Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение паттернов функционирования в следующих поколениях




Множество симптоматических паттернов, таких как ал­коголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, склонны к повторению из поколения в поколение. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять используемые ею способы адаптации и через намеренное вырабатывание других способов совладания с ситуацией избежать повторения неприятных моделей в настоящем и перехода их в будущее.

Наследие «семейных программ» может оказывать серьез­ное влияние на ожидание и выборы в настоящем. Так, напри­мер, женщина, в семье которой было несколько по­колений разводов, может воспринимать развод почти нормой.

Выбор жизненного пути может также отталкиваться от жизненного опыта и интересов предыдущих поколений.

Триангулирование как модель передачи паттернов взаимоотношений

Несмотря на огромную сложность и разнообразие семей­ных взаимодействий, которые к тому же меняются со временем, изучение семейной истории позволяет проследить трансляцию определенных инвариантов взаимоотношений в после­дующих поколениях. Особенно удобно это делать, используя генограмму.

Очевидно, что наименьшая человеческая система состоит из двух человек. Анализируя генограмму, можно увидеть по­вторение динамических взаимоотношений. Так, на рис. 6 показано, что сыновья в каждом поколении имеют конфликт­ные взаимоотношения с их отцами и близкие с матерями, в то время как дочери, напротив, - конфликтные с матерями и близкие с отцами. Все супруги имеют дистантные или конфликтные взаимоотношения. Другими словами, существует комплементарный паттерн супружеского дистан­цирования, конфликтов между лицами того же пола и альянс между лицами разных полов между поколениями. Можно тогда предположить, что сын и дочь в третьем поколении могли бы повторить эту модель дистанцированного брака, конфлик­ты с детьми того же пола и близость с детьми противоположного.

Более сложный уровень анализа, соответствующий системному подходу, предлагает связывать эти диадические взаи­моотношения и видеть их как функцию других, исследуя таким образом семейные треугольники. С этой перспективы дистанцирование отца с матерью может быть функцией его близости с дочерью и конфликта матери с дочерью.

Рис.6. Переход паттернов взаимоотношений в новые поколения

 

Можно выдвинуть такую же гипотезу для любых трех членов этой системы. Существование в форме диады неустойчиво и имеет тенденцию втягивать третьего члена, стабилизируя взаимоот­ношения. Триангулирование считают основным механизмом передачи паттернов взаимоотношений в последующие поко­ления. Одной из основных терапевтических стратегий при этом является отмена паттерна треугольника и помощь в решении проблем диады напрямую друг с другом. Помощь семье в данном примере могла бы заключаться в установлении близких взаимоотношений дочери с матерью, даже если ее отец, с кем она была также близка, находится в конфликте с ее матерью (возможно, опасение не быть лояль­ной к отцу мешает дочери проделать это самой). Если бы дочь смогла этого достигнуть, вероятность установления ее хрони­ческих конфликтов со своей дочерью в новом поколении сильно уменьшилась бы. Кроме того, это рикошетом внесло бы изменения во взаимоотношения супругов.

Интервью по генограмме

Семейный психотерапевт собирает информацию:

1. О составе семьи: «Кто живет вместе с вами в доме? В ка­ких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?»

2. Демографическую информацию о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. О настоящем состоянии проблемы: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как на нее реа­гирует? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?»

4. Об истории развития проблемы: «Когда проблема возник­ла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьез­ной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого зна­чения? Какие попытки решений в этих ситуациях были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам, были ли случаи госпитализации? В чем изме­нились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи про­блему как изменяющуюся? В каком направлении? К луч­шему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?»

5. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле се­мьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, про­блемы с работой, болезни членов семьи и т.д.

6. О реакциях семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился определен­ный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто орга­низовывал похороны?» Оценка прошлых способов адап­тации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов дает важные ключи к по­ниманию семейных правил, ожиданий и паттернов реаги­рования.

7. О родительских семьях каждого из супругов: «Живы ли ва­ши родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ваши родите­ли встретились? Когда они поженились? Есть ли у вас братья или сестры? Старшие или младшие, какова раз­ница в возрасте? Чем занимаются, находятся ли в браке, есть ли у них дети?» Терапевт может задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации, по крайней мере, о трех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важ­ной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях, других значи­мых для семьи людях (друзьях, коллегах, учителях, психотерапевтах и т.д.).

8. О семейных взаимоотношениях: «Есть ли в семье какие-либо ее члены, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к дру­гу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей па­ре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» Пси­хотерапевт может задавать специальные циркулярные во­просы. Например, он может спросить у мужа: «Как вы ду­маете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» - и затем поинтересоваться мнением его же­ны. Иногда полезно спрашивать, как другие члены семьи могли бы охарактеризовать людей, присутствующих на встрече: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую ин­формацию в систему, обогащая представление семьи о самой себе.

9. О семейных ролях: «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботят­ся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье?» и т.д. Важно об­ращать внимание на ярлыки и клички, которые члены се­мьи дают друг другу (Супермать, Железная Леди, Домаш­ний Тиран и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе

10. О трудных для семьи темах: «Имеет ли кто-нибудь из чле­нов вашей семьи серьезные медицинские или психиатри­ческие проблемы? Проблемы с физическим или сексуаль­ным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?» и т.д. Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы сле­дует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья высказывает сильное сопротивление, то нужно отступить и вернуться к ним позднее.

 

Методика Рене Жиля

Данная методика направлена на исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны всистеме межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие его личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...