общество, окружение, с одной стороны, необхо-0 человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он

Кет только среди других людей, только в обществе. С другой

'НЬ1, общество по самой своей сути не может не препятство-

:амоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,

отч Мится сделать человека шаблонным представителем среды, оно

Коыгь Эет личность °т ее сути, ее индивидуальности, делает ее °й

.

м ° ^ БРемя отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в про­цессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла­не, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю­щими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Мас­лоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждеб­ности личности и общества, необходимости отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к кон­формизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще­ством, принятую в этой социальной группе.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для личности, Са­мости. При этом духовному росту мешают не только физиологиче­ские потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что, в от­личие от психоаналитиков, которые рассматривали психологиче­скую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза. Маслоу считал психологическую защиту злом, которое останавли­вает личностный рост. В какой-то степени причина этого проти­воречия станет ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной эколо­гической ниши, в которой личность может уйти от давления среды. С точки зрения Маслоу, психологическая защита помогает адапта­ции к окружающему и, следовательно, препятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности рождают противоположные взгляды на роль психологической защиты в этом развитии.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внут­реннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом самоактуализация является не одномоментным актом, но процес­сом, не имеющим конца, это способ «проживания, работы и отно­шений с миром, а не единичное достижение», - писал Маслоу. Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-пе­реживание», или длительное «плато-переживание». В любом случае

это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуа­лизации трансцендентного типа, формируемой у людей, для кото­рых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Необходимо отметить, что Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, труд­ности и негативные стороны личности, но и на позитивные сторо­ны личностного развития. Он одним из первых исследовал пози­тивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...