Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ производственно- хозяйственной деятельности




Анализ результатов деятельности предприятия имеет первостепенное значение для менеджеров, инвесторов, кредиторов.

Информационной базой анализа является финансовая (бухгалтерская) отчетность. Однако отчетность отражает прошлое, а решения принимаются на будущее. Поэтому рассмотренные ниже методы анализа применяют также, используя прогнозирование тенденций, для работы с расчетной (предполагаемой) отчетностью. Анализ в части констатации сложившегося положения отвечает на вопросы, насколько успешно идут дела предприятия, каковы его сильные и слабые стороны, каково его место в соответствующем секторе экономики и на рынке, улучшается или ухудшается положение.

Горизонтальный (трендовый) анализ баланса и отчета о прибылях и убытках позволяет установить тенденции в развитии предприятия и выявить благоприятные и неблагоприятные изменения отчетности в рублевом и процентном выражении. Горизонтальный анализ позволяет оценить эффективность развития предприятия. Считается, и это соответствует экономической логике, что рост прибыли должен обгонять рост выручки от реализации, которая в свою очередь должна расти быстрее активов. В этом случае растет и эффективность производства (внутренняя эффективность) и эффективность взаимодействия предприятия с рынком (внешняя эффективность). Математически соотношение выглядит, как цепочка неравенств:

ТПБРАК>100%,

где ТПБ, ТР, ТАК — соответственно темпы изменения прибыли, объема реализации и активов. Это соотношение называется золотым правилом экономики предприятия.

Следует заметить, что отклонения от идеального соотношения не всегда следует оценивать как негативные (например, реконструкция и модернизация производства, освоение новой продукции требуют значительных капитальных вложений, отдача от которых последует с временной задержкой). Поэтому активы будут расти быстрее, чем выручка от реализации и прибыль. Нарушение соотношения в этом случае будет временным; и в долгосрочном периоде оно восстановится. Но если нарушения этого соотношения вызваны увеличением брака, плохой организацией труда на предприятии, неэффективной маркетинговой политикой и др. причинами, то длительное невыполнение золотого правила экономики предприятия может обернуться банкротством.

Вертикальный анализ баланса и отчета о прибылях и убытках показывает структуру средств предприятия и их источников, а также выручки от реализации.

В целом горизонтальный и вертикальный анализ указывает на финансовое благополучие предприятия. Но более точный ответ требует обзора показателей по конкурирующим предприятиям, сравнения со среднеотраслевыми и среднепрогрессивными значениями (сравнение с лидерами отрасли) и рассмотрения ситуации за больший, чем год, период времени. Горизонтальный и вертикальный анализ позволяют сравнивать одинаковые позиции финансовой отчетности. Углубление анализа связано со сравнением разных позиций, т.е. с расчетом соотношений, показываемых финансовыми коэффициентами. Их делят на несколько однородных групп:

1) показатели ликвидности;

2) показатели финансовой устойчивости или платежеспособности;

3) показатели деловой активности;

4) показатели рыночной активности;

5) показатели рентабельности.

Показатели ликвидности отражают способность предприятия выполнять краткосрочные (до 1 года) долговые обязательства.

Показатели финансовой устойчивости отражают способность предприятия погашать долгосрочные долги (более 1 года) по мере наступления сроков платежа.

Показателями этих двух групп финансовых коэффициентов очень интересуются кредиторы предприятия: банки, покупатели облигаций, поставщики сырья, материалов, оборудования и т.п. Если они становятся плохими, риск кредиторов увеличивается (в этом случае увеличивают в качестве компенсации возросшего риска сначала плату за кредит, а затем отказывают в кредите).

Показателя деловой активности отражают скорость оборота различных составляющих капитала: запасов, дебиторской и кредиторской задолженности. Они представляют интерес в первую очередь для менеджеров, решающих по требованию собственников предприятия задачу увеличения отдачи от активов.

Показатели рентабельности интересуют в первую очередь собственников предприятия (акционеров, желающих добиться наибольшей отдачи от вложенных в предприятие средств). Если рентабельность окажется недостаточной для уровня принимаемого ими на себя риска, то собственники изымают свой капитал и инвестируют его по другим направлениям.

Показатели рыночной активности интересуют потенциальных инвесторов, желающих вложить свободные или высвобожденные средства, чтобы получить максимальную доходность от вложений при устраивающем их предпринимательском риске.

Перечисленные пять групп финансовых коэффициентов обслуживают информационные потребности субъектов, связанных с деятельностью предприятия: собственники (фактические и потенциальные) - менеджеры - кредиторы. Для принятия решений на перспективу анализ следует продолжить с целью выявления влияния различных факторов на результирующий показатель - полученную отдачу от инвестиций собственников предприятия (рентабельность собственных средств).

Кризисная ситуация в экономике предприятия, для которой характерны колебания объемов производства и сбыта, а вместе с ними прибыли, снижение рентабельности, трудности с оплатой текущих платежей, периодически возникает на каждом предприятии. Ее не следует рассматривать как редкое стечение обстоятельств, это, скорее всего, общая закономерность, связанная с различными стадиями развития предприятия: зарождение и подъем - стабилизация экономики и поддерживающая стабилизацию, периодическая реорганизация деятельности -. спад и ликвидация. Но, если не уделять кризисной ситуации должного внимания, не принимать превентивных, а иногда и резких антикризисных мер, она может обернуться банкротством.

С точки зрения экономики в целом банкротство выполняет положительную роль хирургического инструмента, отсекающего больные, малоэффективные и убыточные предприятия, проводя селекцию по отбору конкурентоспособных, высокорентабельных и перспективных предприятий. С позиции самого предприятия, ставшего банкротом, это нередко катастрофа, означающая потерю вложенных средств и репутации.

Различают три стадии банкротства:

1. Скрытая стадия:

§ снижение качества отчетности;

§ изменение структуры баланса;

§ уменьшение денег на счетах;

§ увеличение дебиторской и кредиторской задолженности;

§ снижение объемов продаж;

§ необоснованная смена поставщиков;

§ падение курса акций и снижение прибыли;

§ разнообразные реорганизации предприятия.

2. Финансовая неустойчивость:

§ трудности с наличностью;

§ уменьшение поступлений от хозяйственных операций;

§ конфликты в высшем руководстве;

§ задержки в выплате зарплаты;

§ рост текучести кадров;

§ ухудшение социально-психологического климата;

§ затруднения в получении кредитов;

§ возникновение убытков;

§ внеочередные проверки финансовых органов.

3. Явное банкротство:

• неудовлетворительная структура баланса;

• затоваривание склада готовой продукции;

• падение объема производства;

• низкая зарплата;

• сокращенный рабочий день (неделя);

• возрастание убытков;

• недостаток оборотных средств;

неспособность погасить срочные обязательства.

Скрытая стадия характеризуется появлением стабильных негативных явлений в виде угрозы потери прибыли, которые преодолеваются реорганизацией деятельности.

Стадия финансовой неустойчивости характеризуется спадом производства, сбыта, потерей прибыли и необходимостью покрытия затрат на осуществление деятельности за счет средств кредиторов.

Явное банкротство возникает на этапе жизненного цикла «спад и ликвидация» и характеризуется закрытием предприятия или принудительной (по решению суда) ликвидацией, распродажей имущества для погашения требований кредиторов.

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определены два внешних признака банкротства:

1) денежные обязательства перед кредиторами не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

2) минимальный размер денежных обязательств составляет не менее 500 МРОТ.

По закону инициировать несостоятельность (банкротство) предприятия могут кредиторы, само предприятие и прокурор. Если арбитражный суд вынесет решение о несостоятельности на основе перечисленных признаков, то процедура банкротства может принять разные формы. Предусматриваются три типа процедур наблюдения за несостоятельным предприятием:

§ реорганизационные, заключающиеся в передаче прав управления арбитражному (внешнему) управляющему, который должен в течение не более 12 месяцев (в исключительных случаях 18 месяцев) восстановить платежеспособность предприятия. Внешнее управление устанавливается арбитражным судом по решению собрания кредиторов;

§ ликвидационные, состоящие в том, что арбитражный суд назначает конкурсного управляющего и устанавливает конкурсное производство, в ходе него определяется имущество, на которое обращается взыскание долгов (конкурсная масса), и соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в объявлении должника свободным от долгов и предотвращении неправомерных действий сторон в отношении друг друга. Ликвидационная процедура может быть и внесудебной, если должник и кредиторы договариваются между собой, и не имеют взаимных претензий;

§ мировое соглашение, заключаемое между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, и позволяющая должнику выполнять свои обязательства без применения ликвидации предприятия, а путем отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий внешнего (арбитражного) управляющего и конкурсного управляющего.

Если мировое соглашение не достигается, как и в случае не достижения финансового оздоровления, предприятие ликвидируется, а его имущество (конкурсная масса) распределяется следующим образом.

Вне очереди оплачиваются расходы, связанные с конкурсным производством; вознаграждение арбитражному (конкурсному) управляющему; расходы, связанные с продолжением деятельности должника.

Первая очередь — удовлетворение требований граждан за причинение вреда их жизни и здоровью.

Вторая очередь — оплата труда работников, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, выплата пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства, выплата вознаграждений по авторским и лицензионным договорам.

Третья очередь — погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Четвертая очередь — требования конкурсных кредиторов.

Пятая очередь — требования членов трудового коллектива, имеющих вклады в имущество предприятия-должника.

Шестая очередь — требования прочих собственников.

Седьмая очередь — все остальные требования.

Краткие выводы

1. К принципам планирования следует отнести: преемственность стратегического и текущего (тактического) планов; социальная ориентация плана; ранжирование по важности объектов планирования; согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента; вариантность плана; экономическое обоснование плана; автоматизацию системы планирования; обеспечение обратной связи.

2. Маркетинг – концепция ориентации деятельности на потребителя; первая стадия жизненного цикла проекта.

3. «Стратегия предприятия» – это комплексный плановый документ, который реализуется через тактические планы или бизнес-план предприятия.

4. К типовым операциям по планированию деятельности предприятия следует относить: подготовка к плановой работе; выявление проблемы повышения конкурентоспособности и формулирования целей: поиск и обработка информации: ранжирование целей: формулирование плановых заданий: оформление плановых документов реализация решений; контроль за их выполнением и мотивация.

Контрольные вопросы

1. Назовите примерный перечень планов, входящих в систему планирования, для действующего предприятия и вновь создаваемого.

2. Назовите основные виды планирования и влияющие на них факторы.

3. Какие методы планирования вы знаете?

4. Что важнее для изготовителя: снижать себестоимость продукции или снижать эксплуатационные расходы?

5.Какая функция при разработке стратегии предприятия выполняется раньше: маркетинг или планирование?

6.Чем отличается тактическое планирование от бизнес-плана?

7.Производственная мощность рабочих мест процесса из 4-х операций равна 10; 15; 7 и 10 штукам деталей в смену, при их потребности равной 10. Ваши действия по повышению пропорциональности процесса?

8.Назовтите основные факторы оперативно-календарного планирования.

9. Дайте классификацию видов учета и его функций на предприятии.

10. Что собой представляет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках?

11. Что такое аудит?

12. В чем смысл горизонтального и вертикального анализа первых двух форм бухгалтерской отчетности?

13. Какие основные группы финансовых коэффициентов вы знаете?

14. Назовите три стадии банкротства предприятия.

15. Назовите основные внешние признаки банкротства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...