Ликвидация нарушений в главных схемах электрических станций и подстанций
Повреждение силовых трансформаторов (автотрансформаторов), шунтирующих реакторов, генераторов 7.2.1.1 В случае отключения трансформатора (автотрансформатора) действием защит с нарушением энергоснабжения потребителей, собственных нужд электростанции или подстанции, должен быть незамедлительно введён в работу трансформатор (автотрансформатор), находящийся в резерве. 7.2.1.2 При автоматическом отключении трансформатора (автотрансформатора) действием резервных защит (защиты от внутренних повреждений не действовали), вызвавшем нарушение электроснабжения энергопринимающих установок потребителей или недопустимую перегрузку оставшегося в работе трансформаторного оборудования допускается повторное включение отключившегося трансформатора (автотрансформатора) без осмотра. 7.2.1.3 При автоматическом отключении трансформатора (автотрансформатора) действием резервных защит (защиты от внутренних повреждений не действовали), в случае отсутствия недопустимой по величине и длительности перегрузки оставшегося в работе трансформаторного оборудования и отключения энергопринимающих установок потребителей повторное включение отключившегося трансформатора (автотрансформатора) производится только после его осмотра. 7.2.1.4 Запрещается включение трансформатора (автотрансформатора) без установления причины отключения, если в распределительных устройствах, к которым он присоединен, производятся ремонтные работы или оперативные переключения. 7.2.1.5 Включение трансформатора (автотрансформатора) отпаечной подстанции, отключившегося действием резервной защиты, допускается после определения и устранения причины отключения. Включение под напряжение производится разъединителем (отделителем с предварительным отключением короткозамыкателя), если такое включение регламентировано инструкцией.
Если причина отключения не выявлена, то необходимо: - отключить линию электропередачи (снять напряжение); - включить разъединитель (отделитель); - опробовать трансформатор напряжением включением линии электропередачи. Допускается опробование трансформатора напряжением со стороны низкого напряжения при наличии защит. 7.2.1.6 Запрещается включение в работу трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отключившегося действием защит от внутренних повреждений (газовой, дифференциальной или отсечки), без анализа газа, масла, устранения выявленных нарушений и испытаний. 7.2.1.7 При отключении трансформатора (автотрансформатора) действием дифференциальной защиты ошиновки необходимо произвести его внешний осмотр, обращая особое внимание на целостность высоковольтных вводов, а также выключателей, проводов и гирлянд изоляторов. Если в процессе осмотра повреждений не обнаружено, трансформатор опробуется напряжением и включается в работу. 7.2.1.8 В случае срабатывания газовой защиты на сигнал, трансформатор (автотрансформатор, шунтирующий реактор) должен быть отключён для выявления причин срабатывания газовой защиты. Время выполнения мероприятий по разгрузке и отключению должно быть минимальным. Внешний осмотр трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора), отбор проб газа из газового реле и масла необходимо производить после его отключения. Возможность ввода в работу трансформатора (автотрансформатора, шунтирующего реактора) определяется на основании результатов анализа газа, масла, измерений и испытаний. 7.2.1.9 Для предотвращения повреждения высоковольтных маслонаполненных вводов напряжением 500 кВ и выше устанавливаются устройства контроля изоляции вводов (КИВ), действующие на сигнал и отключение трансформаторов (автотрансформаторов, шунтирующих реакторов).
При появлении сигнала устройства КИВ показания прибора должны быть проверены. Дальнейшие действия дежурного персонала определяются соответствующими инструкциями. 7.2.1.10 В случае отключения трансформатора (автотрансформатора) при переключении устройства РПН, включение трансформатора (автотрансформатора) допускается только при отсутствии рассогласования контактов устройства РПН. 7.2.1.11 При отказе переключающего устройства РПН дальнейшие переключения не допускаются до выявления и устранения причины нарушения нормального функционирования устройства РПН.
Обесточивание сборных шин
7.2.2.1 Если отключение шин действием защит вызвало нарушение электроснабжения потребителей, обесточивание собственных нужд электростанции (или их части), превышение максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях или длительно допустимых перетоков по линиям электропередачи и электросетевому оборудованию, значительную потерю генерирующей мощности, при отсутствии устройства автоматического повторного включения шин или его отказе необходимо немедленно опробовать напряжением обесточенные шины от любой транзитной линии (желательно без отпаечных подстанций), трансформатора, трансформатора или генератора энергоблока, работающего в режиме холостого хода. При неуспешном АПВ опробование шин допускается производить только после осмотра оборудования, входящего в зону действия дифференциальной защиты шин. 7.2.2.2 При обесточивании обеих систем шин необходимо отключить шиносоединительный выключатель и произвести поочередное опробование напряжением каждой системы шин. Запрещается подача напряжения на отключившиеся шины без выяснения причины отключения при нахождении персонала в распределительном устройстве или если не обеспечена безопасность оперативного персонала при операциях с выключателями КРУ, которыми производится опробование. 7.2.2.3 В случае успешного опробования шин напряжением необходимо: - восстановить питание собственных нужд электростанции или подстанции;
- восстановить электроснабжение потребителей; - синхронизировать генераторы, выделившиеся на нагрузку собственных нужд или находящиеся на холостом ходу; - включить в сеть генераторы, остановленные вследствие причин, не препятствующих их включению в сеть. Для ускорения подачи напряжения потребителям, питающимся по тупиковым схемам, в первую очередь необходимо переключить на неповрежденные шины тупиковые линии электропередачи, подать напряжение потребителям, а затем приступить к переключениям остальных линий электропередачи и оборудования. 7.2.2.4 Если отключение шин действием защит не вызвало нарушения электроснабжения потребителей, обесточивания собственных нужд электростанции (или их части) и при неуспешной работе устройств АПВ, необходимо: - принять меры к обеспечению устойчивой работы генерирующего оборудования до синхронизации и подъёма нагрузки; - осмотреть оборудование, входящее в зону действия дифференциальной защиты шин (ДЗШ); - выявить и отделить от шин поврежденный участок; - подать напряжение на шины от любой транзитной линии электропередачи (желательно без отпаечных подстанций) или от трансформатора (автотрансформатора); - включить на неповрежденные шины линии электропередачи и оборудование; - синхронизировать отключившиеся генераторы с последующим набором нагрузки. 7.2.2.5 При обесточивании шин в результате действия устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ) при отказе в отключении выключателя одного из присоединений необходимо сделать попытку отключить отказавший выключатель. Если невозможно отключить отказавший выключатель необходимо: - отключить его разъединители (с выводом из работы блокировки от неправильных операций с разъединителями в порядке, установленном правилами переключений в электроустановках); - подать напряжение на шины; - подать напряжение на собственные нужды электростанции или подстанции; - подать напряжение потребителям, питающимся по тупиковым схемам; - включить с проверкой синхронизма отключившиеся линии и трансформаторы;
- синхронизировать отключившиеся генераторы, работающие в режиме холостого хода; - подготовить к пуску и по команде диспетчера приступить к пусковым операциям по включению в сеть энергоблоков, остановленных в результате потери питания собственных нужд. 7.2.2.6 Исчезновение напряжения на шинах при отсутствии или отказе ДЗШ или УРОВ или отказа защит присоединения может быть вызвано коротким замыканием, как на самих шинах, так и на одном из присоединений. Если по анализу работы защит и другим признакам установлено наличие не отключившегося КЗ на одном из присоединений, необходимо отключить выключатель поврежденного присоединения. Если выключатель поврежденного присоединения отключить невозможно, необходимо: - отключить разъединители выключателя поврежденного присоединения с выводом из работы блокировки от неправильных операций с разъединителями и с контролем отсутствия возможности подачи напряжения; - подать напряжение на шины от транзитной линии или других шин (секции); - подать напряжения на собственные нужды электростанции или подстанции; - восстановить электроснабжение потребителей; - синхронизировать отключившиеся генераторы. Если из анализа работы защит неясен характер повреждения, то необходимо произвести: - осмотр шин; - разделение систем (секций) шин отключением шиносоединительного (секционного) выключателя (при необходимости); - разделение параллельно работающих линий (трансформаторов), включенных на разные шины; - отключение всех выключателей шин; - поочередное опробование напряжением каждых шин. 7.2.2.7 При обесточивании шин защитой трансформатора от внутренних повреждений (схема с двумя системами шин, двумя выключателями на линиях и двумя трансформаторами, каждый из которых включен на соответствующие шины через разъединитель) необходимо: - отключить разъединитель трансформатора; - подать напряжение на шины выключателем линии; - включить остальные выключатели присоединений. 7.2.2.8 При выводе из работы защиты шин необходимо ввести оперативное ускорение резервных защит автотрансформатора и линий электропередачи (с противоположных сторон), подключенных к данным шинам. Операции с устройствами РЗА производятся в соответствии с местной инструкцией. 7.2.2.9 Допускается опробование напряжением обесточенной секции 6 или10 кВ от соседней секции без предварительного отключения от обесточенной секции отходящих линий.
Повреждение выключателей
7.2.3.1 В случае отказа в отключении одной или двух фаз выключателя на присоединении необходимо произвести осмотр отказавшего выключателя. В случае отсутствия признаков зависания (недоотключения) контактов необходимо повторно подать импульс на отключение выключателя от ключа управления. В случае сохранения неполнофазного режима, он должен быть ликвидирован:
- включением второго выключателя присоединения, который был отключен ранее в схемах с двумя и более выключателями на присоединение; - отключением присоединения (линии) с другой стороны. При невозможности включить (отключить) фазы отказавшего выключателя при отсутствии второго выключателя на присоединении генератора, для ликвидации неполнофазного режима необходимо разгрузить генератор до нуля по активной мощности и до холостого хода по току ротора. 7.2.3.2 В случае невозможности отключения отказавшего выключателя его необходимо отделить от схемы распределительного устройства: В схеме с двумя системами шин и одним и более выключателем на цепь: - в случае раздельной работы шин необходимо объединить системы шин (если позволяют токи короткого замыкания, селективность защит, режимные условия); - отключить дистанционно шинные и линейные разъединители отказавшего выключателя с выводом из работы блокировки от неправильных операций с его разъединителями.
В схемах многоугольников: - собрать полную схему многоугольника; - дистанционно отключить разъединителями отказавший выключатель с выводом из работы блокировки отказавшего выключателя.
В схеме с двумя системами шин, одним выключателем на присоединение и включенным шиносоединительным выключателем: - все неповрежденные присоединения переключить шинными разъединителями на другие шины; - присоединение с отказавшим выключателем отключить шиносоединительным выключателем.
В схемах с обходным выключателем: - включить присоединение с отказавшим выключателем на опробованные напряжением обходные системы шин разъединителями; - включить обходной выключатель; - отключить линейные и шинные разъединители отказавшего выключателя с выводом из работы блокировки отказавшего выключателя.
Операции разъединителями, не имеющими дистанционного управления при разборке схемы отказавшего выключателя, допускается производить только при наличии металлического защитного козырька над приводом. В местных инструкциях должны быть указаны неисправности выключателей, требующие снятия с него напряжения другими выключателями для обеспечения безопасности оперативного персонала при разборке схемы неисправного выключателя разъединителями с ручным управлением.
В схемах без шиносоединительного (обходного) выключателя: - выполнить перевод потребителей на другой источник питания; - отключить шины; - отключить линейные и шинные разъединители отказавшего выключателя с выводом из работы блокировки отказавшего выключателя с его разъединителями. 7.2.3.3 Запрещается проводить операции с выключателем, имеющим признаки зависания контактов. Присоединение, выключатель которого имеет признаки зависания контактов, необходимо разгрузить для того, чтобы ослабить или погасить дугу (разгрузка присоединения, отключение присоединения с противоположного конца, шунтирование вторым выключателем в схеме с двумя выключателями на присоединение и т.д.). Должна быть подготовлена схема, дающая возможность отключить отказавший выключатель шиносоединительным выключателем, другими выключателями данной системы шин и смежным в схеме с двумя выключателями на присоединение, смежными выключателями в схеме многоугольника и т.д. Запрещается производить операции с воздушным выключателем кнопкой местного управления, используемой только при наладке, ремонте. 7.2.3.4 Запрещаются операции масляным выключателем с пониженным уровнем масла. С выключателя должен быть снят оперативный ток с последующим незамедлительным выводом его из работы. 7.2.3.5 Выключатель с неисправной воздушной системой, при необходимости, должен быть выведен из работы и приняты меры по локализации повреждения (устранению неисправности). 7.2.3.6 При прекращении подачи воздуха в ресиверы системы воздухоснабжения воздушных выключателей необходимо: - осуществить запрет действия всех видов устройств автоматического повторного включения (АПВ) на включение выключателей, к которым прекратилась подача сжатого воздуха; - проверить включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к распределительному устройству с неисправной системой воздухоснабжения; - при допустимости раздельной работы распределительных устройств – принять меры к их заблаговременному разделению. - проверить включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи другого класса напряжения, связанных с распределительным устройством с неисправной системой воздухоснабжения через трансформатор (автотрансформатор); - проверить включенное состояние резервных защит на автотрансформаторах и ввести их в работу в случае их отключенного состояния; - ввести в работу отключенные резервные защиты линий электропередачи; - проверить включенное состояние резервных защит на блочном оборудовании (генераторах) электростанции; - не производить без крайней необходимости операции с воздушными выключателями в распределительном устройстве с неисправной системой воздухоснабжения; - принять меры для восстановления подачи воздуха в ресиверы системы воздухоснабжения воздушных выключателей. Необходимо учитывать, что при коротком замыкании на оборудовании или линии электропередачи возможно полное погашение распределительного устройства с неисправной системой воздухоснабжения дальним резервированием защит. 7.2.3.7 При потере постоянного оперативного тока в цепях управления одного из выключателей незамедлительно должны быть приняты меры к отысканию и устранению повреждения. Выключатель с неисправными цепями управления должен быть выведен из работы, руководствуясь указаниями пункта 7.2.3.2. 7.2.3.8 При потере постоянного оперативного тока на всех присоединениях распределительного устройства необходимо определить и устранить повреждение. Если определить и устранить повреждение в кратчайший срок невозможно, то: - проверить включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередачи, подключенных к распределительному устройству; - проверить включенное состояние всех резервных защит на противоположных концах линий электропередач другого класса напряжения, связанных с распределительным устройством через трансформатор (автотрансформатор); - ввести в работу отключенные резервные защиты линий электропередачи; - проверить включенное состояние резервных защит на блочном оборудовании электростанции; - не производить без крайней необходимости операции с выключателями и линейными разъединителями в распределительных устройствах на противоположных концах линий электропередачи объектов. Необходимо учитывать, что при коротком замыкании на оборудовании или линии электропередачи возможно полное погашение распределительного устройства дальним резервированием защит. 7.2.3.9 При появлении предупредительной сигнализации о снижении давления элегаза (газовой смеси) в камере элегазового выключателя (отсеке КРУЭ с выключателем), необходимо установить постоянный контроль за скоростью снижения давления элегаза. Если скорость снижения давления такова, что есть угроза достижения аварийной уставки по снижению давления (при которой блокируются цепи управления приводом выключателя), необходимо принять меры по его отключению с последующей разборкой схемы разъединителями. В случае срабатывания аварийной сигнализации по снижению давления элегаза выключатель становится неоперативным (цепи управления приводом выключателя заблокированы) и его необходимо вывести в порядке, указанном в п.7.2.3.2.
Отказы разъединителей
7.2.4.1 Устранение нагрева разъединителя производится разгрузкой присоединения путём: - изменения величины электрического тока через разъединитель путем выполнения соответствующих режимных мероприятий; - отключения выключателя. Допустимость отключения разъединителя под напряжением (под нагрузкой) определяется действующими правилами переключений в электроустановках. 7.2.4.2 Для устранения нагрева разъединителя в схемах с обходным выключателем необходимо: - перевести присоединение на работу через обходной выключатель; - отключить выключатель в цепи с неисправными разъединителями. 7.2.4.3 Повреждения разъединителей при производстве операций по их включению и отключению происходит главным образом вследствие поломки опорных изоляторов. Перед производством операций с разъединителями необходимо произвести внешний осмотр целости изоляторов, состояния контактов, шлейфов и механизма привода. Запрещается производство операций неисправными разъединителями. Присоединение с неисправным разъединителем необходимо вывести из работы. 7.2.4.4 При появлении предупредительной сигнализации о снижении давления элегаза в отсеке КРУЭ с разъединителем необходимо учитывать, что в ряде модификаций КРУЭ при достижении аварийной уставки по снижению давления блокируются цепи управления приводом разъединителя. При достижении аварийной уставки по снижению давления элегаза в отсеке КРУЭ с разъединителем принимается решение о выводе его в ремонт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|