Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема разбора сложного словосочетания




1) словосочетание в предложении,

2) вид словосочетания по смысловой организации,

3) конструктивный тип сложного словосочетания.

 

Образец: Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин)

1) черёмуха в белой накидке

2) словоформа + простое словосочетание

3) сложное словосочетание с последовательным подчинением

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 7.

Напишите эссе на тему «Деградирует ли сегодня русский языке или развивается»? Дайте вашу оценку современному состоянию русского языка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)_

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Из данного текста выпишите:

словосочетания с согласованием

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _________________________________________________________

словосочетания с управлением

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _________________________________________________________

словосочетания с примыканием

1.______________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _____________________________________________________________

 

Задание 8.

Охарактеризуйте признаки предложения. Чем слово осень отличается от предложения Осень?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9.

Объясните, как вы понимаете словосочетание «парадигма предложения»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 10.

Выпишите из художественного произведения предложения, выделив в каждом из них грамматическую основу. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

1. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.______________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

8______________________________________________________________

__________________________________________________________________

9._____________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 11.

Приведите примеры предложений из текста художественного произведения, в которых подлежащее выражено:

существительным

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

прилагательным

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

местоимением

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

числительным

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

инфинитивом

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

глагольной формой

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

причастием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

наречием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

словом категории состояния

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

служебными частями речи

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

междометием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

словосочетанием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 12.

Приведите примеры предложений из текста художественного произведения, в которых простое глагольное сказуемое является:

согласованным

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

несогласованным

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

осложнённым

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 13.

Приведите примеры предложений из текста художественного произведения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена:

фазисным глаголом

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

модальным глаголом

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

устойчивым сочетанием фразеологического типа

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 14.

Приведите примеры предложений из текста художественного произведения, в которых именная часть составного именного сказуемого выражена:

прилагательным в сравнительной или превосходной степени

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

причастием в полной форме

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

причастием в краткой форме

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

местоимением

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

числительным или количественно-именным сочетанием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

наречием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

междометием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

фразеологическим сочетанием

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание15.

Дайте определение типам односоставных предложений, приведите собственные примеры или примеры из одного художественного произведения.

Определенно-личное предложение – это____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Неопределенно-личное предложение – это_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенно-личное предложение – это_____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Безличное предложение – это____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Номинативное (назывное) предложение – это______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Инфинитивное предложение – это_______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши примеры:

1.______________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 16.

Осветите спорные вопросы в выделении структурно-семантических типов простого предложения, вопрос об обобщенно-личных, генетивных и вокативных предложениях.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 17.

Ответьте на вопрос: почему В.А. Богородицкий, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский и другие ученые считали, что безличные предложения произошли из личных? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.

Приведите собственные примеры или примеры из одного художественного произведения эллиптических предложений.

Эллиптическое предложение – это____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Примеры:

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Задание 19.

Приведите собственные примеры предложений или примеры предложений из художественного произведения, в котором содержится:

прямое дополнение

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

косвенное дополнение

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

Задание 20.

Приведите собственные примеры предложений или примеры предложений из художественного произведения, в котором содержится:

согласованное определение

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

несогласованное определение

1. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

приложение

1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 21.

Осветите спорные вопросы в теории простого предложения.

Как вы считаете, предложение Пришел, увидел, победил является простым, осложнённым однородными сказуемыми, или же это сложное предложение, состоящее из трёх простых определённо-личных?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22.

Придумайте предложения или подберите предложения из произведений художественной литературы, которые соответствовали бы следующей схеме.

1) V: О, О, О – [].

2) V, вв. слово: О, О, О.

3) О, О, О – V.

4) О, О, О – вв. слово, V [].

где О однородные члены, V обобщающее слово, [] – продолжение предложения.

V: О, О, О – [].

1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

V, вв. слово: О, О, О.

1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

О, О, О – V.

1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

5) _____________________________________________________________О, О, О – вв. слово, V [].

 

1. ___________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 23.

Обоснуйте, чем отличается обращение от именительного представления? Приведите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Примеры:

1. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 24.

Напишите научную статью на тему «Предложения с обособленными членами», осветив следующие вопросы: Что называется обособлением? Каковы общие и частные условия обособления вы знаете? Описать их отдельно для определений, приложений и обстоятельств. В чем отличие полупредикативных обособленных оборотов и уточняющих членов? Что называется вставными и вводными конструкциями, и чем они отличаются друг от друга?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 25.

Осветите вопрос о соотношении актуального членения предложения и грамматического членения предложения. Приведите примеры разбора предложения в аспекте актуального членения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры разбора предложения

1.____________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 26.

Опишите, какова роль детерминанта в одно- и двусоставном предложении?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 27.

Сделайте разбор трёх простых предложений, выписанных из произведений художественной литературы, в следующей последовательности:

1) тип текста по стилистической принадлежности,

2) тип речи (монолог, диалог, хоровой тип),

3) вербальное или междометное,

4) тип предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,

5) вокативное (невокативное),

6) модальность (реальная/ирреальная),

7) утвердительное или отрицательное,

8) двусоставное (отметить главные члены) или односоставное (отметить главный член, указав форму его выражения), определите тип односоставного предложения,

9) полное или неполное (указать, каких членов предложения не хватает)

10) распространённое или нераспространённое,

11) осложнённое или неосложнённое,

12) актуальное членение предложения.

 

I. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4) ______________________________________

5) ______________________________________

6) ______________________________________

7) ______________________________________

8) ______________________________________

9) _____________________________________

10) _____________________________________

11) _____________________________________

12) _____________________________________

 

II. _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4) ______________________________________

5) ______________________________________

6) ______________________________________

7) ______________________________________

8)______________________________________

9)_____________________________________

10)_____________________________________

11)_____________________________________

12) _____________________________________

 

III. ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4) ______________________________________

5) ______________________________________

6) ______________________________________

7) ______________________________________

8)______________________________________

9)_____________________________________

10)_____________________________________

11)_____________________________________

12) _____________________________________

 

Задание 28.

Напишите эссена тему: «Какие проблемы синтаксиса осветил в своей теории ученый XX века?» (выбрать учёного по Вашему усмотрению).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 29.

Напишите эссена тему: «Какие проблемы синтаксиса осветил в своей теории ученый XXI века?» (выбрать учёного по Вашему усмотрению).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Список литературы

основная литература:

Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина, В.П. Казаков и др.; под ред. С.В. Вяткиной. СПб.: филологический факультет СПбГУ, 2013. 432 с.

Синтаксис современного русского языка: хрестоматия с заданиями / сост. Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина, В.П. Казаков и др.; отв. ред. С.В. Вяткина. СПб.: филологический факультет СПбГУ, 2013. 712 с.

Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И. Богданов, В.Б. Евтюхин, Ю.П.Князев и др. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. 640 с.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2012.

дополнительная литература:

Бабайцева В.В. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1979.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. М., 1977.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.

Руделев В.Г. Русский язык: учение о предложении. Тамбов, 1992.

Руделев В.Г., Руделева О.А. Вначале было слово: популярная лингвистическая теория. Тамбов, 1995.

Сидорова М.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Сб. упр. к «Коммуникативной грамматике». М.: МГУ., 2001.

Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. 2002 и др. изд.

Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981 и др. изд.

 

Энциклопедические словари и справочники

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1984.

Краткий справочник по современному русскому языку / под ред. П.А. Леканта. М., 1991.

Куликова И.С., Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов. СПб.- М., 2004.

Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М., 1972.

Русский язык. Энциклопедия / ред. Ф.П.Филин. М., 1979.

Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Тт. I-II. М., 2008.

 

Интернет-ресурсы

www.ruscorpora.ru

http://www.gramma.ru

www.philology.ru

www.slovesnik.ru

http://www.knigafund.ru/

http://archive.libfl.ru/win/service/links.html

http://infocomtech.bsu.by/main.aspx.

http://lecton.perm.ru

http://russlang.narod.ru

http://speakrus.narod.ru

http://www.about-russian-language.com

http://www.google.ru/searche.lanbook.com

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...