Развитие абсолютизма в XIX веке
век занимает особое место в русской истории. Россия уверенно заявила о себе как о мировой державе, испытала взлет победы над Наполеоном и поражение в крымской войне, небывалое расширение своих границ и включение в свой состав народов, уровень развития гражданского общества у которых после вхождения в Российскую империю не мог не пострадать от произвола неограниченного российского самодержавия. Россия сохраняла свой традиционный уклад, отличный от западноевропейского. Абсолютизм и социальная система крепостничества сдерживали развитие экономики и тормозили модернизацию страны. Начало XIX столетия связано с вступлением на престол 12 марта 1801 г. Александра I, царствование которого отмечено распространением в России либеральных идей. Его воспитателем в детстве был известный швейцарский политик, приверженец идей эпохи Просвещения, Ф. С. Лагарп. Именно он пытался довести до сознания будущего монарха либеральные идеи. Заложенные Лагарпом идеи конституционализма сыграли свою роль. Еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский кружок молодых аристократов. С 1801 г. основная работа по подготовке реформ в либеральном направлении проходила в созданном ими Негласном комитете, своего рода совещательном органе при императоре. Главным их результатом должно было стать ограничение самодержавия, с чем, казалось, был согласен и сам монарх. В 1802 г. начинается реформа высших органов госвласти: Сенат приобретает характер высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией, вместо коллегий создаются министерства. Также утверждается Комитет министров для обсуждения общих вопросов управления страной.
Во время правления Александра I большую роль играли начинания Михаила Михайловича Сперанского. В конце 1808 г. император поручил Сперанскому <http://www.z-rus.ru/images/pic/history/15_34.jpg> составить общий план государственных преобразований. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился. Несмотря на то, что Сперанский не затрагивал социальных проблем и не касался основ крепостного строя, его проект имел прогрессивное значение, так как способствовал началу конституционного процесса в России и сближению ее государственного строя с западноевропейскими политическими системами. Однако этому не суждено было сбыться. Вся крепостническая Россия выступила против либеральных преобразований. Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение в 1810 г. Государственного совета, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра стало нарастающее общественное движение, впервые в истории России приобретшее организованные формы. Идейную основу этих тайных обществ составлял либерализм, лозунгами были отмена крепостного права и ограничение самодержавия, вплоть до перехода к республиканской форме правления в России. Осенью 1825 г. Александр I внезапно заболел и умер. Смерть Александра стала тем рубежом в истории России, за которым последовало забвение многих реформаторских начинаний, началось не просто новое царствование, но и целая эпоха «стабилизации» политического режима. К власти пришел Николай I.
Однако ему пришлось вступить на престол в исключительных обстоятельствах. После смерти Александра по Указу о престолонаследии следующим царем был стать Константин, но еще в 1822 г. отказался от престола. Николай начал царствование с подавления восстания декабристов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2>. Впечатление, которое оно произвело на взошедшего на престол Николая, определило антилиберальный характер всего его царствования и заставило его предпринять шаги по упрочнению самодержавного строя. Эпоха Николая I представляет собой период, когда самодержец во всех областях жизни выступает на первый план. В это время все было охвачено жесткими рамками строгой бюрократической иерархии, внешне производившей впечатление единства и порядка. Важнейшим направлением внутренней политики стала централизация <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> власти. Для осуществления задач политического сыска <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%8B%D1%81%D0%BA> в июле 1826 года был создан постоянный орган - Третье отделение личной канцелярии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%95%D0%B3%D0%BE_%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B8%D1%8F> - секретная служба <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0>, обладавшая значительными полномочиями, начальник которой (с 1827 года) одновременно был шефом жандармов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)>. Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М. М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.
Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли (тем самым ликвидировалась возможность разрушения крестьянских семей); в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных (покончено с использованием крестьян в качестве домашних рабов); в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ о «вольных хлебопашцах» Александра I 1803г. Надо признать, что это улучшило положение некоторых категорий крестьян, и были созданы некоторые предпосылки для будущих либеральных реформ Александра II. Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Интересы политического и исторического развития страны потребовали коренным образом изменить основные идеологические установки самодержавной системы. После Крымской войны столкновение традиционных порядков и новых требований ставило Россию перед необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но реформы в условиях российской абсолютной монархии могли проводиться только при активном участии царя. Прекрасно образованный, Александр II понимал необходимость перемен и принимал грядущие изменения. Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя. Затем последовали реформы местного управления, системы судопроизводства, реорганизация армии, реформа финансов, народного просвещения, цензуры и др.
Политические реформы имели большое историческое значение для судеб России. Они стали важным шагом на пути построения гражданского общества и правового государства. Они были концептуально однородны и направлены на то, чтобы ввести правовые начала в деятельности органов власти, основанной, прежде всего, исключительно на воле первого лица в государстве - императора. Реформы изменили саму общественную атмосферу, породили ожидание скорого введения конституционного строя. Однако реформы вызвали большое опасение у консерваторов, встревоженных масштабом и направленностью перемен. Они стремились ограничить масштаб преобразований, и убийство царя-реформатора усилило их позиции и привело отказу от реформ. Пришедший к власти в результате трагической гибели отца-реформатора, Александр III, прозванный Миротворцем, не мог быть сторонником реформ. Он придерживался распространённого в российских верхах того времени мнения о том, что отказ от принципов самодержавия и крепкой власти императора ведет к общественным потрясениям и кризису власти. Поэтому его внутренняя политика достаточно сильно отличалась от эпохи «великих реформ», император встал на путь «контрреформ». Империя вернулась, таким образом, на традиционные пути развития, которые 35 лет спустя приведут Россию к крушению монархии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|