Православно-языческий компромисс
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Миролюбов не протестует против канонического представления о христианстве и православии. Но он стремится воссоздать реально-историческую картину русского христианства и следует в этом за И.И. Срезневским ("О языческих верованиях древних славян"), который в 1849 году писал: "Отвергая с принятием христианства языческие суеверия, славяне не имели нужды отвергать некоторые из основных верований и только очищали их. Так и до принятия христианства они верили в Единого Бога" (1, 142). Далее Миролюбов трактует былину о Святогоре, который уходит в землю, а его друзья, христианские богатыри, пытаются ему помочь. Но хотя Святогор и могущественнее новых богатырей, "история" заставляет его уйти. То есть, мысль Миролюбова склоняется к тому, что хотя вера народа и переменилась, но почтение к древним "Богам" сохранилось. Миролюбов рисует эту веру своих односельчан периода между потопами. таким образом: "Почитая же Иисуса, не забывали Перуна-Батюшку, Коляду, Белеса Мудрого, Дажьбо, Стриба и всех прочих, как Индру, Яворуну, Вышнего, Крышнего, Бурого, Сивого, Святовида Свято, Самосвята-Сома, Огнебога Златокудра... Тут и начало и конец Руси. Ничего из этого тронуть нельзя было, а то как же жить на свете после? Так же отцу приходилось (отец Миролюбива был сельский священник): либо начинать войну в доме, либо закрывать глаза на прабку и её учения (Миролюбов рассказывает о старой женщине, жившей в их доме, и следовавшей языческим традициям). Ясно, что это именно на ней свет держался! Как можно покушаться на Ярило, когда именно в Его честь выпекали "кругилики", сладкие пироги с вареньем? Как было возражать против Хорса, когда от него все "хорошее"? Ему же коней выводили на двор показать среди зимы, а в честь Белеса на Благовещение весь скот к церкви гнали и надо было его кропить святой водой! И что тут могли знать, по мнению прабки, архиереи, про которых она говорила: "Они не нашей жизнью живут! Лучше бы попов не гоняли и не разоряли! А то лезут туда же, указывают, что можно, а что нельзя... Мы это всё и без них знаем! Да как же это "круглики" не выпекать? Кутьи "не прогонять"? На масляной не веселиться? А что же, плакать что ли!'"' (1, 522).
По поводу этого компромисса-синтеза православия и славянского язычества Миролюбов заключает: "... язычество, в сущности, легко уступило место православной вере. Во многих отношениях оно просто подготовило почву для христианства, а в других совпало с ним. Дело ведь не в названиях Божеств, а в идее, которая в них вложена" (2,48). 6. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА И Миролюбов не углубляется в анализ и систематизацию сравниваемых им религий. Видимо, это даже является свойством его подхода к исследуемому материалу в целом. Широко известна "мягкость" понятийного аппарата санскритских философских текстов. Миролюбов говорит об этом: "Конечно, язычники не обладали догматами, но и ведизм "догматами не обладал" (2, 213), и сам следует этому принципу. Но на самые общие принципы Миролюбов всё-таки указывает. Первый принцип мы уже процитировали - "недогматизм". "Если семиты входят в Союз с Богом, то арийцы Его считают своим Предком" (1, 365). Второй, выделяемый принцип - это монотеизм "ведийских" славян. "Славяне стояли БЛИЖЕ к единобожию, как и ведийцы, называвшие Божество разными именами" (2, 157-158). Наконец, Миролюбивым непременно подчеркивается "нравственность", как принцип славянского язычества и его ведийской прарелигии. "Если учение Христа высоко морально, то языческое, сельское, не городское, понимание было близко христианскому, так как любовь к ближнему были всегдашней основой как ведизма, так и язычества" (1, 419).
Можно даже сделать обобщение, что Миролюбов "принципиально" против представления о том, что славянское язычество и тем более ведизм являются чем-то примитивным. "Что означает слово "примитивный"? - рассуждает ученый. Истинное его значение "первоначальный", "основной". Что основного есть у современного человечества? Деньги, конечно, умение зарабатывать деньги, хорошее дело, или как его называют в Америке "джоб". Что основного было у арийских народов? Религия, верования, обычаи. Что лучше и что хуже, современный материализм нашей эпохи или же наивные верования того времени? И чем, собственно, может гордиться современное человечество? Думается нам, что особенно гордиться нечем" (2, 65). 7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ Иногда сочинения Миролюбива напоминают неприбранный архив краеведа. Иные из его работ, так и называются "Материалы...". Эти "материалы" не проверены и не развиты, это рабочие "гипотезы", мастерская исследователя. Например, "Подобно обожанию Ганга в Индии, на Руси видна тенденция обожания Волги" (1, 303). Или Миролюбов сравнивает этноним "харваты" с топонимом "Карпаты" и при этом вспоминает древнеиндийскую "Хараппу" (1, 563). Или замечает, что у древних фракийцев были чубы, намекая, видимо, на чубы запорожцев и шикхи индийских садху (1, 541). Может показаться, что Миролюбов - дилетант. Но "маэстро скромничает". Мы знаем, что именно Миролюбов "набрёл" на "Донижи Изенбека", позже названные "Велесовой книгой", осознал, что перед пим, и, скопировав "дощьки", практически сохранил их для потомства. В "Сакральном Руси" Миролюбов лишь изредка вспоминает о "дощьках". Он сам объясняет свою осторожность тем, что понимает, что текст должен пройти самую авторитетную экспертизу, чтобы пройти подозрения в поддельности. Как мы видим, эти опасения Миролю-бова тоже были не напрасны. Другой причиной редкого обращения к "Велесовой книге" её открывателя заключается, на наш взгляд, в том, что Миролюбов был "охотником" до прямых и ярких свидетельств славяно-ведийского родства. "Велесова книга" является именно таким свидетельством ("Велесова книга", по всей видимости, является письменным памятником 9 века, составленным русскими волхвами, который даёт представление об исторических и космогонических взглядах дохристианских славян), но во времена Миролюбова и ныне важнейшим относительно "Велесовой книги" остается вопрос о её подлинности. Само содержание "книги" дает "актуальный" материал относительно праистории славян. Это памятник уникальный и древний. Его интерпретация требует привлечения высоко эрудированных специалистов в самых различных областях знания.
Миролюбов, не будучи специалистом в области древних славянских языков и академическим ученым, позволил себе лишь высказаться относительно формы письменности "дошек". Его сообщения таковы: "Впоследствии нам выпало большое счастье видеть "дощьки" из коллекции художника Изенбека, числом 37, с выжженным текстом. Частью буквы напоминают греческие заглавные буквы, а частью они походили на санскритские" (1, 204). Или в другом месте: "В "Дощьках" из коллекции Изенбека, русского художника, умершего в 1940 году в Брюсселе, были не только греческие буквы, но готские (рунические) и даже санскритские, как буквы "а" и "я",... характер общего начертания этих "дощек" как в санскрите - общая ЧЕРТА, под которой написаны каленым железом, видимо, буквы" (2,452). Миролюбов обращает внимание на ту особенность, что воплощенная в фольклоре историческая память народа, как правило, сохраняет исторические передвижения и доносит до нас свою прародину. Миролюбов исследует гипотезу, что такой прародиной славян было Семиречье индусов (Сапта-синдху) в Пенджабе. "При заговаривании зубной боли знахарки говорили формулу: "На Море, на Океане, на островке Буяне, Бел-Горюч Камень лежит!" Все слова этого заговора - реальность: остров Буян - Цейлон, известный нашим пращурам из Сапта-Синдху" (2, 149). Впрочем, в первом томе сочинений Миролюбова мы находим соображение, что Буян - это Руян, или Рюген, Балтийских славян. "Рюгенская" версия Буяна тоже интересна для Миролюбова, потому что там по словам Гельмгольда совершались гадания посредством "Белого коня". "Куда шёл этот конь, туда направляла своё оружие армия" (1, 455). Это прямая аналогия с ведическим обрядом "ашвамедха-ягьи", который совершали и Махараджа Юдхишдхира "Махабхараты" и "Шримад-Бхагаватам", и Господь Рамачандра "Рамаяны".
"Так довелось нам слышать, что славяне вышли из Арии, предводимые Савитри" (2, 179), - свидетельствует о своих фольклорно-исследовательских воспоминаниях Миролюбов. Определяя волшебные сказочные края, где "реки текут молоком и медом в кисельных берегах", как "память" о некогда покинутой прародине, Миролюбов сосредотачивается на мысли, что образ легендарного Беловодья и есть воспоминание о прародине: "Беловодье находилось где-то в Азии, и люди, проходя в Беловодье, должны были идти северным берегом Каспия. Направление, в общем, если взглянуть на карту, на СЕМИРЕЧЬЕ. Конечно, вопрос не выяснен, является ли Семиречье Индостана идентичным (Автор) с Семиречьем Туркестана но можно предположить, что Беловодье и прародина славянства - одно и тоже" (2, 163). Среди фольклорных материалов, отражающих эту тему, Миролюбов приводит такие: "Ласточка летит на зиму в Ирий",- это из стихов Тараса Шевченко (1, 512). "Ото-ж; летит по осени птица в Ирий... Так, то такой край, что не рассказать! Всякие цветы там есть, вечная весна и люди там не старятся... Есть там великая река, и через воду этой реки придется перейти, когда умрем."- цитируя это свидетельство, Миролюбов заключает: "Наши предки помнили Арию-Ирий" (1, 337). В строфах кобзаря Олексы Миролюбов усматривает память об исторических передвижениях предков славян из арийской прародины: "Пийшли пращуры до Бруму, а други пийшли до Шуму, та до Хати, до Трояци, на Билому на Коняци" (2, 513). Соответственно, то есть, в Бирму, в Шумер, в то место, где обитали хетты, и в Приднепровье, где поселились известные по "Слову о полку Игореве" "внуки Трояновы". 8. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ "СЮЖЕТЫ" МИРОЛЮВА Формы поведения, наследуемые от предков, не могут не оставить следы в последующих, более поздних культурах. Миролюбов обращает своё внимание на "кудесников" древнерусского мира, в которых он видит жрецов древней религии. Например, он рассуждает: "...Однако, Белых кудесников было большинство. Они носили длинные белые рубахи, подпоясанные красным поясом... В руках у них всегда был вишневый посох и у некоторых, особенно сильных, он заканчивался серебряной или медной булавой (шариком)..., кроме этого и кроме маленькой серебренной фигурки, изображавшей Малого Крышнего, которого праздновали наКолядин день (на Рождество), у них ничего не было" (1,153).
Относительно этих "кудесников" возникает аналогия "сословия" ведических пропо-ведников-санньяси. Миролюбов высматривает в древних славянских "сказителях" трансформировавшихся чтецов Вед. "В России опи сохранились до самой первой мировой войны. Обычно это певцы, гусляры или просто "сказители"", - Миролюбов усматривает в существовании подобного рода людей важный признак ведического наследия и подчеркивает культ слова и словесности, как важнейшую особенность древнеславянской культуры. "Религия сяавянорусов, - пишет он, - была видоизмененным ВЕДИЗМОМ, ибо вся она была построена на славословии, или пении СЛАВЫ Богам, ОТСЮДА и удерживается просторечное выражение "Слава БОГУ". Сами предки русов получили имя славян, проистекавшее как от их ВОЕННОЙ СЛАВЫ, ТАК И ОТ СЛАВЫ БОЖЕСТВАМ" (2, 21). Подобно тому как ведическая традиция исходит из примата речи (мантры, шастры, катха - не просто важные аспекты ведической религиозности, это основа, субстрат, метод и высшая ценность ведической цивилизованности), так и в славянстве слово понимается как магическое действие, о чем, например, свидетельствуют устойчивые выражения вроде: "Он СЛОВО такое знает". Слово - могущественно, а славословие Богам - сущность славянства. "Когда начался Сваргов Род, то у него была жена Земля-Баба-Слава, потому славяне носят это имя" (1, 581). Миролюбов заостряет внимание на роли "слова" в славянской культуре, сопоставимое, естественно, с процессом"шраванам" (слушание) в культуре ведической, а само слово "слово" в свою очередь как раз этимологизируется индоиранским "шраванам". Аналогию индийским аскетам-йогам Миролюбов находит в сказах о подвижниках "И сидит этот Авва Иаким на болоте, а комары его жалят, а он их кормит: надо же им бедным!" (2, 419). В индологии принято считать отличительным обрядом ведических ариев употребление напитка бессмертия "Сома" (в авестийском языке "хаома", а в русском языке предположительно термину сома-хаома соответствует "хмель"). Так что Миролюбов старается проследить в славянских обычаях следы ведической сомы. "Вода Живая южнорусского народа и Сома ведийцев - суть Амрита..." (1, 368). Формы традиционных присловий при воспевании во время тризны у южнорусских селян подсказывают Миролюбову на ритуальное происхождение этих действий. "Суряница" (1, 272) или "мёд" (1, 233) в этих напитках, названия которых легко этимологизируются санскритом ("сурья" - солнце, "мадхурья" - сладкий), исследователь усматривает след древней сомы. И даже обычное "причащение" спиртным просвечивается как ведическая знаковость: "Это возлияние водки на пол было настоящей имитацией возлияния Сомы на Пламень Агни" (1, 329). Древняя форма принятия пищи прослеживается в обьиае "зварожины", то есть предложения пищи Сварогу, Верховному Божеству восточных славян... Исследователь описывает, как на площади перед церковью в праздничный день организовывалось предложение "стравы" (жертвенной пищи). "Страна" "готовилась", и в "готовом виде" такая пища и вся трапеза называлась уже "зварожина" (1, 105). Это соответствует ведическому почитанию "прасада". Также Миролюбов замечает, что дохристианские славяне знали понятия "зеяеноядение" и "мясопуст" (1. 252), то есть, как и ведийцы, понимали вегетарианство как чистое и священное питание. "Бел-Горючь-Камень"- это алтарь языческого прошлого, такое почитание камней сопоставимо, например, с ведическими шалаграма-шилами. Поклонение "иконе-кустику", например, у "березомолов" (1, 177) сопоставимо с поклонением туласи, нимбу, сиддха-бакуле у вайшнавов Индии. Дуб, одна из ипостасей Сварога, напоминает священный баньян. Баня трактуется Миролюбивым как место священного омовения. "Мыться" соотносится с понятием "молиться" со ссылкой на Б. Буслаева (1, 123). Летописное сообщение от 1274 года приводит слова митрополита Новгородского Кирилла: "И се слышахом в пределах новгородских невесты водят к воде. И ныне не велим тому так быти, аще ли то проклинати повелеваем" (1, 115). То есть, 13 век знает древнюю обрядность венчания. Древнерусские обряды, сопутствующие бракосочетанию, сохраняют память о себе, например, в известном выражении "Огонь, вода и медные трубы", но в ведической обрядности современной Индии такие обряды также сохранились, хотя и не полностью, но на порядок более чётко: ачеман (очистительное окропление водой), огненная лампада, музыкальное сопровождение - обязательные составные компоненты самых простых ведических обрядов и церемоний. Наиболее известная и яркая параллель между индийскими Ариями и древними славянами - кремация усопших. Миролюбов в этой связи приводит поговорку: "Средь лета в сани ушел" (2, 25). Так говорили об умерших людях. Поговорка показывает, что покойного укладывали на носилки, называемые "санями". Это полностью ведическая традиция, но подробно Миролюбов на этом не останавливается, видимо потому, что этот момент хорошо известен из исторических документов и археологических свидетельств. Миролюбову в целом свойственен дух "кладоискателя", он стремится к новым и архаичным находкам. Уникально и любопытно его исследование солдатских писем, которые под диктовку записывались офицерами. В этих письмах обнаруживается, по всей видимости, древняя форма почтительного обращения. Миролюбова особенно заинтересовало выражение "от бела лица до мати сырой земли-матери". Ученый так толкует это почтительное обраще-
СЛАВЯНСКАЯ КОСМОГОНИЯ Среди материалов Миролюбива есть рассказы Захарихи и других жителей Юрьевки и те из них, которые касаются религиозной славянской онтологии, Миролюбов называет даже "Юрьевской космогонией". Захариха, например, так описывает "устройство" мира: "Близнецы - Дети Божьи. Один из них - Вечер, а другой- утро". В этом рассказе по Миролю-бову "без труда можно видеть Диоскуров или Асвинов"(1, 342). "Сначала был Бог, и тот спал... Бог стал мыться в мовнице, да попарился, а капли пота упали на землю и стала она расти большая-пребольшая" (1, 238). Такого "сюжета" нет в библейской традиции. Но из "Шримад-Бхагватам" можно узнать, что Маха-Вишну находится в состоянии трансцендентного сна, называемого йога-нидра, и материальные вселенные являются испарениями его тела, то есть через пот Всевышнего порождаются вселенные. В сказке о Курочке-рябе Миролюбива интересует образ яйца. По его мнению, это яйцо - трансформация образа "Вселенского яйца" Вед, которое также является "золотым"-"Хирапьягарбха". Вселенная "старых людей" из Юрьевки создана Творцом. Но, как и в ведической "космогонии", мир в представлениях украинских селян наполнен сонмом действующих лиц. Но это не многобожие. К этому миру относятся те же слова, которые Миролюбов относил к Ведам: "... На самом деле это не пантеон, а ипастасион, то есть сообщение бесчисленных ипостасей Бога, Единого в Себе" (1,61). В "юрьевской" космогонии есть прибоги, пабоги, божки, богини-русалки, подобные ведическим девам, апсарам, гандхарвам и т.п., переводимые в современных текстах термином "полубоги". Миролюбов фиксирует текст, который, по его мнению, указывает на древние представления о реинкарнации: "Бог отделяет от себя души, как зерно от колоса, - рассказывают ему в Юрьевке, - как пшеницу из снопа, и она, эта пшеница, летит в жизнь и вертается к нему" (1, 195). Эта "славяно-ведическая" космогония "помнит" не только принципы сотворения, но и принципы составляющих основ мироздания. "Славяне говорили не о реальности - Явь, а о Вечном Принципе, находящемся под реальностью - Правь, и, наконец, о потустороннем -Навь" (2, 34). Эти три модуса Явь-Правь-Навь, сопоставимы с Гунами материальной природы, которые описываются в "Бхагавад-гите" и "Шримад-бхагаватам". Саттва (благость) соответствует Прави, раджас (страсть) - Яви, тамас (невежество) - Нави. Гуны пронизывают весь мир, который в ведических текстах называется "трилокья" ("тройственным миром"). Под этими тремя мирами подразумеваются Небесный райский мир, Средний мир, и Нижний демонический мир, которые соответственно находятся под преимущественным влиянием гун сат-тва, раджас и тамас, т. е. именно Правь, Явь и Навь. Так что название русской религии "православие" может пониматься не просто как калька с греческого "ортодокс", а как применение для называния русского христианства теологических терминов древнего славянского язычества: "правь"- истинный, высший мир, "слава"- форма религиозной практики, восходящей к ведическим "шраванам-киртанам", и олицетворяющая этот процесс богиня Слава. В представлении юрьевцев неземной высший мир не только имманентен, он наполнен формами, качествами и событиями. Там "такой же свет и там люди землю пашут, венят и снопы кладут. И там коней на воду водят" (1,115). Согласно ведическим представлениям духов- ный мир обладает "рулой" (формой), "гунами" (качествами), и там происходят "лилы" (игры-приключения). Обитатели русского "Неба", также как и ведические небесные иерархи, являются или представителями какой-то функции-стихии или соотносятся с календарными циклами. Миролюбов приводит список Сварожичей, не связанных с временным соотнесением: "1. Ладо с Ладой. 2. Огнебог (Агунья, Агни). 3. Любомель. 4. Перун (Индра). 5. Сура-Солнце. 6. Слава (Земля-Баба). 7. Белее. 8. Самосвят (Сома). 9. Сивый. 10. Водяной. 11. Леший. 12. Полевой" (1,510). Божества времени: Божества месяцев: "1. Крышний. "1. Крышний - январь. 2. Лютобор (Лютый). 2. Лютый - февраль. 3. Вышний (Хорос). 3. Ярила - март. 4. Яро (Индра). 4. Ладо - апрель. 5. Ладо. 5. Купала - май. 6. Купало. 6. Даждьбо - июнь. 7. Даждьбо. 7. Руды - июль. 8. Руды. 8. Радогощ - август. 9. Овсень. 9. Овсень - сентябрь.
10. Радогощ. 10. Сивый - октябрь. 11.Святовит. 11. Святовид - ноябрь. 12. Коляда" (1, 510). 12. Коляда - декабрь" (1, 510). Для сравнения можно привести "соответствия" календаря ведических вайшнавов, которые приводит Свами Прабхупада в своей книге "Учение Шри Чайтаньи" (глава "Безграничные формы Бога"): "Согласно календарю вайшнавов, двенадцать месяцев в году называются по именам двенадцати форм Вайкунтхи Господа Кришны, и эти формы считаются Божествами-покровителями двенадцати месяцев года. Календарь начинается с месяца Мар-гаширша, который соответствует концу октября - началу ноября. Остаток ноября называется в календаре вайшнавов Кешава. Декабрь называется Нарайана, январь называется Мадхава, февраль - Говинда, март - Вишну, апрель - Шри Мадхусудана, май - Тривикрама, июнь - Ва-мана, июль - Шридхара, август - Хришикеша, сентябрь - Падманабха, а начало октября -Дамодара" (с. 105). Ведический календарь также строится на "небесных персонажах". Миролюбов не проводит глубоких и детальных сопоставлений по этому вопросу. Думается, что в славянско-ведической кампаративистике исследование календарей может оказаться фундаментом идентификации. Ведь именно календарь был своего рода "технологией" ведической и древ-неславянской цивилизаций. Но Миролюбива интересуют не столько структурные, сколько "корпускулярные" соответствия. Прямое сходство, конечно, может оказаться ненастоящим, "народным". Но "чистые" свидетельства, вкус к которым так развит у Миролюбива, также совершенно необходимы для построения "картины" славяно-ведического родства. Ведь структурные соответствия всегда могут быть представлены как типологические, как проявле- ния универсальных архетипов. Ощущение таково, что Миролюбову важно показать, что культурно-религиозные формы "наследуются" от "пращуров", а не конструируются из бинарных комбинаций "мифологической". 10. "ПРЯМЫЕ" СВИДЕТЕЛЬСТВА В настоящей главе мы расположим в алфавитном порядке ведические персоналии, соответствие которым обнаружил Миролюбив в своих изысканиях, и приведем извлечения из его книги, соответствующие этим персоналиям. В самих материалах Миролюбова санскритские имена ведических персонажей порой лишь подразумеваются, возможно, также и потому, что ведический материал был осознан исследователем не достаточно широко и детально. Но мы решили ведические реалии озвучить чётко, так как располагаем в лице "Шримад-Бхагаватам" и других переводов ведических "эпических" текстов, которыми не мог воспользоваться Миролюбов, достаточными материалами, чтобы быть уверенными в правильном понимании отношений и позиций ведических "небожителей". • АГНИ (божество огня в ведической традиции). "Яга-Землыня была одной из святейших Богинь. "Яга", или "Ага", того же корня, что и "Агни" или "Агнос" по-гречески" (1, 296). "Баба-Яга несколько иного характера, и злой облик был ей предан уже позднее христианством, которое свело всех Богов в одну категорию "бесов". В те же начальные времена Баба-Яга была ведуньей, знахаркой, образом самой Земли, и может быть, Зимы... Итак, Баба-Яга, Баба-Агни, или Баба-Ягни" (2, 171). "Гори, Огне, ясно, гляди, чтоб не гасло! Побудь, Огне, с нами, пора Зиме в Яму!" Миролюбов поясняет: "Содержание этой песни изобилует НАЗВАНИЯМИ из "Риг-веды": "Ясно", "Яма", "Огне" (Агни)" (2, 364). "Гори, гори ясно, чтоб не погасло, чтоб Сем видел, Рягло чуял, Агуни знал! Слава звезде утренней и вечерней! Аминь!" Миролюбов поясняет: Рягло (Рудый?), Сема (Сома?), Агуни (Агни) (1, 521). "Ясна"-из санскритского "светлый", "Ясна"- "вероятно, одно из имен Агни". (1, 379). • АРИИ (приверженцы ведической цивилизации). "Орей, вероятно, относится ещё к древнему Орей-отцу, или Арию, у коего были три сына Кий, Щек и Хорив" (2, 117). "Царь Орай" (1, 88). • АУМ (священный слог в ведических мантрах). "В лесу надо звать Деда на помощь, крича: "Ау!... Ау!... Ауме!" Заметим сразу же, что ведическое название Бога, особенно во время жертвоприношений, Аум" (1, 217). • ВАРУНА (божество водной стихии в ведической традиции). "О Явор, Яворуно!" В этой песне, а также в названии дерева "Явор" Миролюбов видит Варуну (2, 552). • ВЕДА (тексты, содержащие древнее священное знание). "Вера в ведьм дожила до самой революции... Такой вере способствовало то, что время от времени нарождалась женщина, способная читать мысли и предсказывать. Она считалась ведьмой, ибо знала Веду, а Веда приводит к ведизму и "Риг-веде" (1, 338). • ВИШНУ (Имя Верховного Господа в ведической традиции). "Мы не можем сказать с полной уверенностью, что Вишну и Вышний идентичны, но что всякое Божество, в том числе и Вишну, является Вышним, в этом мы уверены" (2, 182). "Вышний или Вишну близки ещё и потому, что сохранилось священное дерево Вишну-вишня" (2, 182). "Прабка Варвара верила, что когда цветут вишни, "Вышний, Слава Богу, пришел!". На расспросы отвечала, что вишня - дерево "Вышнего", а сам Вышний - один из старых "дедовских" Богов" (1, 523). "Потом приходят Коляда с Колесом, обернутым соломой и осмоленным, с дубиной (кием) в руке, с ним малыш Крышень, Крышний..." (2,383). Известными атрибутами Вишну являются диск-колесо, булава, раковина и цветок лотоса. • ВРИТРА (воинственный демон, сражающийся с Индрой). "Меч-Кладенец Ивана Царевича - меч Перуна, разящий Беса Вертячего". (Вихрь, Вритра ведийцев)" (2, 184). • ДЕВЫ (существа высшего мира, стоящие на стороне Верховного, полубоги). • ИНДРА (царь райских планет, воинственный полубог). "Белеса можно сравнить с Индрой ведийцев" (1,244). "Индра ведийцев, также как и Перун славян, кует оружие в Небесах. В этом отношении славянам удалось сохранить связь с ведизмом почти равную тождеству" (1,182). "Иди в поле скоро рати, скоро Виндро прийде грати". Этот украинский "Виндро" есть "ведический" Индра и русское "вёдро". В этом же сюжете Миролюбов вспоминает, что А. Толстой в "Князе Серебряном" упоминает имя "Иидра" в молитвах волхва (1, 500). "Свет Индро, на Белом Коне, помоги мне"- молитва миролюбовской Прабки. (2, 513). • ИШВАРА ("контролирующий", Имя Верховного Господа в ведической традиции, и "Венье, или жгут соломы, которым был подпоясан Дед, служит доказательством идентичности Деда с Дедом-Снопом, то есть, это была примитивная икона Исварога" (2, 279). "У славян, например, была Праба (Прабаба) - Земля, Прадедо-Исварог и Прада-Сварга, Исварга-Небо"(1,61). • КАЛА (Верховное Божество в ипостаси времени в ведической традиции). "Сам Коляда, имеющий изображение в Коле, Колобке (род бублика). Всё это возводит Божество к истоку, и хлебу. Не к мясу, как у пастушечьих народов, не знавших земледелия, а к хлебу" (1, 167). "Идея Кола-Колена, как идея Сварога" (1, 102). "Коляда зимний - с Крыш-ним, а Коляда летний - с Купалой, да с Вышним" (2, 25). Пример прибауток во время колядования." А когда Коляда с Крышним придут? А где Влес?" - "Скоро, скоро. Они пошли к коровам, сейчас в предбанник зайдут. А Влес звезды считает, не может понять, с этой ночи одной больше стало!". "Здоров бывайте!" - сказал низким басом, входя, Коляда. За ним шёл Малыш-Крышний. "Добре Вечеря!" (2, 54). "Слава Крышеню, Коляде! Будет Сурия в воде, а снега растают, травы повырастают, и будет все на свете в зелени да в цвете" (2, 53). "Слава! Слава! Слава Коляде с Крышним! Спят в снегу вишни, а придет Яро, зацветут пышно!" (2, 53). "В знак любви к Коляде и Крышнему, Ладе и Велесу, в Юрьевке ставили во дворе нагруженные сеном сани в Рождественские дни, как мы сказали, в Колядины дни" (1, 249). "На Рождество (Колядины дни) делали во дворах из снега три бабы, две большие, одну маленькую: одна баба была Зима, другая Колядо (с колесом в правой руке), третья - Крышень (образ уваливающегося дня). У ног их ставили, после кутьи на Свят-Вечер, первый и последний Снопы" (2, 20). • КАРМА (закон материального мира в Ведах, закон причины и следствия). О злом божестве Карине Миролюбов замечает: "Не Карма ли лежит в основе Карины?" (1,198). • КРИШНА ("Всепривлекающий", Верховный Господь в своей изначальной форме На колядках пели: "Трещит мороз, в сугробе вишня, народился Крышний.", "Пришли Коляда да Крышний по вишни" (1, 179). "Как в христианстве был Христос Младенец, так и в язычестве был Младенец Крышень, или Крышний" (2, 356). "Зима уходит с появлением Яри- лы, который, видимо, тот же самый Крышний, но возмужавший, но Коструб (Мороз, Холод) ещё прячется в Земле" (1, 178). "Ярилин культ не везде исповедовался одинаково. Восточные славяне его представляли юношей, на голове которого цвели цветы и вокруг них летают пчелы, на лбу его лежал венок из цветов, в руке сопель (флейта) и цветущая ветка яблони. Торс его был голым, вокруг чресл лежал широкий плат, на ногах легкая обувь вроде сандалий, а через плечо был перекинут кусок льняного материала" (1, 172). Это описание и хороводы, которые водились вокруг Ярилы, дают практически портрет Кришны-Говинды из "Шримад-Бхагаватам" или "Брахма-самхиты". • МАНУ (прародитель человечества в ведической традиции). Миролюбов упоминает Манию, первочеловека славян: "А рикле Богы Мании, абы огнище клав..." (1, 334). • МАРА (божество смерти в ведической традиции). "Чтоб тебя Мара взяла!". Эту украинскую поговорку Миролюбов подкрепляет тем фактом, что "Марроу", божество смерти, известно шотландцам (1, 501). "Не кричи, Мряке отдам." (1, 381). В Мряке Миродюбов пытается найти сына Адити. • МАТАРИСВАН (Миролюбов упоминает это имя как птицу Вишну). "Птица Вишну Матарисван - Жар-птица" (1, 184). "В "Дощьках" Изенбека "Матырьсаслава" птица" (2, 577). • ПАРДЖАНЬЯ (божество дождя, одно из имен Индры). "Невинный даже убегает (в ужасе) перед Богом-самцом, когда Парджанья гремучий бьёт нечестивых" (Перун у славян тоже побивающий нечестивых, называется Гремучим, Гремячим, Громовиком)" (1, 35). • ПИТРИ (праотцы-предки, которые обитают на своей планете Питрилоке). "А пошей до Петрив!". "Петрами называли умерших на Зворожине в Юрьевке". "Питрис (Питри) назывались у ведийцев усопшие предки" (1, 218). "А где Иван?"- "А он ушел до Петрив!". Вначале нам думалось, что Петрами вообще называют усопших, но после оказалось, что это ПЕРЕДЕЛАННОЕ ВЕКАМИ НАЗВАНИЕ ПРЕДКОВ, известных у ведийцев под именем "Питри(с)" (2, 38). "Радуница празднуется на могилках как веселое пиршество" (1, 257). "Из ведизма славяне сохранили взгляд на умерших, как на живых "в крове Бога" Предках" (1, 257). "Это не тризна Братская прошлых лет. это - ведийская беседа с Питри!" (1, 266). • РУДРА (могущественный полубог, Шива). Миролюбов предполагает, что город Ретра происходит от "Рудра" (2, 78). • СВАРГА (райское небо в ведической традиции). "Сварог, по мнению некоторых, происходит от "Сварга" - небо!" (1, 549). "Сварог носит множество имен: Дуб, Сноп, Хлеб, Прад, Дед, Гром, Туча (Хмара), Щур, Пращур, Род, Рожаниц и т.д.". Эту особенность Миролюбов сравнивает с местом из "Риг-веды": "Ты, которого мудрые называют тысячами имен" (1,483). • СУРЬЯ (полубог Солнца, он же Савитар). "Сурья-Мати" - о божественной царе Солнце-Земле (2, 44). "Мать-Сура-Земля" (1, 508). "Сыр - загадочное слово, оно произошло от ведического "Сурья" - солнце" (1,254). • ТАМАС (модус невежества). "Тот Свет - Томь". "Тамо", "Тамолихо" получают объяснение как о Нави". "Нава"- по-чешски могила" (2,423). • ТРИМУРТИ (Божество, в котором объединены Брахма, Вишну и Шива). • УТРА (ужасное и неблагоприятное). Миролюбов разбирает существа славянской мифологии, вызывающие страх: Укрут, Скрутек, Ырка (1, 351). • ХАРА (название внутренней энергии Верховного Бога, также имя Шивы). • ХАРИ (имя Верховного бога в ведической традиции). До принятия иудейского Ягве у хазаров было Верховное Божество "Хара" (1, 50). • ШИВА (полубог, покровитель модуса невежества). "Сивый" присутствует в календаре: "Пригорюнилась Слива, идет Сивый с Зимой" (1, 165). Сивка-Бурка Вещая каурка (1, 386). • ЯМА (божество смерти в ведической традиции). "Гори, Огне, ясно, гляди, чтоб не гасло! Побудь, Огне, с нами, пора Зиме в Яму!" (2, 365). 11. ВОЗРАЖЕНИЯ МИРОЛЮБОВУ Отдав должное увлекательным изысканиям ученого, необходимо также указать на ошибки, состоящие из неточностей и упрощений, объясняющиеся, вероятно, уровнем научного знания эпохи и окружения, из которого ученый черпал вдохновение для своих исследований. Заметим, что лингвистические пассажи Миролюбова нередко свидетельствуют о том, что автор не применяет открытые наукой законы фонетических переходе?, и эта часть его размышлений (впрочем, фрагментарных) носит поверхностно-ознакомительный характер. Публицистический характер многих размышлений, как нами отмечалось, носит патриотический характер, что нередко приводит к некоторой потере объективности. Миролюбов слишком решительно игнорирует тот факт, что и другие индоевропейские народы, не только славянские, наследовали каким-то образом ведическую культуру, так что противопоставлять их традиции славянской, как "наиболее" или "принципиально" ведической, было бы упрощением. Совсем упускается Миролюбивым тот факт, что к моменту принятия христианства восточнославянская религиозность находилась в упадочном состоянии. Совсем не касается Миролюбов того взгляда, что и неиндоевропейские народы также имели какую-то прародину, прарелигию, пракультуру, праязык. Согласно исследованию Н.Д. Андреева индоевропейский праязык и бореальный праязык (то есть, праязык, к которым относятся индоевропейская, уральская и алтайская языковые семьи) практически совпадают. "Арийский" или "ведический" след присутствует и на Ближнем Востоке. На арийское присутствие в Северной Месопотамии (арийско-хурритское двуязычие и арийские имена правящей династии Митании) указывают Иванов В.В. и Топоров В.Н. в своей книге "Санскрит", о том говорит также и Т. Барроу. Думается, что это не случайные фрагменты семитского "ведийства". У Иосифа Флавия в его "Иудейской войне" мы можем, например, прочитать об иудейских ессеях и их обычаях, в которых без труда прослеживаются традиции вайшнавов индийского субконтинента. Ессеи представляют собой монашеский орден, сопоставимый с ашрамом брахмачариев в древней и современной Индии. Эти эссеи, поклоняясь Единому Богу, следуют вегетарианству, носят белые ритуальные одежды, утренние часы посвящают богослужениям, поклоняясь при этом солнцу, совершают регулярные омовения холодной водой: женщины в рубахах, мужчины в передниках. Трапезу совершают вместе после совместного прочтения молитвы, помогают людям, раздавая хлеб неимущим. Они питаются только освященной пищей, после выделения нечистот "они имеют обыкновение купаться после этого, как будт<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|