Этапы педагогического исследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методология педагогической науки 1. Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, анализа задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Методология педагогической науки – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет 2 функции: регулятивную и нормативную. Методологическое знание выступает в 2 формах: 1. дескриптивная (описательная) методология – учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания. Это ориентир в процессе исследования. Описывает уже осуществленные процессы познания; Прескриптивная (нормативная) методология – в форме предписания прямых указаний, направленная на нормирование деятельности. Она включает рекомендации и правила осуществления научной деятельности. 2) Существует 4 уровня методологического знания (Э.Г.Юдин) 1. философский – определяет общие принципы познания и категориальный строй науки; 2. общенаучная методология – представляет собой научные концепции и подходы, применяемые к большинству научных дисциплин (системный, синергетический подходы); 3. конкретно-научная методология – совокупность подходов, методов, принципов исследования, процедур применяемых в конкретной дисциплине (личностный, деятельностный, аксиологический, развивающий, субъектный, антропологический подходы);
Технологическая методология – описывает методику и технику исследования (как провести исследование). 3) Методологические характеристики педагогического исследования Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучить. Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним: - тема: как это назвать? - актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? -объект исследования: что рассматривается? - предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения? - цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения? -задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? -гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? - новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? - значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание? - значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов? Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая так или иначе должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет - аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Другое дело, что ответ на вопрос о новизне результатов исследования, выделяемой как специальная его характеристика, можно дать лишь после получения этих результатов, подводя итоги работы в целом, в конце, а не в начале. То же можно сказать и о гипотезе. Она не может быть содержательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Хотя, конечно, гипотеза - не итог, а как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.
2. Критерии и качества исследования Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости. Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п. Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания. 3 .Этапы и логика исследования. Этапы педагогического исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|