Схема разбора простого словосочетания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Рабочая тетрадь Русский язык. Синтаксис простого предложения
Тамбов 2016 От автора Новые общественные условия и новая языковая ситуация создают предпосылки для появления новых качеств русского литературного языка. Между тем, любая современная учебная форма должна научиться преодолевать «кризис цивилизации» и преобразовывать технократический тип мышления в гуманитарный. Современным носителем русского языка должен быть человек творческий, владеющий ноосферным мышлением, к чему призывал выдающийся ученый М.И. Вернадский, тесно связанный с Тамбовским краем. Задания, предложенные в данной рабочей тетради, являются эффективным приёмом организации самостоятельной работы по русскому языку, средством самоконтроля и проверки знания. Отражён круг вопросов, предусмотренных программой курса «Русский язык» в университетах: словосочетание, его строение и типы; сказуемое и его типы; второстепенные члены предложения; типы односоставных предложений; разграничение неполных и односоставных предложений, осложненные и неосложненные предложения. Задача разработки – помочь студентам самостоятельно систематизировать конкретные задачи по курсу синтаксиса простого предложения и способствовать формированию их научно-лингвистическоготворческого мышления. Это обусловило общие принципы построения заданий. Синтаксические явления студент должен проиллюстрировать материалом, самостоятельно подобранным из произведений русской классической литературы, либо придуманным, т.е предложить свои творческие разработки. Этот материал показывает, насколько студент умеет иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, высказывать свою точку зрения, демонстрировать навыки анализа, обобщения, критического осмысления, аргументации, критического восприятия научной информации.
Раздвигая рамки устной и письменной коммуникации, получаем большой материал языковых (речевых) фактов, свидетельствующих, что можно застраховаться от неверного слово- и формоупотребления, неправильного построения синтаксической конструкции, поскольку частотны такие ошибочные употребления, как управление «показать о том (показать что?), контаминация играть значение (вместо иметь значен ие, играть роль), «Листая книгу, мне думается, что … (вместо «Листая книгу я думал, что…) и проч. Рефераты 1. Вклад отечественных ученых в развитие русского синтаксиса. 2. Понимание словосочетания у Ф.Ф. Фортунатова, М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского. 3. Место словосочетания в синтаксической концепции А.А. Шахматова. 4. Учение о словосочетании В.В. Виноградова 5. Сильные и слабые стороны традиционной классификации простых предложений. 6. Структурная схема предложения (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова) 7. Структурная схема предложения (Н.Д. Арутюнова, Т.П. Ломтев и др.) 8. Модель предложения (Г.А. Золотова) 9. Синтаксическая теория на современном этапе. Тенденция развития синтаксической системы современного русского языка. 1.0. Особенности синтаксиса русской разговорной речи.
Вопросы к зачету 1. Главные члены предложения. Подлежащее. Косвенное подлежащее. 2. Главные члены предложения. Сказуемое. Типы сказуемого. 3. Подлежащее и сказуемое. Проблемы словосочетания. 4. Распространенное предложение. Способы распространения простого предложения. 5. Однородные члены, их классификация. Знаки препинания при однородных членах предложения. 6. Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них. 7. Обращение. Знаки препинания при обращении.
8. Обособление. Знаки препинания при них. Типы и способы выражения обособленных членов предложения. 9. Односоставные и двусоставные предложения (общая характеристика). 10. Осложненное предложение. Способы осложнения простого предложения. 11. Место односоставных предложений в системе простых предложений. 12. Способы выражения второстепенных членов. 13. Функция и синтаксическая позиция второстепенных членов. 14. Определение. Способы выражения. 15. Дополнение. Способы выражения. 16. Словосочетание: общая характеристика, место в системе синтаксических единиц. 17. Обстоятельство. Способы выражения. Вопрос о доминанте. 18. Второстепенные члены как распространители предложения. 19. Типы односоставных предложений. 20. Определенно-личный тип простых предложений. 21. Морфологизированные и неморфологизированные члены предложения. 22. Неопределенно-личные простые предложения. 23. Безличные простые предложения. 24. Инфинитивные простые предложения. 25. Обобщенно-личные простые предложения. 26. Номинативные предложения. Проблема их выделения в системе односоставных предложений. 27. Второстепенные члены с точки зрения актуального членения. 28. Вид синтаксической связи в словосочетаниях.
Задание 1. Дайте толкование лингвистическим терминам, обращаясь к словарям и справочникам, дополните этот ряд синтаксическими терминами. Структурный синтаксис – это ______________________________________ __________________________________________________________________ Коммуникативный синтаксис ______________________________________ __________________________________________________________________ Модальность – это _________________________________________________ __________________________________________________________________ Предикативность – это_____________________________________________ __________________________________________________________________ Грамматическая основа предложения – это___________________________ __________________________________________________________________ Валентность слова – это ___________________________________________ __________________________________________________________________ Детерминант – это ________________________________________________ __________________________________________________________________ Обособление – это __________________________________________________ __________________________________________________________________ Актуальное членение предложения – это _____________________________ __________________________________________________________________ Второстепенный член предложения – это __________________________
__________________________________________________________________ Эллиптическое предложение – это ___________________________________ __________________________________________________________________ Неполное предложение – это ________________________________________ __________________________________________________________________ Вокативное предложение – это ______________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ это________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 2. Осветите вопрос: Что такое подчинительная связь? Как понимать предсказующий/непредсказующий, обязательный/необязательный характер подчинительной связи? Приведите примеры из произведения классической литературы. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 3 Как вы понимаете сильную/слабую подчинительную связь? Приведите примеры из произведения классической литературы. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сильная связь (обязательная) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Слабая связь (необязательная) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Задание 4. Выпишите из произведения художественной литературы примеры соединений слов, которые нельзя отнести к словосочетаниям. Объясните, почему. Как именовать данные сочетания слов? (не менее 10 примеров). 1. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ 8.________________________________________________________________________________________________________________________________ 9.______________________________________________________________ __________________________________________________________________ 10._______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Докажите, чем предикативные, однородные, полупредикативные и фразеологические соединения слов отличаются от словосочетаний? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 6. Выпишите из текста художественной литературы текст объемом в 50 слов, выделив словосочетания из предложений, дайте им полный анализ по схеме простых и сложных словосочетаний. Схема разбора простого словосочетания 1) словосочетание в предложении, 2) исходная форма и модель словосочетания, 3) вид словосочетания по синтаксической организации, 4) вид словосочетания по морфологической характеристике стержневого слова, 5) характер смысловых отношений между компонентами словосочетания, 6) тип подчинительной связи и средства её выражения, 7) способ функционирования словосочетания в предложении. Образец: Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 1) в белой накидке 2) белая накидка (существительное + прилагательное) 3) синтаксически свободное 4) именное (субстантивное) 5) определительное (собственно характеризующее) 6) согласование (ед.ч., ж.р., преп.п.); связь слабая, предсказующая, необязательная, связь выражена флексией 7) словосочетание функционирует в предложении без нарушения контактности компонентов и порядка их следования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|