Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики толпы

 

«Только находясь в толпе,

и понимаешь, что такое безлюдье».

Дон-Аминандо

 

Изучая работы Гюстава Лебона («Психология масс и народов», 1998г. и «Толпотворение», 1999г.) отметим некоторые характеристики толпы. Во многом можно найти сходство с мнениями такого Австрийского психолога, как Зигмунд Фрейд и Французского социолога Габриеля Тарда, итак:

 

Импульсивность

 

Толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они и настолько сильны, что, что их не может подавить, как мы уже говорили, даже инстинкт самосохранения. Толпе свойственно внезапно переходить от кровожадности к великодушию и наоборот, поскольку она слишком зависима от смены «возбудителей» и влечений. Лебон отмечает, что данные свойства толпы наблюдаются у «…существ, принадлежащих к низшим формам эволюции…». Руководить толпой из-за её ветрености трудно, ещё труднее, если часть власти находится у самой толпы.

Однако существует всё же и естественный регулятор желаний массы: обыденные нужды, которые хотя бы несколько стабилизируют этот кипящий котёл. Поскольку толпа не может сдерживать свои инстинкты, и численность индивидов рождают в них ощущение могущества, для толпы отсутствуют представления о преградах, о чём-то невозможном. Изолированный индивид (за исключения преступника) сам не пойдёт грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же, достаточно внушить эту мысль, чтобы она реализовалась сравнительно быстро. Объективные препятствия приводят толпу в ярость.

Степень импульсивности толпы зависит от расы. «Англосаксонская» толпа гораздо умереннее, чем «латинская», например; в последней черты эмоционального женского характера выражаются в полной силе.

 

Внушаемость

 

Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности каждого индивида, если он принадлежит к толпе и находится под ее влиянием.

Приведя ряд примеров, Лебон делает практический вывод для исторической науки: «Коллективные наблюдения – самые ошибочные из всех, и чаще всего представляют ничто иное, как иллюзию, распространившуюся путем «заражения» и внушения одного индивида другим». Поэтому совершенно неправильно поступают те, кто полагает, что массовое присутствие свидетелей полностью удостоверяет какой-либо факт. «Самые сомнительные события – это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей». Столь же недостоверны показания детей. Они возможно не лгут осознанно, но в силу своей впечатлительности часто дают совершенно недостоверную информацию. Как это не парадоксально звучит, но чаще всего, лучше решать жребием судьбу человека, чем на основании показаний ребенка или толпы.


Максимализм

 

Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмом первобытного человека, которое подавляется у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие. Максимализм толпы требует и ораторских сильных выражений, и преувеличенных чувств в искусстве (во времена Лебона самым массовым являлся театр).

 

Авторитарность и консерватизм

 

Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может или принять идею целиком, и относится к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.

 

Нравственная спонтанность

 

Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу скорее надо назвать морально индифферентной - она способна как на всякий героизм, так и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова и идеи, которые она сама едва понимала". Лебон приводит не мало примеров героизма толпы. Например, толпа, завладевшая дворцом Тьюильри во время революции 1848 года, не взяла ничего из ценных вещей, хотя многим восставшим нечего было есть. Найденные на убитых драгоценности приносились в комитеты, хотя легко было бы утащить награбленное. Возможно, если бы не героизм толпы, то цивилизация и не возникла бы на нашей планете в той многогранности, в которой она есть.

 

5.6 Образность и алогичность "мышления"

 

Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, а с идеями - образами, по этому, что бы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходимо существенно видоизменить. толпе не свойственна формальная логика, по этому в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Кроме того, ей не очевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные. Речи, произносимые перед толпой. Совершенно не читабельны, не логичны, но именно такие действуют на нее.

Образы, вызванные в «душе толпы», по своей значимости равны для нее реальным событиям. Политики, зная легковерие и склонность к воображению толпы, часто пользовались этим свойством массовой психологии для укрепления собственной власти. Приведем пример. Вот отрывок из речи Наполеона в государственном совете: «Представившись католиком, я мог окончить войну. Представившись мусульманином, я укрепился в Египте. А представившись иезуитом, я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне было нужно управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм соломонов».

Образы, чтобы оказать влияние на толпу, должны быть исключительно яркими. По этому множество мелких, но не значимых преступлений не действуют на толпу, чем какое-нибудь одно, но яркое и крупное. Для примера, давайте вспомним, сколько погибло кораблей в 1894 году? А помнит ли кто–то вообще о гибели кораблей этого времени? Так вот, по статистике в этом году погибло 850 парусных и 203 паровых кораблей, о которых не помнит ни кто. И каждый держит в памяти гибель трансатлантического парохода «Титаник», не правда ли? Следовательно, не факты, сами по себе, поражают народное воображение а масштабность и то, каким образом они представляются в толпе.

 

Вывод

 

"Разрыв социальных связей, быстрота передачи информации, беспрерывная миграция населения, ускоренный и раздражающий ритм городской жизни, - пишет Московичи, - создают и разрушают человеческие сообщества. Будучи разрозненными, они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Это явление приобретает невиданный прежде размах, из чего следует его принципиальная историческая новизна. Именно поэтому в цивилизациях, где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования, так же как и чувство "Я". Отсюда и неуверенность, тревога у каждого человека, чувствующего себя игрушкой враждебных и неведомых сил".

В данной части нашей работы мы попытались в общих чертах описать ключевые аспекты психологии толпы, рассмотреть основные классические подходы к изучению этой проблемы, что позволит нам и всем интересующимся данным вопросом трезво оценивать окружающую нас реальность, и в этих условиях сохранять свое "Я". Свою степень свободы личности и избегать ситуаций, в которых есть возможность стать жертвой манипуляций и исполнителем чужой воли.

 


Часть II. Практическая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...