Российская школа принятия управленческих решений
Схема принятия решения предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. После выявления проблемы и установления условий и факторов, способствующих ее возникновению, разрабатываются решения, из которых выбирается лучшее. Более детальная структура процесса принятия решений по этапам и процедурам приведена ниже:
Рассмотрев процессы принятия управленческих решений различными управленческими школами, можно сделать некоторые выводы и привести рекомендации лицу, принимающему решения. 1. В основу традиционной японской методологии принятия решений положена система «ринги» (получение согласия на решение путем опроса без созыва совещания или заседания). Привычная иерархическая структура управления переместилась в сферу отношений между людьми, когда внешне существуют неформальные, псевдосемейные отношения, и руководитель осуществляет косвенное управление на основе формальной власти. Согласно системе принятия решений, рассмотренной ранее, руководитель, принявший решение, составляет документ «рингисе», в котором всесторонне описывает проблему и дает рекомендации по ее решению. Проект решения передается специалистам в отделы и службы, где его рассматривают заинтересованные лица; после изучения – на другой уровень и так до высшего руководителя на подпись «рингисе». Утвержденный проект приобретает характер директивы. Проходя по уровням управления, проект решения не только дорабатывается экспертами, но и одобряется коллективом.
По инициативе руководителя стимулируется отработанный тип поведения персонала, обеспечиваются условия для самоорганизующейся системной деятельности и надлежащего социально-психологического климата. Создавая благоприятную обстановку, творческую атмосферу, учитывая сложившуюся культуру принятия решений, руководитель: · добивается согласия всех членов коллектива, имеющих отношение к решаемой проблеме; · производит экспертную оценку проекта с лицами, заинтересованными в его успешной реализации; · использует механизмы групповой работы по совершенствованию и реализации проекта. В данной системе работник чувствует себя сопричастным к процессу принятия решений и, генерируя идеи, критикуя их, внося предложения по их исполнению, стимулирует появление нетривиальных решений. 2. В рассмотренных моделях принятия решений, типичных для западной школы управления, варианты коллективной работы характеризуются следующим: · руководителю требуется согласование целей работников, привлеченных к коллективному принятию решений; · необходимо объяснить коллективу, какую проблему требуется решить; · следует организовать коллектив на решение проблемы; · результаты работы зависят от готовности руководителя выполнять роль то модератора, то жесткого автократа, который использует административную власть для пресечения действий тех, кто злоупотребляет демократией; · руководитель должен владеть технологиями: организации информационного обмена среди персонала управления, межличностных и межгрупповых коммуникаций, организации системной деятельности по выработке решения и коллективного принятия решения и т.д.
Принятое решение не становится организующим началом системной деятельности людей, как это характерно для японской системы управления. 3. Для российского работника характерен последний, менее эффективный подход к принятию решения. С учетом национальной и управленческой культуры можно предположить, что в условиях России целесообразно использовать «жесткий менеджмент». Применять в повседневной практике элементы, присущие японской и западным школам управления по принятию решений, необходимо только после их адаптации к конкретной обстановке Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности: · принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов; · на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации; · на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения; · процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей. Требования к организации принятия решений с учетом предложений сводятся к следующему: § формулирование проблемы, разработка и выбор решения осуществляются на том уровне иерархии управления, где есть для этого информация; § информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; § принятие решения должно отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено его выполнение или которые заинтересованы в его реализации; § принятие управленческого решения предполагает использование: иерархии; целевых межфункциональных групп; планов; горизонтальных связей; § принятые решения должны учитывать национальные особенности работников, реализующих эти решения; § при подготовке ЛПР следует учитывать специфику системы управления в организации, особенности национальной культуры управления, менталитет народа страны, где эти решения принимаются и реализуются.[2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|