Парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.)
Парижская хартия для новой Европы имеет следующее содержание: - новая эра демократии, мира и единства; - права человека, демократия и верховенство закона; - экономическая свобода и ответственность; - дружественные отношения между государствами-участниками; - безопасность; - единство; - СБСЕ и мир; - ориентиры на будущее; - человеческое измерение; - экономическое сотрудничество; - окружающая среда; - культура; - рабочие-мигранты; - Средиземноморье; - неправительственные организации; - новые структуры и институты процесса СБСЕ. Новая эра демократии, мира и единства (приводим текст Хартии для изучения):
Парижская хартия
"Болонским" принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 году в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В свою очередь, гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines): 1. Принятие системы общепонятных, сравнимых квалификаций (степеней).
2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура). 3. Применение системы зачетных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объема часов по дисциплине и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО. 4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала. 5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. 6. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования. 7. Обучение в течение всей жизни. 8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса. 9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы. 10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований. Система сравнимых степеней предполагает трехуровневую систему высшего образования: - первый уровень - бакалавриат (степень "бакалавр"); - второй уровень - магистратура (степень "магистр"); - третий уровень - докторантура (степень "доктор философии"). В Европе доминируют две модели системы высшего образования: - бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения; - бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения. Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов: - система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной; - на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче; - взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь "внутри" процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила; - формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНЕ часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах; - присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.
Задания для студента, изучающего тему:
1. Как защищается право на образование? 2. Расскажите об общей эквивалентности периодов университетского обучения. 3. Расскажите о Признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы. 4. Проанализируйте Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.). 5. Раскройте содержание Парижской хартии для новой Европы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|