Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ




ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Этапы инновационной деятельности

Инновация — это разработка, внедрение в производство, вывод на рынок нового или улучшенного продукта (услуги) либо нового, более эффективного способа их получения.

Мотивами инновационной деятельности обычно являются:

§ активизация деятельности конкурентов, стремление увеличить объем продаж, желание освоить новые рынки;

§ необходимость улучшить конкурентоспособность предприятия, усилить финансовуюустойчивость;

§ стремление максимизировать прибыль в долгосрочном периоде;

§ необходимость приспособиться к изменениям в налоговой, денежно-кредитной и финансовой политике;

§ конъюнктурные рыночные колебания, структурные сдвиги в отраслях;

§ появление более эффективных факторов производства и т.д.

 

Инновационная деятельность является сложным многоэтапным процессом, рис.2.1. Разумеется, он может быть сокращен за счет приобретения лицензий, ноу-хау, вхождения предприятия в корпорацию, ведущую активную полномасштабную инновационную деятельность.

На первых этапах (поисковые работы, прикладные НИР, создание опытных и промышленных образцов) предприятие несет затраты. Они начинают окупаться на стадии рыночного распространения нового продукта. Максимум эффекта достигается на стадии зрелости и широкого использования инновации. Затем наступает моральное старение продукции, начинают сворачиваться сбыт и производство, предприятие начинает нести убытки, если своевременно не перейдет на новую продукцию, которая заменит предшествующую.

Рис. 2.1. Этапы инновационной деятельности предприятия

 

Циклический характер инновационной деятельности создает большие сложности в организации производства, которое становится нестабильным, эпизодически теряет экономическую эффективность, но при правильной организации инновационного процесса позволяет сохранить предприятию конкурентоспособность и эффективность в долгосрочном периоде.

Политика фирмы - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в какой-либо области
деятельности (технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической).

Техническая политика фирмы - генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компо­нентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в обла­сти обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия.

Кукрупненным этапам разработки технической политики предприятия относятся:

1) проведение маркетинговых исследований с целью определе­ния уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и раз­работки стратегических мер по достижению конкурентоспособ­ности товаров в будущем;

2) разработка стратегии фирмы, в которую должна быть зало­жена идеология технической политики;

3) проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных то­варов и других объектов фирмы;

4) организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;

5) производство и реализация новых товаров фирмы.

 

Формирование и реализация стратегии повышения качества и ресурсосбережения - важнейшие вопросы стратегического менеджмента. Оценка эффективности выводимого на рынок новшества, является сложной и многостадийной: используются многочисленные частные и обобщенные показатели, которые обычно объединяют в три основные группы (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Комплексная оценка свойств новой продукции

Любые инновации имеют локальной целью замену морально и физически устаревающей продукции, а глобальной целью является длительное сохранение жизнеспособности предприятия или группы предприятий.

Стратегия ресурсосбережения - это комплекс принципов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное сни­жение расхода совокупных ресурсов на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопас­ности предприятия, человека.

Факторы ресурсосбережения для уровня предприятия можно объединить в три группы: т ехнические, организационные и социально-экономические.

Методы ресурсосбережения - конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по но­вому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменя­емым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов.

На рис. 2.3. приведена матрица «качество-ресурсоемкость», после нахождения сектора, в котором находится товар по уровню качества и ресурсоёмкости, можно предварительно определить направление стратегии развития по данному товару.

Стратегиями ресурсосбережения на предприятии могут быть:

1. Упрощение кинематической схемы товара.

2. Межвидовая и внутривидовая унификация составных час­тей товара.

3. Совершенствование технологичности конструкции товара.

4. Организационно-техническое развитие производства.

5. Расширение зарубежного производства качественного товарабез изменения его конструкции в стране, где дешевле конкретный вид ресурса.

6. Реализация факторов ресурсосбережения.

качество
ресурсоемкость низкое низкое высокое
1. товар некачественный, но дешевый, стратегия: повышать качество товара 2. товар качественный и дешевый (эффективный), стратегия: расширять рынок сбыта товара
высокое 4. товар некачественный и дорогой (неэффективный), стратегия: переходить на новую модель 3. товар качественный, дорогой, стратегия: снижать ресурсоемкость товара

Рис. 2.3. Матрица "качество — ресурсоемкость»

 

Социальная политика фирмы генеральная линия, система
стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей
природной срёды (ОПС). Социальная политика направлена на создание нормальных условий труда и отдыха работников; обеспечения им безопасности на производстве в пути, быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни; сохранения экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны).

Количество стратегических показателей социального разви­тия коллектива и охраны ОПС зависит от множества факторов: характера выпускаемой продукции, комплексности и сложности технологии, размещения предприятия, его сложности, географи­ческого расположения и возраста, количества работающих и де­мографических факторов.

В состав обязательных показателей социального развития коллектива и охраны ОПС должны быть включены:

♦степень соответствия показателей безопасности труда уста­новленным нормативам;

♦степень обеспеченности рабочих мест производственными площадями и удовлетворения социальных производственных потребностей работников в объектах отдыха, личной гигиены, питания и др.;

♦степень удовлетворения социальных бытовых потребностей работников в жилье, транспортными средствами, объектами здравоохранения, образования, дошкольными учреждениями;

♦степень отклонения показателей экологичности и эргономичности рабочих мест от установленных нормативов (по уровню температуры, шума, вибрации, запыленности, освещенности, ско­рости воздуха, радиоактивности и др.);

♦потери рабочего времени по болезням работников;

♦показатель травматизма;

♦средняя заработная плата работников по категориям;

♦текучесть кадров по категориям;

♦средняя продолжительность жизни работников по категориям;

♦степень отклонения показателей экологичности среды обита­ния от установленных нормативов по содержанию в воздухе, воде и почве экологически вредных примесей;

♦доля расчетной прибыли предприятия, направляемая на ме­роприятия по социальному развитию коллектива;

♦ доля прибыли, направляемая на охрану ОПС.

На основе анализа фактического состояния параметров соци­ального развития коллектива и охраны ОПС, сравнения их с международными, государственными (федеральными), отраслевыми и региональными нормативами (критериями, показателями, требо­ваниями) руководство предприятия должно определить отставания («узкие» места) в данной области и разработать систему стратегических мер по их ликвидации.

 

 

Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - комплекс работ по поиску или разработке технологи­ческих и организационно-экономических способов и методов прак­тического достижения нормативов конкурентоспособности (каче­ства, ресурсоемкости и других показателей) объекта, установлен­ных на стадии маркетинговых исследований.

Основным инструментом достижения целей НИОКР является внедрение результатов научно-технического прогресса (НТП).

Важнейшими направлениями НТП являются:

1) компьютеризация производства и управления;
2) совершенствование технологий;
3) расширение применения биотехнологии;
4) создание материалов с заранее заданными свойствами, композиционных и синтетических материалов;
5) развитие искусственного интеллекта;

6) развитие теории и практики менеджмента.

Совершенствование технологических процессов осуществля­ется на основе применения:

а) лазерной технологии;

б) плазменной технологии;

в) вакуумной технологии;

г) импульсной технологии;

д) обработки взрывом;

е) электрофизических и электрохимических методов обработки;

ж) безотходной, безлюдной технологий.

На уровне предприятия отдельные направления НТП реализуют­ся при помощи вложения инвестиций. Процесс по вложению инве­стиций в инновационные проекты называется инновационным.

В зарубежной практике выделяют три базовые формы организации инновационных процессов:

1) административно-хозяйственная форма предполагает на­личие научно-производственного центра, представляющего собой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом большинство фирм, выполняю­щих НИОКР, функционирует в промышленности. Для решения крупных научно-технических проблем разового характера создаются временные центры;

2) программно-целевая форма организации применяется для решения задач по научно-техническому прорыву в таких прогрес­сивных отраслях, как электроника, биотехнология, робототехни­ка, лазерная технология и др. Такая форма организации НИОКР предусматривает работу участников программ в своих организа­циях и согласование их деятельности изцентра управления про­граммой. Например, инженерные центры отличаются более глу­бокой интеграцией между стадиями НИОКР по созданию принци­пиально новых видов техники, технологии, систем и т.д. Они получили распространение в США. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университет­ских исследовательских центров, научно-промышленных парков;

3) инициативная форма организацииНИОКР, которая полу­чила интенсивное развитие в США, отличается оказанием фи­нансовой, научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи инициативном группам, изобретате­лям-одиночкам и малым фирмам, создаваемым для освоения ново­введений. Зарубежная практика подтверждает высокую эффек­тивность инициативной формы. Так, в США мелкие инновацион­ные фирмы с численностью до 300 человек, специализирующиеся на создании и выпуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в НИОКР, чем круп­ные корпорации с численностью свыше 10 тыс. человек, и в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого.

По содержанию деятельности научно-технических органи­заций в нашей стране выделялось 5 типов орга­низаций:

1) институты - организации, специализированные на фунда­ментальных исследованиях и ответственные за развитие в опре­деленной области науки;

2) научно-исследовательские институты - отраслевые орга­низации, специализированные на прикладных исследованиях и от­ветственные за научно-технический уровень в определенной от­расли производства или научно-техническом направлении;

3) проектные, конструкторские, технологические организации, институты технико-экономических исследований в какой-либо отрасли;

4) монтажно-наладочные (пуско-наладочные) управления, орга­низационно - технические центры НОТ, специализированные на освоении разработок;

5) институты научно-технической информации и другие орга­низации, занятые распространением нововведений.

Организация НИОКР имеет целью реализовать результаты стра­тегических маркетинговых исследований и соответствующих ин­вестиционных проектов.

В соответствии с " Методическими рекомендациями по оцен­ке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования " со­здание и реализация проекта включает следующие этапы:

а) формирование инвестиционного замысла (идеи);

б) исследование инвестиционных возможностей;

в) технико-экономическое обоснование проекта;

г) подготовка проектной документации;

д) строительно-монтажные работы;

е) эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

Краткое содержание перечисленных этапов.

1) Формирование инвестиционного замысла (идеи ) преду­сматривает:

♦выбор и предварительное обоснование замысла;

♦инновационный, патентный и экологический анализ техничес­кого решения, организация производства которого предусмотрена намеченным проектом;

♦проверку необходимости выполнения сертификационных тре­бований;

♦предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

♦предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект;

♦подготовку информационного меморандума орга­низации, осуществляющей проект.

2) Предпроектное исследование инвестиционных возможнос­тей включает:

♦предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

♦оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на про­дукцию;

♦подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

♦оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффек­тивности;

♦подготовку исходно-разрешительной документации;

♦подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта;

♦утверждение результатов обоснования инвестиционных воз­можностей;

♦подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

♦подготовку инвестиционного предложения для потенциально­го инвестора (или решения о финансировании работ по подготов­ке ТЭО проекта).

3) ТЭО проекта предусматривает:

♦ проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, програм­ма удержания продукции на рынке);

♦подготовку программы выпуска продукции;

♦подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

♦подготовку исходно-разрешительной документации;

♦разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений, по организационно-техническо­му развитию производства и его обеспечению;

♦градостроительные, архитектурно-планировочные, строитель­ные решения;

♦инженерное обеспечение;

♦мероприятия по охране окружающей природной среды и ГО;

♦описание организации строительства;

♦описание системы управления;

♦сметно-финансовую документацию, в том числе: оценку из­держек производства; расчет капитальных издержек; расчет годо­вых поступлений; расчет потребности в оборотном капитале; про­ектируемые и рекомендуемые источники финансирования проек­та (расчет); предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования; выбор конкретного инвестора; оформ­ление соглашения;

♦оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

♦ планирование сроков осуществления проекта;
♦ оценку коммерческой эффективности проекта;

♦ формулирование условий прекращения реализации проекта.

4) Подготовка контрактной документации включает:
♦ подготовку тендерных торгов и подготовку по их результатам контрактной документации;

♦ проведение переговоров с потенциальным инвестором;

♦ тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и
разработку рабочей документации.

Подготовка рабочей документации включает:

♦ подготовку документации по ТЭО проекта;

♦ определение изготовителей и поставщиков нестандартного тех­нологического оборудования;

♦подготовку и утверждение проектно-конструкторской, строи­тельной и технологической документации.

5) Строительно-монтажные и наладочные работы предусматривают:

♦строительно-монтажные работы, наладку оборудования;

♦обучение персонала;

♦подготовку контрактной документации на поставку сырья, материалов, комплектующих и энергоносителей;

. ♦ подготовку контрактов на поставку продукции;

♦ выпуск опытной партии продукции.

6) Мониторинг экономических показателей, предусматривает:

♦ сертификацию продукции;

♦создание дилерской сети;

♦создание центров ремонта;

♦текущий мониторинг экономических показателей проекта.

На стадии осуществления проекта отдельные элементы орга­низационно-экономического механизма могут закрепляться и кон­кретизироваться в договорах между участниками.

Организация НИОКР базируется на следующих межотрасле­вых системах документации:

♦Государственная система стандартизации (ГСС);

♦Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

♦Единая система технологической документации (ЕСТД);

♦Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

♦Система разработки и постановки продукции в производство (СРПП);

♦ Государственная система качества продукции;

♦ Государственная система "Надежности в технике";

♦Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и др.
Результаты опытно-конструкторских работ (ОКР) оформляют­ся в соответствии с требованиями ЕСКД.

ЕСКД — это комплекс государственных стандартов, устанавли­вающих единые, взаимосвязанные правила и положения по состав­лению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой в промышленности, научно-ис­следовательскими, проектно-конструкторскими организациями и предприятиями. В ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, схем, чертежей и т.п.), установленных рекомендаци­ями международных организаций ИСО (Международной органи­зации по стандартизации), МЭК (Международной электротехни­ческой комиссии) и др.

ЕСКД предусматривает повышение производительности труда конструкторов; улучшение качества чертежно-технической доку­ментации; углубление унифи­кации; обмен чертежно-технической документацией между орга­низациями и предприятиями без переоформления; упрощение форм конструкторской документации, графических изображений, вне­сение в них изменений; возможность механизации и автоматиза­ции обработки технических документов и дублирование их (АСУ, САПР и т.п.).

Основными направлениями ускорения и повышения эффек­тивности НИОКР являются:

♦оптимизация уровня межвидовой и внутривидовой унификации продукции, технологических процессов, элементов производства;

♦повышение научно-технического потенциала НИОКР;

♦применение современных форм организации НИОКР;

♦анализ и соблюдение принципов организованности управлен­ческих и производственных процессов;

♦применение научных подходов менеджмента и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...