Жанровая специфика «кентерберийских рассказов»
Всемирную известность Дж. Чосеру принесли его «Кентерберийские рассказы». Идею рассказов дало Чосеру чтение «Декамерона» Боккаччо. Современная поэзия начинается с Джерри Чосера (1340-1400 гг.), дипломата, солдата, учёного. Он был буржуа, знающий двор, обладал пытливым взглядом, много читал и путешествовал по Франции и Италии, чтобы изучать классические произведения на латыни. Он писал потому, что осознавал свои гения, но его читательская аудитория была небольшая: придворные, да часть рабочих и купцов. Он служил в лондонской таможне. Этот пост дал ему возможность разносторонне ознакомиться с деловым бытом столицы, воочию увидеть те социальные типы, что появятся в его главной книге «Кентерберийские рассказы». «Кентерберийские рассказы» вышли из-под его пера в 1387 году. Они выросли на основе повествовательной традиции, истоки которой теряются в глубокой древности, заявившей о себе в литературе XIII-XIV вв. в итальянских новеллах, циклах сатирических сказок, «Римских деяниях» и других сборниках поучительных рассказов. В XIV в. сюжеты, подобранные у разных авторов и в разных источниках, объединяются уже в глубоко индивидуальном оформлении. Выбранная форма - рассказы путешествующих пилигримов - даёт возможность представить яркую картину средневековья. Представление Чосера о мире включает и христианские чудеса, о которых повествуется в «Рассказе аббатисы» и в «Рассказе юриста», и фантастику бретонских лэ, которая проявляется в «Рассказе ткачихи из Бата», и идею христианского долготерпения - в «Рассказе оксфордского студента». Все эти представления были органичны для средневекового сознания. Чосер не подвергает сомнению их ценность, о чем свидетельствует включение подобных мотивов в «Кентерберийские рассказы». Чосер создает образы-амплуа. Они создаются на основе профессионально-сословной характеристики и несоответствия ей героев. Типизация достигается путем дубликации, умножения похожих образов.
Абсолон из «Рассказа мельника», например, выступает в амплуа служителя религии - любовника. Он церковный причетник, лицо полудуховное, но мысли его обращены «не к богу, а к хорошеньким прихожанкам». О распространенности такого образа в литературе свидетельствует, кроме многочисленных французских фаблио, одна из народных баллад, помещенных в сборнике «Secular lyrics of the XlVth and XVth centuries». Поведение героя этого небольшого стихотворения очень похоже на действия Абсолона. Повторяемость образа делает его типическим. Все ученые-литературоведы, исследовавшие проблему жанров «Кентерберийских рассказов», солидарны в том, что одним из основных литературных жанров данного произведения является - новелла. «Новелла (итал. novella, букв. - новость), - читаем в литературном энциклопедическом словаре, - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета - центр, перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события». В отличие от рассказа - жанра новой литературы на рубеже 18 - 19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, - новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в теской связи с ритуальной магией и мифами, обращенное, прежде всего к деятельной, а не созерцательной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во многих фольклорных жанрах (сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк).
«Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец - «Декамерон» Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комического и назидательного новелла происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма». В прологе к «Кентерберийским Рассказам» автор настраивает читателя на последующее подробное повествование-описание о каждом пилигриме, его внешности, положении в обществе. В паломничество отправились представители различных слоев общества. По социальному положению пилигримов можно распределить на определенные группы: Высший свет (Рыцарь, Сквайр, церковные служители); Ученые люди (Врач, Юрист); Землевладельцы (Франклин); Собственники (Мельник, Мажордом); Купеческий класс (Шкипер, Купец); Ремесленники (Красильщик, Плотник, Ткач, и так далее); Низший класс (Пахарь). В «Общем Прологе» Джефри Чосер представляет читателю практически каждого пилигрима (просто упоминая его присутствие, или представляя в деталях его характер). «Общий Пролог» некоторым образом формирует ожидания читателя - ожидание основного настроения и тематики рассказа, последующего поведения пилигрима. Именно из «Общего Пролога» читатель получает представление о том, какие истории будут рассказаны, а также суть, внутренний мир каждого пилигрима. Поведение представленных Чосером персонажей раскрывает суть их личностей, их привычки, личную жизнь, настроения, хорошие и дурные стороны. Характер того или иного персонажа представлен в прологе к «Кентерберийским Рассказам» и раскрывается далее в самом рассказе, предисловиях и послесловиях к рассказам. «Исходя из отношения Чосера к каждому персонажу, пилигримов, участвующих в путешествии, можно организовать в определенные группы:
идеальные образы (Рыцарь, Сквайр, Студент, Пахарь, Священник); персонажи, над которыми автор посмеивается (Аббатиса, Монах, Ткачиха); «нейтральные» образы, описания которых не представлены в «Прологе» - Чосер лишь упоминает их присутствие (священнослужители из окружения Аббатисы); образы с некоторыми отрицательными чертами характера (Шкипер, Эконом); закоренелые грешники (Кармелит, Продавец индульгенций, Пристав церковного суда - все они церковные служащие)». К каждому персонажу Чосер находит индивидуальный подход, представляя его в «Общем Прологе». «В поэтических «Кентерберийских рассказах» национальным было композиционное обрамление - обстановка места действия: таверна у дороги, ведущей в Кентербери, толпа паломников, в которой представлено, по существу, все английское общество - от феодалов до веселой толпы ремесленников и крестьян. Всего в компанию паломников набирается 29 человек. Почти каждый из них - живой и достаточно сложный образ человека своего времени; Чосер мастерски описывает отличным стихом привычки и одежды, манеру держать себя, речевые особенности персонажей». Как различны герои, так различны и художественные средства Чосера. О набожном и храбром рыцаре он говорит с дружеской иронией, ведь слишком уж анахроничным смотрится рыцарь со своей куртуазностью в грубоватой, крикливой толпе простонародья. О сыне рыцаря, мальчике, полном задора, автор говорит с нежностью, о вороватом мажордоме, скряге и обманщике - с брезгливостью, с насмешкой - о бравых купцах и ремесленниках, с уважением - о крестьянине и праведном священнике, об оксфордском студенте, влюбленном в книги. О крестьянском же восстании Чосер отзывается с осуждением, едва ли даже не с ужасом. В полной мере сатирический талант Чосера развертывается, когда речь заходит о монашестве и о духовенстве побогаче. Для Чосера все они - горсть паразитов, существующих за счет общества. Блестящий жанр литературного портрета - вот что, может быть, является главным созданием Чосера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|