Логика педагогического процесса.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п. 2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2). 3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить. 4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике. Данная логика отражена, например, в системе задач, ведущих к достижению цели, обозначенной в исследовании Е.В. Бережновой: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики. Это следующие задачи. 1. Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и на практике. 2. Раскрыть содержание понятия «методологическая культура» и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза. В целом эти две задачи соответствуют этапу эмпирического описания. При этом определение содержания понятия «методологическая культура» служит одним из источников построения теоретической модели.
3. Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентов педагогических вузов. Это представление - теоретическое. Иными словами, речь идет о построении теоретической модели существования и действия факторов, способствующих овладению методологической культурой. 4. В ходе опытно-экспериментальной работы определить пути создания этих условий. Это задача построения нормативной модели, т. е. общего представления о том, что нужно сделать для того, чтобы в процессе преподавания педагогики данные условия проявились в реальности. 5. Разработать методику формирования методологической культуры у будущих учителей и предложить рекомендации для преподавателей педагогических вузов. Выполнение этой задачи завершается построением проекта деятельности преподавателей педагогических вузов, направленной на формирование у студентов методологической культуры. В педагогических дисциплинах, непосредственно не связанных с практикой (сравнительная педагогика, история педагогики), в эту логику потребуется внести коррективы в зависимости от конкретного наполнения и степени опосредования теоретических и нормативных представлений. Логика каждого исследования специфична и своеобразна. 4) Методы педагогического исследования: Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся: Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п. Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п. Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п. Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п. Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно: Логике применения методов исследования: организационные методы: сравнительный, комплексный и лонгитюдный; эмпирические методы получения данных: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические и т.п. методы, направленные на обработку результатов, полученных в ходе экспериментирования: количественный и качественный анализ; интерпретационные методы, направленные на интерпретацию полученного результата, с выделением характеристик: генетический и структурный. По способам выбора варианта действий испытуемых в ходе исследования: рациональный выбор: осмысление предложенного материала (дописывание фразы, дорисовывание картинок и т.д.); эмоциональный выбор: фиксация эмоционального отклика на задание; деятельный выбор: описание конкретного действия испытуемого. По способу сбора материала и информации: методы психодиагностики на основе наблюдения; опросные психодиагностические методы; объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; экспериментальные методы психодиагностики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|