Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV
I. Выбор варианта А или B: A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам: 1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. 2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). 5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. 6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). 7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». 6. Часто бывает болтливым. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ 1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры). II. (B.) Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет. III. (C.) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). IV. (D.) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Методика тулуз-пьерона. ТестТулуз-Пьерона "Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций" Яскжова Л.А, Оптимизация обучения и развития детей с ММД Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций Методическое руководство - СПб. ГМНПП «ИМАТОН» 2003 - 86 с Предмет диагностики Психологическое содержание минимальных мозговых дисфункций (ММД). Инструмент для адекватного, быстрого и простого способа косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности).
Плюсы Минусы
1 Методика имеет 4 формы бланков ответов с учётом возраста (для дошкольников, начальной, средней и старшей школы) или типа образовательного учреждения (общеобразовательные школы или гимназии). 2 Подробно изложена процедура обследования. 3 Методика не имеет ограничений для повторного применения что очень удобно для анализа динамики ММД. 4. Методика даёт возможность^отграничить первичные отклонения в психическом развитии, сопутствующие ММД и вторичные дефекты которые могут быть предотвращены (общепсихологические слабость оперативной памяти, личностные, тревожность беспечность, инфантильность и др). 5. Определяются критерии дифференциации ММД (дисбаланс нервных процессов, общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных структур мозга, общая ослабленность мозговой деятельности) и ЗПР. 6. Тест Тулуз-Пьерона Ясюкоаой Л.А является скрининг-методом. позволяющим за относительно короткий срок (15 минут на класс) провести массовые обследования детей с целью оказания своевременной помощи при организации психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, высших). 7. Использование методики Тулуз-Пьерона в комплексе с другими психодиагностическими тестами, позволяют описать психологические особенности 5-ти типов детей с ММД, выделенных Ясюковой Л.А., астеничный, реактивный, ригидный. активный, субнормальный 8. Четко прописаны рекомендации для родителей и учителей по оптимизации обучения детей с ММД 9. Типологический профиль ММД легко переносится на стиль работы ученика на уроке и во время подготовки домашних заданий а зависимости от работоспособности, что даёт возможность прогнозировать поведение ребёнка в тот или иной момент времени что позволяет избежать наказания в моменты «выпадения», «отключения» ребёнка. 1 При обработке бланка ответов обследованных требуется от самого психолога достаточной концентрации внимания. 2 Может приводить к утомлению при обработке большого количества бланков. 3 Если психолог пользуется не фирменной комплектацией методики, а плохой копией, то обработка производиться не с помощью бланкового ключа, а на «глаз», что чревато привнесением ошибок самого психолога и всеми вытекающими отсюда последствиями 4 Как и любая методика требует обязательного освоения и сертификации пользователя (желательно у самого автора методики)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|