Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие управленческого решения в условиях неопределённости спроса

 

При принятии решений в условиях отсутствия информации о вероятности появления тех или иных событий используются критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на кабельную арматуру. В условиях неопределённости директору рассматриваемого предприятия необходимо принять решение по выпуску термоусаживаемой кабельной арматуры типа СТп из нескольких альтернатив.

Возможны следующие варианты решений:

а1: Продолжать выпускать продукцию, соответствующую по качеству и количеству прежним выпускам.

а2: Добиться снижения цены путём снижения издержек на данное изделие и увеличить объём выпуска продукции на 10%.

а3: Улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.[6]

В таблице 2 приведены прогнозируемые показатели прибыли (в руб.) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данную продукцию.

 

Таблица 2.

Альтернатива / Спрос Низкий Средний Высокий
а1 4000 7000 10000
а2 6000 8000 9500
а3 5000 9000 12000

 

Выберем необходимое решение, используя критерии и правила принятия управленческих решений в условиях неопределённости.

По правилу максимин (критерий Ваальда) из данных альтернатив выбираем ту, которая при самом неблагоприятном состоянии спроса имеет наибольшее значение прибыли. С этой целью в каждой сточке матрицы фиксируем альтернативы с самым маленьким значением прибыли, и из отмеченных минимальных выбираем максимальное. Результаты расчётов представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Альтернатива / Спрос Низкий Средний Высокий mini
а1 4000 7000 10000 4000
а2 6000 8000 9500 6000*
а3 5000 9000 12000 5000

 

Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а2. Следовательно, руководствуясь правилом Ваальда, следует принять вторую альтернативу.

В соответствии с правилом максимакс выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением прибыли. Используя это правило, определяют максимальные значения для каждой строки и выбирают наибольшее из них. Данные расчётов представлены в таблице 4.

 

Таблица 4.

Альтернатива / Спрос Низкий Средний Высокий mini
а1 4000 7000 10000 10000
а2 6000 8000 9500 9500
а3 5000 9000 12000 12000*

 

Следуя правилу максимакса, необходимо выбрать третью альтернативу.

В отличие от максимина минимакс (критерий Севиджа) ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.

Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:

- находится лучший результат каждой графы в отдельности;

- определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы;

- для каждой строчки матрицы сожалений находится максимальное значение;

- выбирается решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.

Результат расчётов представлен в таблице 5.

 

Таблица 5.

Альтернатива / Спрос Низкий Средний Высокий mini
а1 2000 2000 2000 2000
а2 0 1000 2500 2500
а3 1000 0 0 1000*

 


В данном случае следует выбрать третью альтернативу.

В соответствии с правилом Гурвица, которое называют также правилом оптимизма-пессимизма, оптимальную альтернативу рассчитывают с помощью коэффициента оптимизма α. Учитывая боязнь риска, целесообразно задавать α=0,3. Наибольшее значение целевой величины и определяет необходимую альтернативу.

Расчётные данные представлены в таблице 6.

 

Таблица 6.

Альтернат-тива / Спрос   Низкий   Средний   Высокий   (1–0,3) mini П   0,3 maxi П (1–0,3) mini П + 0,3 maxi П
а1 4000 7000 10000 2800 3000 5800
а2 6000 8000 9500 4200 2850 7050
а3 5000 9000 12000 3500 3600 7100*

 

Согласно критерию Гурвица последняя графа содержит значение целевой величины, получаемой при α=0,3. Наибольшее значение целевой величины в данном случае имеет альтернатива а3.

На основании проведённых расчётов директор ТД «ЭРГ» делает вывод о том, что альтернатива а3 является наиболее приемлемой и выгодной в данных условиях. Следовательно, компании «ЭРГ» необходимо в ближайшем будущем улучшать качество продукции и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.

 

 


Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия. Для российских предпринимателей характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Неопределённость обусловлена социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами, а также быстро меняющимися обстоятельствами.

Управленческие решения подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении, и интуитивные решения. Наиболее эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

На протяжении развития менеджмента проблемой принятия управленческих решений занимались различные школы управления: немецкая, американская, японская и российская. Обобщая и анализируя представления различных школ о процессе принятия решения, можно выявить следующие особенности:

- принятие решений – это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;

- на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации;

- на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;

- процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.

Процесс принятия решений в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

Неопределенность проявляется в невозможности определения вероятности наступления различных состояний внешней среды из-за их неограниченного количества и отсутствия способов оценки. Неопределенность учитывается различными способами. В данной работе приведены общие критерии рационального выбора вариантов решений из множества возможных. Критерии основаны на анализе матрицы возможных состояний окружающей среды и альтернатив решений.

К этим критериям относятся:

· критерий Ваальда (Правило максимин);

· правило максимакс;

· критерий Севиджа (правило минимакс);

· правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).

В практической части данной работы рассмотрено непосредственное применение критериев при принятии управленческого решения в условиях неопределённости спроса на медицинскую технику.

Используя правила и критерии принятия управленческих решений в условиях неопределённости, было принято решение по выпуску термоусаживаемой кабельной арматуры типа СТп на основе рассмотрения трёх альтернативных вариантов решения.

На практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности. Чаще всего лицо, принимающее решения, располагает какой-либо информацией, но её количество или качество обуславливают определённую степень неопределённости. Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости помогают менеджерам принять наиболее верное управленческое решение, несмотря на недостаточность информации об окружающей среде.

 

 


Литература

 

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004.

2. Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений. – М.: ЮНИТИ, 2007

3. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.

4. Гудушаури Г.В., Литвок Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: ЭКМОС, 2008

5. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. – М.: Альфа-Пресс, 2004.

6. Карданская Н.Л. Основы управленческих решений. – М.: Русская деловая литература, 2008

7. Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА‑М, 2005.

8. Рысев Н. Правильные управленческие решения. Поиск и принятие. – СПб: Питер, 2004.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2002.

10. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М.: Юнити, 2007

11. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Управленческие решения. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

12. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб., доп. – М.: ИНФРА‑М, 2005.

13. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений. Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Дик В.В. Формирование решений и инструментальные среды их поддержки. – М.: Финансы и статистика, 2001.

15. Иванов А.И., Малявин А.И. Разработка управленческих решений. Уч. пособие. – М.: МАЭП, 2000.

16. Келли Грэм. Тренинг принятия решений. – СПб: ПИТЕР‑2001.

17. Лафта Дж.К. Управленческое решение. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

18. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: а также Хроника событий в Волшебной Стране. Учебник для вузов. – М.: ЛОГОС, 2002.

19. Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. РФ. – М.: Дело, 2000.

20. Сорина Г.В. Основы принятия решений. Уч. Пособие. – М.: 2004.


[1] Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб., доп. –

М.: ИНФРА-М, 2005

[2] Сорина Г.В. Основы принятия решений. Уч. Пособие. – М.: 2004

[3] Карданская Н.Л. Основы управленческих решений. - М.: Русская деловая литература, 2008

 

[4] Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Дело, 2004

[5] Иванов А.И., Малявин А.И. Разработка управленческих решений. Уч. пособие. -М.: МАЭП, 2000

[6] Гудушаури Г.В., Литвок Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭКМОС, 2008

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...