Небюрократические организации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 7 Тема 4. БЮРОКРАТИЯ И СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ. Мы с вами уже рассмотрели ранние этапы социально-политической истории человека. Задачи этой темы – 1) кратко остановиться на последующих этапах, имея в виду в основном социальный «микроуровень», т.е. малые людские коллективы, сравнимые по численности с первобытными группами охотников - собирателей; 2) представить управленческую разработку, связанную с биополитикой, в частности, с нашими знаниями о первобытном обществе и о биосоциальных системах приматов. Эта социальная технология известна под общим названием «социальные сети», или «сетевые структуры». Этапы социально-политической истории с точки зрения организационных форм В развитии человеческого общества можно выделить ряд стадий, упрощённо представимых в форме схемы: Традиционная - Индустриальная - Постиндустриальная. Здесь опущены этапы внутри каждой стадии (традиционное общество включает рабовладельческий и феодальный строй), а также первобытная стадия, которая предшествует традиционной и по многим параметрам отличается от неё. Каждой стадии соответствуют типовые социальные структуры. Традиционные (добюрократические) организации Для традиционного общества характерны следующие нормы функционирования людских коллективов:
В традиционном (доиндустриальном) обществе возникают и элементы бюрократических организаций (их находят уже в государственном аппарате и армии Древнего Рима). Но «знамением времени» бюрократии становятся лишь в индустриальную эпоху, когда параллельно развитию промышленности и новых (капиталистических) отношений получают импульс новые типы организации трудовых коллективов, политических обществ и других организаций.
Бюрократия На место личных отношений присущих традиционному обществу, бюрократия ставит отношения формальные, опирающиеся на чётко сформулированные правила, процедуры, должностные инструкции. Наступает эпоха «рационализации» производственных, политических, научно-исследовательских, религиозных и других типов организаций. Организация уподобляется машине; люди – деталям машины, каждая из которых знает свое место и свою функцию. Кратко остановимся на важнейших отличительных чертах бюрократии:
Бюрократия с честью выполнила свою историческую миссию – обеспечила прочный структурный фундамент для индустриализации общества во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Бюрократические организации широко распространились не только в производственной, коммерческой сферах, они стали доминировать в политической системе (включая государственный аппарат), научных и культурных учреждениях.
Во второй половине ХХ века индустриальное общество вступает в некоторых регионах мира в фазу своего исторического завершения и перехода к постиндустриальной стадии. Этот переход ставит под серьёзное сомнение дальнейшую судьбу бюрократии. Несмотря на повсеместное распространение бюрократических структур и неоспоримые преимущества этого типа организаций в целом ряде ситуаций (например, эффективность и плановость управления деятельностью организации в стабильном внешнем окружении и при использовании в основном рутинных технологий и методов работы), бюрократия всё более рельефно демонстрирует и свои отрицательные черты: возможность коррупции, её закрытость с той или иной степенью изоляции от внешнего мира и наличием перегородок внутри организации, а также стремление формализовать и подчинить уставам и другим документам многие стороны человеческой жизни и деятельности. В наши дни эти негативные стороны бюрократии обусловливают в ряде случаев волокиту и некомпетентность в принятии решений и внедрении инноваций, а также потерю эффективности работы в условиях меняющейся ситуации или при использовании сложных технологий. Последнее обстоятельство особенно важно в новаторских отраслях, характерных для второй половины ХХ века (компьютерные технологии, биотехнологии). Биополитики вносят свою лепту в критику бюрократии. Бюрократия опирается на эволюционно-древнюю тенденцию к формированию иерархий доминирования, характерных для разнообразных форм живого, однако не учитывает других, также эволюционно-древних тенденций поведения и потому представляется неестественной формой организационной структуры. Бюрократия часто создает ситуации, в которых у нас не возникают положительные чувства, так как мы эволюционно предрасположены к жизни в небольших группах, объединенных личными связями и отношениями взаимопомощи и кооперации. Бюрократия часто вызывает у людей стресс, чувства гнева и беспомощности, в силу следующих ее черт:
Помимо всего этого, бюрократическая организация, закрепляя за каждым его узкий участок ответственности, снижает интерес к работе у людей, которые когда-то жили в условиях первобытной «команды», решавшей жизненно важные для всех и каждого задачи. Итак, бюрократия, при всех своих достоинствах в ряде ситуаций (например, армия), представляет собой достаточно жёсткую «социальную клетку», обитатели которой получают гарантированный «корм» (жалование и др.) ценой потери многих граней своей свободы. Небюрократические организации П римерно с середины ХХ века в рамках теории менеджмента оформляется так называемая «школа человеческих отношений», которая настаивает на необходимости учёта неформальных контактов людей (личных симпатий, неформальных – не предписанных должностными инструкциями – отношений лидерства и подчинения) с целью создания новых стимулов к эффективной работе в организации. Представители этого направления в менеджменте исходили из предрасположенности людей к жизни в малых группах с персонализированными взаимоотношениями людей. МакГрегор и другие учёные из «школы человеческих отношений» отмечали, что фундаментальной потребностью людей является участие в общем деле. Эти теоретические предпосылки были практически реализованы при создании небюрократических организаций (их называют также адаптивными, или органическими структурами). Подобные структуры функционируют наиболее успешно именно в тех условия, когда бюрократические организации не справляются со своими задачами. Так, в компьютерной индустрии США переход части предприятий к небюрократическим организационным структурам диктовался прежде всего необходимостью адекватно реагировать на постоянно меняющуюся коммерческую и технологическую ситуацию, решать сложные и нечётко сформулированные задачи, требующие работы в стиле единой творческой команды. В небюрократических организациях:
Можно сказать, что небюрократические организации воскрешают на новом уровне некоторые черты той эпохи, которая предшествовала даже времени традиционного общества. Типичными вариантами небюрократических организаций в современном мире можно считать а) матричные организации, предполагающие одновременное выполнение коллективом нескольких проектов и потому включающие одновременно несколько проектных начальников, наряду с обычным боссом; б) адхократические организации (от ad hoc (лат.) – созданный для данной цели и kratos (греч.) – власть), сводящие формальности до минимума и функционирующие как единая команда, которая решает напряжённые задачи и делит риски и награды между всеми участниками. Имеется много других вариантов небюрократических организаций (проектные, конгломератные, бригадные, предпринимательские). Независимо от типа, подобные организации имеют как преимущества по сравнению с бюрократией, так и целый ряд недостатков. Что касается преимуществ, то во многих случаях оказалась весьма полезной ориентация не на шаблонные «правила и процедуры», а на решение усилиями всей команды конкретных задач в конкретные сроки (особенно если эти задачи ещё и нечётко сформулированы). Немалую пользу может принести и возможность смены специальности и профиля работы для каждого члена команды, что способствует интегрированию различных видов творческой деятельности. Все эти свойства способствуют применению небюрократических структур при решении междисциплинарных задач или коммерческих проблем. Однако имеются и многочисленные ситуации, когда бюрократия оказывается предпочтительнее. Сравнительная характеристика бюрократических и небюрократических структур:
Сетевые структуры Постиндустриальное общество включает организации разных типов – как бюрократические, так и небюрократические. Однако новым «знамением времени» можно считать сетевые формы организаций. Сетевые структуры носят композитный (составной) характер: они могут содержать внутри себя структуры или «куски» структур различных типов. Сам термин «сетевые структуры» не вполне точен. Речь идёт не только о новых структурах, но и о новых отношениях людей в рамках коммерческих, научных, политических, культурных и других организаций. Перечислим основные принципы сетевых организаций. Децентрализация Наличие одновременно многих управляющих центров. Сетевая структура делает решающий шаг вперед в плане децентрализации даже по сравнению с небюрократическими структурами. В последних сохраняется единый центр (в матричных или проектных – линейный руководитель, обычно удерживающий в руках всех дополнительных «проектных» начальников). Сетевая структура принципиально многоцентровая. Реальна, правда, ситуация, что один из центров «центральнее» остальных. Это может быть, например, штаб-квартира широко разветвлённой и породившей дочерние компании транснациональной корпорации, но отношения между штаб-квартирой и «отпрысками» носят скорее горизонтальный характер (влияние, но не контроль).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|