Расчет деформаций сопрягаемых деталей.
Факультет: Механический
Кафедра: технологии конструкционных материалов и машиностроения
Расчет вала механизма натяжения ремня вентилятора. Пояснительная записка
Руководитель: ___________Гончарова Я.С. (подпись) _____________________ (оценка) (дата) Разработал: Студент гр. 91-01 Горнаков ____________ (подпись) Содержание
1 Расчет посадки с натягом 1.1 Требования, предъявляемые к посадке с натягом 1.2 Расчет посадки с натягом 2 Выбор посадки для гладкого цилиндрического сопряжения и расчет калибров 2.1 Выбор посадки для сопряжения «ось – распорная втулка» 2.2 Расчет исполнительных размеров калибров 3 Выбор посадки шлицевого соединения 4 Расчет и выбор посадок колец подшипника качения 4.1 Характеристика подшипников качения 4.2 Расчет и выбор посадок колец подшипника качения 4.3 Определение монтажного зазора Список использованной литературы Задание на курсовое проектирование Тема: «Расчет механизма натяжения ремня вентилятора»
Таблица А1 – Исходные данные для расчета(вариант 4)
Примечание: 1. Узел работает спокойно, нагрузка спокойная 2. Материал вала – Сталь 45. 3. Материал втулки – Сталь 15.
Таблица А2 – Исходные данные для расчета размерной цепи
Привод вентилятора осуществляется 2-мя клиновыми ремнями. Крыльчатка вентилятора устанавливается на фланец шкива. Шкив установлен на 2-х подшипниках на оси. Ось запрессована в кронштейн. В оси нарезана резьба, в которую завинчивается натяжной болт с контргайкой. В кронштейне имеются отверстия – прорези, позволяющие перемещать на определенную величину вентилятор в сборе и тем самым регулировать натяжение ремня.
Расчет посадки с натягом. Требования, предъявляемые к посадке с натягом
Посадки с натягом в механизмах и машинах применяют для соединения деталей и передачи крутящего момента. Прилагаемый к сопряжению крутящий момент должен передаваться за счет сил трения, возникающих на сопрягаемых поверхностях деталей под воздействием натяга. При выборе посадки для конкретного сопряжения необходимо выдержать два условия: 1.При наименьшем натяге должна обеспечиваться передача внешнего момента, осевой силы или их совместного действия. 2.При наибольшем натяге выбранная посадка не должна разрушать сопрягаемые детали.
Расчет посадки с натягом
Для расчета предложено сопряжение шкиф - ось. По заданию (пункт «а», рис. 7) на сопряжение действует крутящий момент и осевая сила, поэтому расчет посадки с натягом будем вести для условия совместного действия крутящего момента и осевой силы. Условия выбора посадки: ; ; где ; - допустимый минимальный и максимальный натяги в сопряжении; ; - минимальный и максимальный натяги выбранной посадки. Величину наименьшего натяга при условии, что сопрягаемые поверхности идеально гладкие, рассчитывают по формуле
(1.1) где p э – удельное эксплуатационное давление по поверхности контакта, Па; d -номинальный диаметр соединения, м; Е1, Е2 – модули упругости соединяемых деталей (Е1и Е2=2,0 ) С1, С2 –коэффициент Ляме. Определим величину удельного контактного эксплутационного давления:
(1.2) где n – коэффициент запаса прочности соединения на возможные перегрузки, принимаю n=1 Мкр – крутящий момент Р – осевая сила d, l- номинальные диаметр и длина соединения. f- коэффициент трения.(приложения А.2)
Определим наименьший расчетный натяг , предварительно определив коэффициенты Ляме:
(1.3)
(1.4) где d 1, d 2, - диаметры колец, мм; и - коэффициенты Пуассона для металлов вала и отверстия, принимаю равными =0,3 и =0,3.
;
; Определим минимальный натяг [ ], обеспечивающий передачу заданного крутящего момента и осевой силы: [ ]= ; (1.5) где - поправка на смятие неровностей детали; - поправка на различные температурные условия сборки и работы,а также различные коэффициенты линейного расширения деталей; - поправка на деформацию деталей от центробежных сил. Учитывая, что сборка и эксплуатация механизма натяжения ремня вентилятора осуществляется с небольшой разницей температур, а скорость вращения колеса невысокая, примем поправки и , равными 0. Поправку определим из выражения: ; (1.6) где -коэффициент смятия неровностей отверстия втулки и вала, К=0,25 для деталей из одинакового материала, сборка со смазкой. и - высота неровностей поверхностей отверстия и вала. =3,2 и =6,3 (при точности изготовления вала по 6-му квалитету, а отверстия по 7-му) [ ]= 3,2+5,8 = 9 мкм Найдем [P ] по формуле: = (1.7) = (1.8) где Па; Па – предел текучести. Определим , приняв для расчета меньшее значение [P ]: = (1.9) Определим максимально допустимый натяг [ ] [ ]= ; (1.10)
где - поправка на увеличения контактного давления у торцов охватывающей детали, принимаем равной 1. [ ]= =95,8мкм. Условия выбора посадки выполняются: =9,4мкм>[ ]=9мкм =90мкм<[ ]=95,8мкм. По стандарту ГОСТ25347-82 выберем предпочтительную посадку Ǿ45
Расчет деформаций сопрягаемых деталей.
При расчете посадок с натягом, после выбора посадки по стандарту, в необходимых случаях производят расчет деформаций сопрягаемых деталей. Расчет деформаций деталей выполняют в тех случаях, когда эти деформации могут повлиять на работу других деталей механизма, например, деформация кольца подшипника качения может привести к заклиниванию тел качения. В наших условиях деформация вала не влияет на работу других деталей. Величину деформации шкива определим по формуле: ; (2.1) где - удельное давление при максимальном натяге выбранной посадки; (2.2)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|