Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прошлое и развитие панславизма




Панславизм

Автор: Матвей Рыбалов

Введение

История славянского мира трагична, противоречива, но от этого не менее героическая и великая. Со средневековых времён славяне боролись с захватчиками с запада и востока, мужественно отстаивая право на собственную землю, национальное единство, и даже потеряв независимости, продолжали сопротивление. Будучи соседями, славяне не избежали и войн между собой, но это не уничтожило кровное родство, общую основу, которая лежит в фундаменте всего славянского суперэтноса.

Переломными веками в славянской истории, бесспорно, являются XIX и XX века, которые принесли славянским странам независимость, победы, а также и суровые испытания, истребление, крах совместных государств и разобщение. Но как бы ни было тяжело, славяне строили общие государства: Чехословакию, Югославию, Российскую Империю, Речь Посполитаю (лишь Болгария никогда не входила в славянские объединения). К сожалению, проверку временем не выдержало ни одно из них. Встаёт вопрос: почему? Решающим фактором было отсутствие самой цели: объединить именно славян, для совместного государства. В массах у славян не было твёрдой идеи о надобности панславизма. Но стоит отметить, что именно славянская интеллигенция поддерживала идеи панславизма, ибо понимала, насколько объединение необходимо для выживания.

Если рассматривать современную глобальную геополитику, в которой участвуют активно действующие силы, являющиеся субъектами планетарной геополитики (атлантизм-евразийство), то понятие «славянский мир» может представляться только как культурная, этническая общность, но однородной группой, самостоятельным субъектом славяне пока всё-таки не являются. Участием в блоке НАТО ровно чуть меньше половины славянских стран, таких как Польша, Чехия, Болгария, Словакия, Словения и Хорватия создают дополнительные трудности для современного панславизма.

В настоящей работе ставится цель: проанализировать современное положение и роль славянских стран в мировой политике, в контексте панславизма и его прошлое.

Прошлое и развитие панславизма

Панславизм зародился в конце XVIII века среди западных славян, находившихся под властью Австро-Венгерской империи. Ярким панславистом того времени стал чехо-словацкий поэт - Ян Коллар. Многие его стихи призывали к объединению славян, чтобы освободиться от гнёта империи Габсбургов. Вот призывы пола в знаменитой сто поэме «Дочь Славы»:

Соединимся ж все мы без изъятья:

Серб, русский, чех, болгар, поляк.

Один к другому кинемся в объятья - Одна хоругвь, один да будет стяг;

Забудем всё, что было, будем братья -

И дрогнет супротивный враг!

Притом Ян Коллар высоко ценил славянское прошлое, в чём проявлялась близость ею к русским славянофилам. Например, ему принадлежа! такие строчки:

Гам, где мрамор сверкал на дворцах громовержца Перуна.

Чернь из обломков колонн скотские строит хлева.

Там, где славянка-краса распевала в зелёной дубраве,

И песни умолкли теперь, певчие немы уста.

И где поднимала чело старославная Аркона к небу.

Башен обломки крошит гостя чужого нога...

Подобные идеи разделяли и другие западнославянские поэты-панслависты: хорватский поэт-революционер Сильвие Страхимир Краньчевич, словацкий поэт Самуэль Томашик, чешский поэт Вацлав Ганка и многие другие. Идею панславизма с интересом приняли в Российской Империи. От западных братьев она передалась русским мыслителям. Её поддержали некоторые славянофилы, в том числе Аксаковы. Хомяков и Леонтьев, увидев родственность панславизма своим идеям, а также декабристы. Панславизм становился всё сильнее и сильнее, и апогей его произошел в 1877 году в начале Русско-турецкой войны. Тогда русские, болгары, сербы и черногорцы совместными силами разгромили османские войска, минуя самые тяжёлые препятствия. Славянство стояло на заре создания государства панславизма. Охваченный энтузиазмом генерал М.Д. Скобелев известный, как «Белый паша» — любимый герой русских, сербов и болгар в Русско-турецкой войне, сказал:

«Я рисую себе в будущем вольный союз славянских пародов, племён. Полнейшая автономия у каждого, одно только общее — войска, монета и таможенная система. В остальном – живи, как хочешь, и управляйся внутри у себя, как можешь».

Однако неумение русских императоров пользоваться победами, осторожность их перед европейскими монархами сделали и эту победоносную войну практически пустой и неприбыльной для самой Российской Империи, южные славяне же кое-какую выгоду имели, они получили автономию от Османской империи и перешли под русское покровительство. Постепенно панславизм стал перетекать в более радикальную идею, чем изначально. Деятель русскою и мирового революционного движения, идеолог анархизма Михаил Бакунин провёл Славянский съезд в Праге (после того Славянские съезды стали традицией) и на нём осветил такую идею: панславизм должен стаи, путём к интернационализму. Резко против бакунинского панславизма выступал Тютчев. Он был убеждённым монархистом, хотя понимал все его минусы и довольно критично относился, например, к Николаю I. Тютчева совершенно не устраивало анархическое толкование «всеславянской» идеи, гак как он считал, что панславизм это миссия русского царя. Фёдор Тютчев был убеждён в том, что Россия должна создать Греко-славянскую православную цивилизацию с тремя столицами - Москвой, Петербургом и... Константинополем. В его стихах звучат прямые призывы к этому. Например, в стихотворении «Пророчество», отрывок из которого использовал П.Я. Данилевский эпиграфом к своей знаменитой работе «Россия и Европа»:

И своды древние Софии

В возобновленной Византии

Вновь осенят Христов алтарь!

Пади пред ним, о Царь России,

И встань, как Всеславянский Царь!

Тютчев представлял поколение поздних панславистов - наследников Аксаковых. Киреевского. Хомякова и др. В это поколение входили также Данилевский, Леонтьев и Бальмонт. Славянофильство русских мыслителей было не столько политическим, сколько общественно-литературным течением, но не мешало сказать о том, что, вероятно, одним из первых панславистов был А.С. Пушкин. Кстати, славянофильство, выступавшее против подражания Западу и русофобии, не обязательно было панславистским, т.е. направленным на объединение в какое-то единое целое всех славянских племен. И Пушкина относили скорее к "западникам", ошибочно считая, что если он воспринял в себя западную культуру, был воспитан на Вольтере, французских просветителях, а потом на Европе, Шекспире и Гете, да еще написал "Гаврилиаду", то уже будто бы и политически, и духовно тяготел к Западу. Это совершенно не так. Пушкин, много ездивший по России, даже и не побывал в Зап. Европе, что тогда было для высших слоев дворянства редкостью. Пушкин был, прежде всего, патриотом России, и, будучи, одним из умнейших людей своего времени, не мог не понимать значения всеславянского единства. Вопрос он ставил шире, чем кто-либо:

Славянские ль ручьи

Сольются в русском море.

Оно ль иссякнет.

Вот вопрос?

О том, что без славянских ручьев "русское море" может иссякнуть, тогда, еще, действительно, никто не помышлял. Теперь же мы видим, как на глазах иссякают живопроизводящие силы русского, украинского и беларуского народов, попавших в зону депопуляции, сокращения численности населения, и не очень отличаются от них и народы Югославии, больше других вместе с восточными славянами пострадавшие в 2-х мировых войнах XX века, подорвавших их генетические силы. Эпоха революционного и позднего панславизма сменилась панславизмом Советским, строящимся па интернационалистических и социалистических идеях. Кульминация Советского Панславизма происходит во время Второй Мировой войны и продолжается долгое время в 60-х годах. Вот что говорил И.В. Сталин о Советском (или вернее Социалистическом) панславизме: «Теперь много говорят о славянофилах. Нас зачастую сравнивают со старыми славянофилами царских времен. Это неправильно. Старые славянофилы, например. Аксаков и другие, требовали объединения всех славян под русским царем. Они не понимали, что это вредная идея и невыполнимая. Славянские народы имеют различные общественно-бытовые и этнографические уклады, имеют различные культурные уровни и различное общественно-политическое устройство. Географическое положение славянских народов также мешает объединению. Мы, новые славянофилы-ленинцы, славянофилы-большевики, коммунисты, стоим не за объединение, а за союз славянских народов. Мы считаем, что независимо от разницы в политическом и социальном положении, независимо от бытовых и топографических различий все славяне должны быть в союзе друг с другом... <... > Есть разговоры, что мы хотим навязать советский строй славянским народам. Это пустые разговоры. Мы этого не хотим, так как знаем, что советский строй не вывозится по желанию за границу, для него требуются соответствующие условия. Мы могли бы в Болгарии установить советский строй, там этого хотели. Но мы не пошли на это. В дружественных нам славянских странах мы хотим имен, подлинно демократические правительства». Однако в действительности Сталин был сторонником русского фундаментализма, потому сочетал идею панславизма с имперской идеей. Россия всё равно, по его убеждению, должна была доминировать. В этом он был последователем идей Тютчева. Данилевского и др. поздних панславистов. Весьма показательно, что панславизм поддерживали многие русские классики и мыслители: Чехов, Пушкин, Гоголь, Тютчев. Бальмонт, Данилевский, Леонтьев, декабристы и ми. Др. Кроме них известные поэты многих славянских стран: Ян Коллар (Чехия), Вацлав Ганка (Чехия), Адам Мицкевич (Польша), Иван Вазов (Болгария), Добри Чинтулов (Болгария), Джюра Якшич (Сербия) и многие другие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...