Особенности страхования туристов и туристских организаций
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РК» основной формой обеспечения безопасности туристов (путешественников) при временном пребывании за рубежом является страхование. При этом страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение иных имущественных расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис должен быть оформлен на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Несоблюдение этого условия лишает туриста права получения выплаты при наступлении страхового случая. Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования, наиболее характерными чертами которых являются их кратковременность (не более 6 месяцев) и большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба. Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и т. п. В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями-ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста.
По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем страховых услуг, а предоставление их обеспечивает компания-ассистанс. Расчеты между партнерами производятся как между перестрахователем и перестраховщиком. Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой организацией индивидуально по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом страхового надзора) в рамках общих правил страхования и действующего законодательства. Страхование туристских организаций имеет свои особенности: 1. Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, туРКирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.). 2. Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций. 3. Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли).
Основной целью предпринимательской деятельности являются получение максимальной прибыли, увеличение капитала, вложенного в дело. В связи с этим важное значение приобретает страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения планируемого дохода. Страховые взносы определяются на основе тарифов. Страховой тариф (тарифная ставка) представляет собой ставку взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. В качестве единицы страховой суммы в отечественном страховании принимают 100 денежных единиц (д. ед.). Главное назначение тарифной ставки – это оптимально оценить величину страхового взноса, уплачиваемого страхователем страховщику за оказываемые им услуги. Страховые тарифы по добровольным видам страхования рассчитываются страховщиками самостоятельно в рамках действующего законодательства. Размер тарифа определяется в договоре по соглашению сторон. Основная цель при исчислении страховых тарифов состоит в необходимости покрытия вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достоверно отражает вероятный ущерб, обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями, т. е. страховой тариф представляет собой критерий резерва, который гарантирует безубыточное или рентабельное ведение страховой деятельности. Как правило, страховщик стремится решить двоякую задачу – при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить значительный объем страховой ответственности. Таким образом, тарифная ставка определяет, сколько денег каждый из страхователей должен внести в фонд страховщика с единицы страховой суммы, чтобы наличия собранных взносов было достаточно для выплат, предусмотренных договором страхования. В международной страховой практике тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса (платежа, премии), называется брутто-ставкой (Б-С). Структурно брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки (Н-С) и нагрузки (Н). Нетто-ставка предназначена для формирования резервного фонда, который используется исключительно для производства выплат страхователям при наступлении страховых случаев.
Нагрузка предназначена для компенсации расходов страховщика (накладных расходов на ведение дела, образование фондов) и формирования прибыли за счет обеспечения превышения доходов над расходами. Нетто-ставка в личном и имущественном страховании имеет различные структуры, которые обусловливаются видом страхования. Так, Н-С личного страхования состоит из двух частей: для формирования страховых резервов по рисковым видам страхования (PC) (болезнь, смерть и др.) и накопительным (дополнительная пенсия, на случай смерти и др.). В случае страхования нескольких разных видов (например, страхование государственного и личного имущества, космических рисков, транспорта и грузов, финансовых рисков и др.) Н-С может состоять из нескольких Н-С. Кроме того, поскольку страховой взнос – это усредненный размер частных тарифных ставок по определенному виду страхования (например, по финансовым рискам), то возможны существенные отклонения от средних назначений. Для компенсации этих отклонений в тарифную ставку вводится так называемая рисковая (или гарантийная) дельта-надбавка (Д-Н). Рисковая надбавка (Д-Н) дает дополнительную гарантию страховщику и обеспечивает выплаты страхователям при аномальных страховых случаях. Необходимость включения рисковой надбавки в тарифную нетто-ставку объясняется тем, что в неблагоприятные годы основной части Н-С бывает недостаточно для выполнения страховой фирмой своих обязательств, а Д-Н создает определенный запас для страховщиков. В благоприятные годы за счет неиспользованной на выплаты рисковой надбавки имеется возможность производить отчисления в запасной фонд. Расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности и учитываются при калькуляции тарифной ставки. Различают расходы на ведение дела внутри страховой организации и на деятельность во внешней ее сети. Эти расходы бывают постоянными и переменными, зависимыми и независимыми, общими и частными.
Некоторые расходы на ведение дела одновременно имеют зависимый и независимый характер. Эти расходы нормируются в промилле от страховой суммы. За счет средств, отчисляемых от взносов страхователей, осуществляется также финансирование предупредительных (превентивных) и репрессивных мероприятий, направленных на борьбу с наступившими бедствиями. По обязательным видам страхования большинство предупредительных мероприятий финансируется за счет госбюджета и средств отраслевых министерств. При добровольном страховании эти мероприятия закладываются страховщиком в нагрузку тарифа с последующим утверждением его Департаментом страхового надзора Минфина России. Страховые тарифы рассчитываются по каждому виду страхования. Они зависят от объема страховой ответственности, набора рисков, размера выплат по каждому страховому случаю и от других показателей. Например, автомашины можно застраховать от таких рисков, как авария, угон, потеря товарного вида, хищение электронных устройств. При страховании всей совокупности рисков страховой тариф всегда будет больше, чем при страховании группы или отдельного риска. По рисковым видам страхования за основу нетто-ставки принимается убыточность страховой суммы. Это экономический показатель, который рассчитывается на основании статистических данных и характеризует соотношение между объемом страховых выплат и совокупной суммой по данному виду страхования. По накопительным видам страхования для расчета нетто-ставок используются статистические показатели продолжительности жизни и смертности населения по разным причинам с учетом социально-демографических и территориальных данных. Определение страхового тарифа производится с помощью теории актуарных расчетов (сочетания математических методов, применяемых в статистике, теории вероятностей и финансовых исчислений с учетом социально-демографических, территориальных и других факторов). Значение актуарных расчетов тарифов определяется тем, что страховщик, как правило, проводит различные виды страхования, требующие адекватного математического измерения. Причем при исчислении страховых взносов и выплат их размеры должны варьироваться в различных иерархических структурах (в целом, по отдельным регионам, районам, поселкам, турфирмам) с разными условиями рисковых ситуаций во времени и пространстве. Поэтому вопросы актуарных расчетов занимают центральное место в деятельности любого страховщика. Особенности актуарных расчетов при страховании туристов выражаются в специфике исчисления страхового тарифа, который при добровольном страховании туристов определяется страховщиком на основе совокупности объектов страхования: личного, имущественного и страхования ответственности, требующих адекватного математического измерения взятых по договорам обязательств.
Существенное значение при проведении актуарных расчетов страхования туристов имеет то обстоятельство, что под понятием «страхование туристов» подразумеваются массовые рисковые виды страхования, характеризующиеся, с одной стороны, однородностью страховых событий с незначительными разбросами в величине наносимого ущерба при наступлении страховых случаев (несчастных случаев, болезней, потери, пропажи, затопления личного имущества и др.), а с другой – аномальными (катастрофическими) случаями (смерть отдельного туриста и массовая гибель). В первом случае расчет страхового тарифа ведется без рисковой надбавки, а во втором – с рисковой надбавкой. При этом возможны два варианта расчетов рисковой надбавки: - по одному виду страхования или страховому случаю (личное страхование, смерть (гибель) туриста); - по нескольким видам и страховым рискам (личное и имущественное страхование, гибель туриста, уничтожение, затопление, повреждение, кража имущества и т. п.). Оба варианта требуют, как правило, передачи большей части риска в перестрахование зарубежному партнеру или сервисной компании-ассистанс. Особенность актуарных расчетов тарифов при страховании туристов состоит также в том, что в них широко используется статистика, которая представляет собой систематизированное изучение и обобщение наиболее массовых и типичных операций, стоимостных показателей, характеризующих то или иное страховое событие. При этом, чем больше число объектов наблюдения, тем точнее оценка вероятности наступления того или иного страхового случая, так как только в большой (не менее 10) совокупности выборок действует и дает приемлемые результаты «закон больших чисел». При страховании туристов бывает лишь несколько страхователей (застрахованных), подвергшихся страховому случаю в разных условиях. В результате этого рассчитанная тарифная ставка на основе методики, применяемой для определения нетто-ставки по смешанному страхованию жизни, корректируется на поправочный коэффициент (К), определяемый отношением средней страховой выплаты (СВЫПi) к средней страховой сумме (СCi) на один договор. Семестровая работа Задание №1. (СРСП) Период проведения 1 неделя 1. Цели, задачи, предмет изучения дисциплины «Основы туристской деятельности». 2. Ассортимент туристских услуг на рынке Казахстана. 3. Влияние НТП па развитие туризма. 4. Роль туризма в странах с различным уровнем социального развития. Задание №2. (СРСП) Период проведения 2 неделя 1. Формы использования информации и коммуникаций в туризме. 2. Участие Казахстана в международных туристских организациях. 3. Сущность определений «маршрут», «тур», «туризм», «туристская услуга», «гостеприимство». 4. Проблемы развития экологического туризма. Задание №3. (СРСП) Период проведения 3 неделя 1. Водные круизы и их место на туристском рынке. 2. Туристский маркетинг: сущность, цели, функции. 3. Нормативно - правовая база туризма в Республики Казахстан. 4. Этапы развития туризма и их характеристики. Задание №4. (СРСП) Период проведения 4 неделя 1. Выездной и въездной туризм в РК. 2. Понятие «индустрия гостеприимства» (сущность, определение, эволюция). 3. Социально-демографические аспекты развития туризма. 4. Документальное обеспечение туристской деятельности в Казахстане и в мире. Задание №5. (СРСП) Период проведения 5 неделя 1. Использование железнодорожного пассажирского транспорта в туризме. 2. Современное состояние туризма в Казахстане: ресурсы, материальная база, кадровое обеспечение. 3. Порядок разработки туристского продукта. 4. Анализ казахстанского въездного туризма (по целям, по странам). Задание №6. (СРСП) Период проведения 6 неделя 1. Влияние выбора организационно-правовой формы туристского предприятия на его деятельность. 2. Туристский рынок – состав и особенности потребителей. 3. Крупнейшие транспортные компании в туризме. 4. Реклама турпродукта (направление, классификация). Задание №7. (СРСП) Период проведения 7 неделя 1. Страхование туристов в Казахстане. 2. Роль транспортных компаний в индустрии туризма. 3. Анализ казахстанского выездного туризма (по целям, по странам). 4. Культурно-исторические предпосылки туризма. Задание №8. (СРСП) Период проведения 8 неделя 1. Участие казахстанских тур фирм на международных ярмарках, выставках. 2. Роль гостиничных услуг в индустрии туризма. 3. Принципы управления людьми в туристском предприятии. 4. Государственная поддержка инвестиций в области туризма в РК. Задание №9. (СРСП) Период проведения 9 неделя 1. Взаимодействие туризма и информационной среды. 2. Структура управления туризмом в Казахстане. 3. Классификации туристских маршрутов и туров. 4. Туристский регион и ресурсное обеспечение туризма. Задание №10. (СРСП) Период проведения 10 неделя 1. Информационные системы в рекламной деятельности. 2. Национальная программа развития индустрии туризма РК. 3. Рейтинг видов транспорта по их использованию для туристских перевозок. 4. Туристские ассоциации и международные туристские организации. Задание №11. (СРСП) Период проведения 11 неделя 1. Проблемы и перспективы развития туризма в Казахстане. 2. Организационно-правовые формы туристских предприятий. 3. Взаимодействие туризма и окружающей среды. 4. Приоритетные направления развития туризма. Задание №12. (СРСП) Период проведения 12 неделя 1. Инновационный менеджмент в туризме. 2. Внутренняя среда туристской организации. 3. Международные туристские организации, их задачи, роль и направления деятельности. 4. Роль транспорта в развитии международного туризма. Задание №13. (СРСП) Период проведения 13 неделя 1. Характеристика международного туристского рынка. 2. Предпосылки развития экологического туризма. 3. Крупнейшие туристские компании мира. 4. Организация сбыта и реклама туристской продукции. Задание №14. (СРСП) Период проведения 14 неделя 1. Концепция развития туризма в Казахстане. 2. Развитие инфраструктуры туризма. 3. Современные тенденции развития туризма в мире. 4. Международные туристские мероприятия; виды, значение. Задание №15. (СРСП) Период проведения 15 неделя 1. Цели и задачи экономического анализа фирм сервиса. 2. Налогообложение в сервисе и туризме. 3. Мировой рынок сервиса и туризма, общие направления развития. 4. Классификация и учет затрат туристской фирмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|