Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Покой. Духовный цветок. Мизантроп. Аморальная и мистическая литература. Человеческая жизнь. Карл Маркс. Тот самый, что воздвиг внутри могучий Трою).




ПОКОЙ

Тебя хвалю нелицемерно, Покой в твоих делах царит, Слова твои спешат безмерно, Но мысль зато — стоит.

ДУХОВНЫЙ ЦВЕТОК

«Высокий цвет да будет пощажен,

Тот самый, что воздвиг внутри могучий трою).

Исполните совет тот — или

Цветок тот упадет в бессилье.

ОПЕРА

I

Трагедьи ныне позабыты, От них не будут люди сыты; Вот оперы куда приятней людям, А коль исчезнут — здоровее будем.

II

Мир древний опер не постиг, — Но музыки был полон стих; Теперь в местах таких запели, Где б говорить мы не хотели. Коль будет пенье в тяжкий труд, Для болтовни есть место тут.

Опера «ГАНС ГЕЙЛИНГ» " «

На землю дух небесный опустился,

В волнах житейских долго бился,

Познанья жажды, мужества лишен,

Но промолчим, ведь «Зал был ярко освещен».


582       СТИХОТВОРЕНИЯ К. МАРКСА ИЗ АЛЬБОМА ЕГО СЕСТРЫ СОФИ

Опера «БРОНЗОВЫЙ КОНЬ»

Одна была здесь сцена, Что мне понравилась отменно, Таких побольше б — вот мечта — Ведь сцена, хоть на миг — была пуста.

МИЗАНТРОП

Да, ты всегда людей бранить готов, Ты точно знаешь, человек каков, 15 глубины ты зашел такие, Где не были еще другие.

АМОРАЛЬНАЯ И МИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Живете вы в одной заботе, Один исток обеим дан, В вас света нет, и вы течете В уничтоженья океан.

И родственницы вы, конечно, Насмешка вам — одна дорога. Одна лишь черта дразнит вечно, Другая — бога.


[ 583

СТИХОТВОРЕНИЯ К. МАРКСА

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ЕГО СЕСТРЫ СОФИ U8

Написано К. Марксом                                  Печатается по рукописи

в 1833 приблизительно 1837 а.

Перевод с немецкого

На русском языке публикуется впервые


f 585

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Мгновенья уходят,

Краток их счет, То, что уводят,

Вновь не придет.

Жизнь — это тленье,

Смерть навсегда, Наши стремленья

Родит нужда.

Исчезновенье

Всем предстоит: Мысли, волненья

В ничто обратит.

Духи смеются

Над делом твоим, Все люди бьются

Над чем-то пустым.

Только расстройство —

Все в мире зло, Да беспокойство —

«Счастье прошло».

Жадны стремленья,

А цель — бедна, Вся жизнь — мгновенье,

Страстей война.

Великим хвалиться,

Быть малым душой, Себя стыдиться —

Вот жребий людской.

Карл Маркс


586         стихотворения к. маркса из записной книжки софи

КАРЛ ВЕЛИКИЙ 179

Покрыто было темнотою

И грубо стерто варварской рукой

Все созданное красотою,

Что было родственно душе людской.

Все то, что пел в одушевленье Великой Греции поэт, Что он унес от всесожженья Прошедших безымянных лет.

Что, полный гнева и печали,

Сам Демосфен изобразил,

Когда на форуме народу тьма стояла,

А он Филиппа гордого стыдил.

Все, что велико и прекрасно, Что муз волшебный круг им дал, Что души покоряло властно, Своею стер рукой вандал.

Жезлом взмахнул своим могучим Великий Карл и музы воскресил, И стала красота еще певучей, Искусства он одушевил.

Смягчил он воспитаньем нравы Холодной варварской земли, И в хижинах царило право, Закон там крепко берегли.

И больше, чем его походы, В которых кровь лилась рекой, Победы все, чреватые невзгодой, Добытые геройскою рукой,

Нам то внушает восхищенье, Что человечеству дал он Венец прекрасный просвещенья, Что вырвал он у варварских времен.

И будет жить он, незабвенный, В истории растущей вширь земли, И лавр она ему сплетет нетленный, Чтоб бури времени его не унесли.

1833. Карл Маркс


QO M. и Э., т. 4Й


ПРИЛОЖЕНИЯ


[ 587


[ 589

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ КАРЛА МАРКСА

АКТ О РОЖДЕНИИ № 231

В году тысяча восемьсот восемнадцатом, седьмого числа мая месяца, в четыре часа пополудни передо мной — чинов­ником ратуши Трира, ведающим делами гражданского состоя­ния в Трирском округе — предстал господин Генрих Маркс, тридцати семи лет 18°, проживающий в Трире, адвокат высшего апелляционного суда, показал мне ребенка мужского пола и зая­вил, что этот ребенок появился на свет в Трире пятого числа мая месяца в два часа утра от господина Генриха Маркса, адвоката, проживающего в Трире, и его жены Генриетты Пресборк и что этому своему ребенку они пожелали дать имя Карл.

После того как был показан ребенок и было сделано выше­приведенное заявление в присутствии двух свидетелей, а имен­но: господина Карла Петраша, тридцати двух лет, правитель­ственного секретаря, проживающего в Трире, и Матиаса Кроппа, двадцати одного года, служащего, проживающего в Трире, я обо всем этом в присутствии лица, показавшего ребенка, и свидетелей составил настоящий акт в двух экземп­лярах, которые после их зачтения были подписаны лицом, показавшим ребенка, свидетелями и мною.

Совершено в Трире в день, месяц и год, как указано выше. Карл Петрам. Кропп. Маркс. Э. Грах.

Впервые опубликовано в                                               Печатается в соответствии

Marx — Engels Gesamtausgabe.                                                       с документом

Erste Abteilung, Bd. 1,                                                  _

Hlbd. 2 1929                                                    Полностью на русском языке

публикуется впервые

20*



ПРИЛОЖЕНИЯ


ЕДИНЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ С ХРИСТОМ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

ОТ ИОАННА, гл. 15, ст. 1 — 14, ЕГО ПРИЧИНА

И СУТЬ, БЕЗУСЛОВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

И ОКАЗАННОЕ ИМ ВЛИЯНИЕ181

ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ К. МАРКСА ПО РЕЛИГИИ

Прежде чем рассматривать причину и суть и влияние еди­нения Христа с верующими, мы должны установить, необхо­димо ли это единение, обусловлено ли оно природой человека, не в состоянии ли он самостоятельно достигнуть той цели, для которой бог создал его из ничего.

Если мы обратим свой взгляд на историю, эту великую учительницу человечества, то увидим, что в ней глубоко запе­чатлено, что всякий народ, даже если он достиг высочайшей степени культуры, если из его среды вышли величайшие люди, если у него искусства достигли полного расцвета, если науки разрешили самые трудные вопросы, несмотря на все это не в состоянии был сбросить с себя оковы суеверий, что он не составил истинного и достойного понятия ни о себе, ни о боже­стве, что в нем никогда ни нравственность, ни мораль не явля­ются свободными от чуждых добавлений, от неблагородных ограничений, что даже его добродетели скорее созданы грубой силой, необузданным эгоизмом, жаждой славы и смелыми дей­ствиями, чем стремлением к истинному совершенству.

И древние народы, дикари, которые не познали еще учения Христа, обнаруживают внутреннее беспокойство, боязнь гнева своих богов, внутреннее убеждение в своей отверженности и приносят жертвы своим богам, надеясь этим искупить свою вину.

Даже величайший мудрец древности, божественный Платон, во многих местах выражает глубокую тоску по высшем суще­стве, появление которого удовлетворило бы неудовлетворенное стремление к свету и истине.

Так история народов показывает нам необходимость едине­ния с Христом.

Но и тогда, когда мы рассматриваем историю отдельного человека, природу человека, мы хотя и видим в груди его искру божества, влечение к добру, стремление к познанию, тоску по истине, но огонь желания пожирает даже искры вечного: искушающий голос греха заглушает стремление к добродетели,


СОЧИНЕНИЕ ДО РЕЛИГИИ



оно презрительно отбрасывается, когда жизнь дает нам почув­ствовать всю свою власть. Низменное стремление к земным благам вытесняет стремление к познанию, тоска по истине заглушается ласкающим голосом лжи, и таким образом чело­век, единственное существо в природе, которое не достигло своей цели, единственный член в целом мироздании, который не достоин бога, создавшего его. Но добрый творец не мог ненавидеть свое творение; он хотел возвысить его до себя и послал своего сына и возвестил нам через него:

«Вы уже очищены чрез слово, которое я проповедал вам» (Иоанн, 15, 3).

«Пребудьте во мне, и я в вас» (Иоанн, 15, 4).

После того как мы видели, как история народов и размыш­ления отдельных личностей доказывают необходимость едине­ния с Христом, мы рассмотрим теперь последнее и самое труд­ное доказательство, самое слово Христа.

А где же яснее выражает он необходимость единения с ним, как не в прекрасном сравнении с виноградной лозой и ветвью, где он называет себя виноградной лозой, а людей ветвями. Ветвь сама по себе не может приносить плодов, так и вы, гово­рит Христос, не можете ничего сделать без меня. Еще сильнее высказывается он об этом, говоря:

«Кто не пребудет во мне» и т. д. (Иоанн, 15, 4, 5, 6).

Между тем это надо понимать лишь в отношении тех, которые могли узнать слово Христа. Ибо мы не можем судить о решениях господних о других народах, так как мы даже не в состоянии понять его.

Наше сердце, разум, история, слово христово громко и убедительно говорят нам, что единение с ним безусловно необходимо, что мы без него не можем достигнуть своей цели, что без него мы были бы отвержены богом, что только он в со­стоянии был спасти нас.

Проникнутые убеждением, что это единение безусловно необходимо, мы хотим узнать, в чем же состоит сей высокий дар, этот луч света, который из высших миров проникает в наше сердце, одушевляя его, и просветленными возносит нас на небо, — какова внутренняя суть и причина его?

Раз мы поняли необходимость единения, причина его, наша потребность в спасении, наша склонная к греху природа, наш колеблющийся разум, наше испорченное сердце, наша отвер­женность от бога для нас ясны, и нам незачем больше искать причину его, какова бы она ни была.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...