Каковы статус сравнительного правоведения и его соотношение со сравнительным методом?
В отношении статуса и содержания сравнительного правоведения так же, как и в отношении его названия, в отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения. Среди множества высказываемых мнений наиболее четко вьщеляются три точки зрения. Суть первой из них, появившейся почти одновременно с процессом становления и развития сравнительного правоведения, заключается в том, что сравнительное правоведение отождествляется со сравнительным методом, целиком и полностью сводится к сравнительному методу. Подобный, традиционный для ранней отечественной и зарубежной компаративистики, подход, разделялся и отчасти разделяется в настоящее время целым рядом известных исследователей, таких, как Э. Паттерсон (рассматривавший сравнительное правоведение, скорее, как «метод исследования», чем как юридический институт), Поллок, Дэвид, Гуттеридж и др.2
2 Подробнее об этом см.: Cruz P. de. A Modern Approach to Comparative Law. P. 3. 18 Тема I
Споры о том, отождествляется ли сравнительное правоведение со сравнительным методом или не отождествляется, сводится ли оно к нему и к теории сравнительного метода или не сводится, нашли довольно широкое отражение не только в западной, но и в отечественной литературе. Обращая внимание на этот факт, А.А. Тилле и Г.В. Швеков писали в 70-е годы, что «основной спор в вопросе о природе сравнительного правоведения в настоящее время ведется вокруг того, есть ли сравнительное правоведение наука или это — специфический метод, присущий всем юридическим наукам <...> Подавляющее большинство в Советском Союзе и за рубежом отрицают наличие науки сравнительного правоведения». Некоторые же юристы считают сравнительное правоведение особой юридической наукой, но ведут спор по поводу того, что же составляет ее предмет.
Суть второй точки зрения заключается в том, что авторами-компаративистами отрицается правомерность сведения сравнительного правоведения к сравнительному методу. Сравнительное правоведение рассматривается при этом как относительно самостоятельная отрасль знаний, как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Данная точка зрения, разделявшаяся раньше лишь немногими исследователями, в настоящее время доминирует в научной литературе. Рассмотрение сравнительного правоведения в качестве отдельной социальной науки, инициированное такими известными компаративистами, как Салей, Рабэль, Райнштайн и Холл, привело к определенному оживлению сравнительно-правовых исследований, к формированию взгляда на сравнительное правоведение не как на метод или составную часть сравнительного метода, а как на отдельную отрасль научных знаний3.
2 См.: Тилле А.А., Швеков Г.В. Указ. соч. С. 17. 3 Cruz P- de. Comparative Law in a Changing World. P. 4. Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 19
По мнению М. Богдана, не подлежит сомнению, что исследовательская работа, проводимая в области сравнительного правоведения, имеет в высшей степени квалифицированный, научный характер. Однако вопрос заключается в том, может ли сравнительное правоведение исходя только из этого рассматриваться как самостоятельная дисциплина, «формирующая собой независимую отрасль знаний»2. Ведь до сих пор не выработано достаточно четких и общепризнанных критериев определения того, что составляет «независимую сферу научных исследований», до сих пор нет четкого представления о том, чем определяются «границы между сложившимися, традиционными правовыми дисциплинами». Нет достаточно ясного понимания того, что должно лежать в основе разграничения различных правовых дисциплин: практические потребности, академические («педагогические») или какие-то иные соображения3. В результате своих научных поисков и рассуждений М. Богдан приходит к выводу о том, что сравнительное правоведение с «общетеоретической и методологической точек зрения» следует рассматривать как самостоятельную дисциплину под более точным названием «сравнительная юриспруденция». Тем не менее некоторые сомнения, судя по высказываниям автора, все же остаются4. Остаются они и у некоторых отечественных авторов, занимающихся проблемами сравнительного правоведения, что видно из их общих выводов и отдельных рассуждений. В качестве
2 Bogdan M. Op. cit. P. 24-25. 3 Ibid. P. 25. 4 Ibidem. 20 Тема I
Суть третьего подхода к определению статуса сравнительного правоведения — своеобразного компромиссного варианта, заключается в том, что оно рассматривается и «как научная дисциплина со своими собственными правами, и как метод»3. Если, рассуждают авторы — сторонники данного подхода, в пределах сравнительного правоведения решаются вопросы, «лежащие на высоком уровне абстракции» (например, такие, которые касаются сравнительно-правового анализа, иерархии источников права, выявления общей основы различных правовых систем, попыток группирования различных правовых систем в единые правовые семьи т.д.), то можно говорить о сравнительном праве как о «независимой отрасли научных знаний», самостоятельной юридической дисциплине. Во всех же остальных случаях сравнительное правоведение следует рассматривать лишь как «особую область научных исследований в рамках общей теории права, предполагающую широкое применение сравнительного метода»4. Наряду с названными существуют и другие представления о природе и статусе сравнительного правоведения, которые, однако, при всей своей важности и значимости имеют, по мнению ряда авторов, вовлеченных в дискуссию по данному вопросу, «скорее, теоретический, нежели практический характер»5. Это вовсе не означает, что проблема определения природы и статуса сравнительного правоведения вообще не играет никакой практической роли. Практическая значимость ее предопределяется перспективами развития и применения сравнительного
2 Апсель М. Методологические проблемы сравнительного права// Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 72-78. 3 Winterton M. Comparative Law Teaching // American Journal of Comparative Law. 1975. P. 71.
4 Bogdan M. Op. cit. P. 25. 5 Kamba J. Comparative Law: A Theoretical Framework// International and Comparative Law Quarterly. 1974. Vol. 23. P. 480-496. Сравнительное правоведение: понятие, предмет, объект, метод, принципы 21
Исследуя проблему определения природы и статуса сравнительного правоведения на современном этапе, можно с уверенностью сказать, что в структурном и функциональном плане она выступает как вполне сложившаяся, относительно самостоятельная и обособленная от всех других гуманитарных наук юридическая научная и учебная дисциплина, имеющая свой собственный предмет, метод, сферу применения, выполняющая свою собственную роль в системе юридических знаний и юридического образования и имеющая свое особое социальное назначение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|