Лекция №4. Художественная культура и ее особенности
Худ. культура шире, чем искусство (+дизайн), но искусство - центр жизни. Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры, одна из форм духовного, художественно-образного освоения действительности. Между искусством и культурой есть масса аналогий. Искусство создает "2ую реальность". Артефакт - важнейшее понятие культуры - все созданное человеком. Отличие рукотворного от боготворного. Бог-творец - artifex mundi. Мыслительные аналогии привели к тому, что культура - рукотворная. Искусство не является жизнью, оно лишь воспроизводит структуру бытия, человеческую жизнь. Произведение существует в восприятии. Язык культуры - знаковая система. Важное средство - образ. Всякий образ отчасти символ. Искусство - это вымысел, некоторое допущение, которое помогает проникнуть в некие глубины жизни, в которые нельзя проникнуть с помощью логики. Напр., оригинальность художника как выявление природы предмета. Искусство - самовыражение и самоосознание культуры. Синкретизм (нерасчлененность) первобытной культуры. Есть неделимое единство культуры и религии, формальное единство обряда и мифа. В нем существуют науки, религия и искусство. Но здесь миф является доминирующим - это синкретическая форма. Части синкретического целого становятся самостоятельными, но синкретическая природа сохраняется. Искусство - мышление в образах, оно ставит перед нами вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность. Образ является отражением действительности в мышлении. Она преображается в нашем сознании, появляется 2 реальности. Образ - категория искусства: абстракция отвлекается от единичного, конкретного, частного случая.
О произведении искусства - нельзя отличить свое отношение от предмета искусства. Человек в редкое мгновение похож сам на себя. Человеческая реальность редко проявляется во внешней реальности. Образ - не рупор идей, не волевое преобразование действительности. Искусство рождается из таинственной области мирового бытия. Не является ли вдохновение божественной благостью? 3 слоя искусства: -1 слой: внешняя материя. Поэзия - язык, живопись - краски, цвета, театр - слова, скульптура - мрамор и т.д. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала. -2 слой: уровень художественного образа. Живопись - цветы. У этого уровня свои законы. Нельзя, например, все писать акварелью. Также существуют разные законы, напр., закон перспективы. Если не знать законов, невозможно придать смысл произведению. -3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения). На образе сказывается общий смысл. Нельзя понять высшего смысла, если не видишь этой вертикали, применительно к опр. виду произведения. Внешняя материя является формой по отношению к образу, который является формой по отношению к смыслу. Образ - факт идеального бытия, материально закреплен. Материя очень важна. Утилитарность и полезность Садовник - вишня - чтобы съесть. Художник - вишня - как образ, нет утилитарного значения. В некоторых произведениях утилитарного значения вообще нет. Произведение не принадлежит автору. Искусство воздействует не только эмоционально. Гете: "Я познавал, жил и чувствовал, что мое существование множилось на бесконечность". Лекция №5. Эстетика Эстетика - наука о прекрасном, об эстетическом творчестве людей. Искусство - высшее проявление. Способность судить о красоте. Искусство - вещь очень сложная. Эстетика изучает субъективные формы и отношения. Aisthesis - чувства, ощущения, связана с чувственным восприятием. Научное знание - отвлеченная мысль. В XIX веке - абстракция, классификация.
Эстетика возникла в IV-V вв. в Древней Греции. Наука эстетика возникла в 1735 г. - немец Баугартен (теория чувственного познания). Красота - как совершенство чувственного познания. Важнейшие категории эстетики 1) Прекрасное - определяется по-разному, в зависимости от религии, философии. Что первично: идеальное или материальное? Оно может быть объективно и существовать в реальной действительности. Это некие объективные свойства самой действительности. Прекрасная сущность у нас в голове. Наше отношение ко всему через преломление того, что мы думаем. Внешний мир как космос (Демокрит, Гераклит). Стройность, упорядоченность, симметрия - они превращались в критерии прекрасного. Человек творил подражая космосу. Сократ - прекрасное как полезное, целесообразное в человеческой деятельности. Платон - стройная концепция. Весь чувственный мир - копия, отражение мира идей, общих, абстрактных понятий. Истоки прекрасного в мире духовных сущностей. Искусство подражает миру чувств, оно - копия копии. Его познавательная ценность = 0. Искусство излишне в гос-ве. Аристотель - говорил, что прекрасное находится в космосе. Искусство - подражание природе, зак-тям космоса, аналог реального мира. Познание, узнавание - эстетические категории, путь к гармонии в человеке. Эстетическое наслаждение зависит от узнавания. Безобразное - дисгармония, асимметрия. Одни и те же предметы могут быть и прекрасными, и безобразными в зависимости от соотношения. 2) Трагическое - комическое: антиномии сущего и должного рождают трагическое. Антиномия между миром свободы (личн.) и природы, между сверхчувственным и чувственным. Трагическое присуще Вселенной. В мире всё трагично для человека по своей сути (Кант). Противоречие между свободой и необходимостью (Гегель) Катарсис. Комическое связано со смехом, с нарушением меры внутренней гармонии. Это оценочная категория. Несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Комедия (?) - радость, наслаждение бытием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|