Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Небюрократические организации




Лекция 7

Тема 4. БЮРОКРАТИЯ И СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ.

Мы с вами уже рассмотрели ранние этапы социально-политической истории человека. Задачи этой темы – 1) кратко остановиться на последующих этапах, имея в виду в основном социальный «микроуровень», т.е. малые людские коллективы, сравнимые по численности с первобытными группами охотников - собирателей; 2) представить управленческую разработку, связанную с биополитикой, в частности, с нашими знаниями о первобытном обществе и о биосоциальных системах приматов. Эта социальная технология известна под общим названием «социальные сети», или «сетевые структуры».

Этапы социально-политической истории с точки зрения организационных форм

В развитии человеческого общества можно выделить ряд стадий, упрощённо представимых в форме схемы: Традиционная - Индустриальная - Постиндустриальная. Здесь опущены этапы внутри каждой стадии (традиционное общество включает рабовладельческий и феодальный строй), а также первобытная стадия, которая предшествует традиционной и по многим параметрам отличается от неё. Каждой стадии соответствуют типовые социальные структуры.

Традиционные (добюрократические) организации

Для традиционного общества характерны следующие нормы функционирования людских коллективов:

  • Деятельность коллективов преследовала личные цели хозяина (лидера); хозяином мог быть фараон, сеньор, помещик или назначенные ими лица;
  • Разделение труда основывалось на личном решении хозяина;
  • Иерархия целиком зависела от воли хозяина и могла быть слабой, расплывчатой;
  • Авторитет лидера (хозяина) был освящен традицией или в некоторых случаях опирался на личное обаяние;
  • Решения принимались в соответствии с волей хозяина;
  • Организационные правила и процедуры не разрабатывались и не оформлялись юридически; для членов коллектива решающую роль играли личные отношения с хозяином.

В традиционном (доиндустриальном) обществе возникают и элементы бюрократических организаций (их находят уже в государственном аппарате и армии Древнего Рима). Но «знамением времени» бюрократии становятся лишь в индустриальную эпоху, когда параллельно развитию промышленности и новых (капиталистических) отношений получают импульс новые типы организации трудовых коллективов, политических обществ и других организаций.

Бюрократия

На место личных отношений присущих традиционному обществу, бюрократия ставит отношения формальные, опирающиеся на чётко сформулированные правила, процедуры, должностные инструкции. Наступает эпоха «рационализации» производственных, политических, научно-исследовательских, религиозных и других типов организаций. Организация уподобляется машине; люди – деталям машины, каждая из которых знает свое место и свою функцию. Кратко остановимся на важнейших отличительных чертах бюрократии:

  • Деятельность людских коллективов преследует цели, определяемые юридическими документами (законами, договорами);
  • Разделение труда между различными частями организации и людьми опирается на юридическую основу, связано с узкой специализацией каждого работника или структурного подразделения и предполагает ответственность человека только за порученный ему участок работы, а также адекватное материальное вознаграждение (последнее часто рассматривается как главный стимул к работе – вместо личной привязанности к хозяину);
  • Имеется жесткая, четкая должностная иерархия (цепь команд);
  • Авторитет лидера (начальника) носит формальный, юридически закрепленный характер, зависит от места данного члена организации в её иерархии;
  • Разрабатываются и неукоснительно соблюдаются формальные правила поведения, принятия решений, определяемые юридическими документами (уставом, инструкциями) и зависящие не от личных взаимоотношений людей, а только от их ранга, статуса, должности.

Бюрократия с честью выполнила свою историческую миссию – обеспечила прочный структурный фундамент для индустриализации общества во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Бюрократические организации широко распространились не только в производственной, коммерческой сферах, они стали доминировать в политической системе (включая государственный аппарат), научных и культурных учреждениях.

Во второй половине ХХ века индустриальное общество вступает в некоторых регионах мира в фазу своего исторического завершения и перехода к постиндустриальной стадии. Этот переход ставит под серьёзное сомнение дальнейшую судьбу бюрократии. Несмотря на повсеместное распространение бюрократических структур и неоспоримые преимущества этого типа организаций в целом ряде ситуаций (например, эффективность и плановость управления деятельностью организации в стабильном внешнем окружении и при использовании в основном рутинных технологий и методов работы), бюрократия всё более рельефно демонстрирует и свои отрицательные черты: возможность коррупции, её закрытость с той или иной степенью изоляции от внешнего мира и наличием перегородок внутри организации, а также стремление формализовать и подчинить уставам и другим документам многие стороны человеческой жизни и деятельности.

В наши дни эти негативные стороны бюрократии обусловливают в ряде случаев волокиту и некомпетентность в принятии решений и внедрении инноваций, а также потерю эффективности работы в условиях меняющейся ситуации или при использовании сложных технологий. Последнее обстоятельство особенно важно в новаторских отраслях, характерных для второй половины ХХ века (компьютерные технологии, биотехнологии).

Биополитики вносят свою лепту в критику бюрократии. Бюрократия опирается на эволюционно-древнюю тенденцию к формированию иерархий доминирования, характерных для разнообразных форм живого, однако не учитывает других, также эволюционно-древних тенденций поведения и потому представляется неестественной формой организационной структуры. Бюрократия часто создает ситуации, в которых у нас не возникают положительные чувства, так как мы эволюционно предрасположены к жизни в небольших группах, объединенных личными связями и отношениями взаимопомощи и кооперации. Бюрократия часто вызывает у людей стресс, чувства гнева и беспомощности, в силу следующих ее черт:

  • обезличенное отношение к людям (не личности, а "клиенты");
  • неуважение к частной и интимной сферам индивида;
  • наделение властью людей некомпетентных и не внушающих доверия;
  • необходимость безропотного повиновения.

Помимо всего этого, бюрократическая организация, закрепляя за каждым его узкий участок ответственности, снижает интерес к работе у людей, которые когда-то жили в условиях первобытной «команды», решавшей жизненно важные для всех и каждого задачи.

Итак, бюрократия, при всех своих достоинствах в ряде ситуаций (например, армия), представляет собой достаточно жёсткую «социальную клетку», обитатели которой получают гарантированный «корм» (жалование и др.) ценой потери многих граней своей свободы.

Небюрократические организации

П римерно с середины ХХ века в рамках теории менеджмента оформляется так называемая «школа человеческих отношений», которая настаивает на необходимости учёта неформальных контактов людей (личных симпатий, неформальных – не предписанных должностными инструкциями – отношений лидерства и подчинения) с целью создания новых стимулов к эффективной работе в организации. Представители этого направления в менеджменте исходили из предрасположенности людей к жизни в малых группах с персонализированными взаимоотношениями людей. МакГрегор и другие учёные из «школы человеческих отношений» отмечали, что фундаментальной потребностью людей является участие в общем деле.

Эти теоретические предпосылки были практически реализованы при создании небюрократических организаций (их называют также адаптивными, или органическими структурами). Подобные структуры функционируют наиболее успешно именно в тех условия, когда бюрократические организации не справляются со своими задачами. Так, в компьютерной индустрии США переход части предприятий к небюрократическим организационным структурам диктовался прежде всего необходимостью адекватно реагировать на постоянно меняющуюся коммерческую и технологическую ситуацию, решать сложные и нечётко сформулированные задачи, требующие работы в стиле единой творческой команды. В небюрократических организациях:

  • каждый член отвечает не за узкий участок, а за всю задачу данной организации в целом;
  • для некоторых типов этих организаций характерны широкая специализация участников, комбинирование и перемена различных видов деятельности;
  • принимаются меры по стимулированию неформальных отношений между членами организации и их направлению в конструктивное русло в плане задач данной организации;
  • упрощается иерархия, резко уменьшается число её звеньев;
  • в некоторых типах небюрократических организаций вводится та или иная степень децентрализации иерархии – т.е. сосуществуют несколько автономных управляющих центров.

Можно сказать, что небюрократические организации воскрешают на новом уровне некоторые черты той эпохи, которая предшествовала даже времени традиционного общества. Типичными вариантами небюрократических организаций в современном мире можно считать а) матричные организации, предполагающие одновременное выполнение коллективом нескольких проектов и потому включающие одновременно несколько проектных начальников, наряду с обычным боссом; б) адхократические организации (от ad hoc (лат.) – созданный для данной цели и kratos (греч.) – власть), сводящие формальности до минимума и функционирующие как единая команда, которая решает напряжённые задачи и делит риски и награды между всеми участниками.

Имеется много других вариантов небюрократических организаций (проектные, конгломератные, бригадные, предпринимательские). Независимо от типа, подобные организации имеют как преимущества по сравнению с бюрократией, так и целый ряд недостатков. Что касается преимуществ, то во многих случаях оказалась весьма полезной ориентация не на шаблонные «правила и процедуры», а на решение усилиями всей команды конкретных задач в конкретные сроки (особенно если эти задачи ещё и нечётко сформулированы).

Немалую пользу может принести и возможность смены специальности и профиля работы для каждого члена команды, что способствует интегрированию различных видов творческой деятельности. Все эти свойства способствуют применению небюрократических структур при решении междисциплинарных задач или коммерческих проблем. Однако имеются и многочисленные ситуации, когда бюрократия оказывается предпочтительнее. Сравнительная характеристика бюрократических и небюрократических структур:

Характеристики Бюрократическая организация Небюрократическая организация
Специализация Узкая: ответственность за порученный участок работы (об остальных задачах бюрократы говорят «Это не мое дело») Широкая: ответственность за организацию в целом и за ее генеральную задачу
Роль формальных правил Работа по формальным правилам (уставам, должностным инструкциям) Мало правил (инструкций)
Отношения Формальные и носят официальный характер Неформальные, носят во многом личный характер
Уровни иерархии Четко заданы на основе официальных инструкций (иных документов) Размыты (менеджера в компании IBM трудно отличить от рабочего)
Условия, подходящие для данного типа организации Несложное, стабильное окружение, предсказуемая ситуация Сложное, меняющееся окружение, ситуация не предсказуема
Цели и задачи Просты и могут быть четко определены Сложны, зачастую не поддаются четкому определению

Сетевые структуры

Постиндустриальное общество включает организации разных типов – как бюрократические, так и небюрократические. Однако новым «знамением времени» можно считать сетевые формы организаций. Сетевые структуры носят композитный (составной) характер: они могут содержать внутри себя структуры или «куски» структур различных типов. Сам термин «сетевые структуры» не вполне точен. Речь идёт не только о новых структурах, но и о новых отношениях людей в рамках коммерческих, научных, политических, культурных и других организаций. Перечислим основные принципы сетевых организаций.

Децентрализация

Наличие одновременно многих управляющих центров. Сетевая структура делает решающий шаг вперед в плане децентрализации даже по сравнению с небюрократическими структурами. В последних сохраняется единый центр (в матричных или проектных – линейный руководитель, обычно удерживающий в руках всех дополнительных «проектных» начальников). Сетевая структура принципиально многоцентровая. Реальна, правда, ситуация, что один из центров «центральнее» остальных. Это может быть, например, штаб-квартира широко разветвлённой и породившей дочерние компании транснациональной корпорации, но отношения между штаб-квартирой и «отпрысками» носят скорее горизонтальный характер (влияние, но не контроль).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...