Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология организаций: основные подходы




Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться по другому.

 
 

Составление любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности.

Рисунок 6.1 – Типология организаций

 

Организационно-формальные критерии

Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):

· частные;

· государственные;

· муниципальные;

· смешанные.

По отношению к прибыли:

· коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;

· некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

По организационно-правовым формам выделяют:

· товарищества (с разновидностями);

· кооперативы;

· акционерные общества (с различными степенями ответственности);

· дочерние и зависимые общества;

· фонды;

· ассоциации;

· учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.

Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).

По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.

По содержанию деятельности организации подразделяются на:

· добывающие;

· обрабатывающие;

· сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве);

· исследовательские;

· проектные;

· обучающие;

· просветительские (музеи) и т.п.

В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» — объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто — функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты.

Функциональный подход

В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению.

1. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

2. Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.

3. Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.

Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

Социально-психологический подход

1. Простые (харизматические) организации.

2. Ассоциации

3. Тотальные организации.

4. Бюрократии.

Цели и ресурсы организации

Цели организации

Цели организации — это идеальные модели результатов ее деятельности. Иными словами, это определенным образом сформулированные представления о желаемых состояниях, которых мы хотели бы достичь. Система организационных целей сложна и многообразна, и для упрощения понимания целевой структуры в теории организации и менеджменте часто используют понятие «дерево целей», которое хорошо отображает систему целей.

Миссия отражает смысл создания и существования организации, ее роль и значение в окружающем мире.

Функциональные цели — это предполагаемые результаты деятельности в функциональных областях деятельности, которые осуществляет любая компания, независимо от структуры, набора и группировки подразделений. Обычно функциональные цели формулируются в определенных сферах.

1. Маркетинговая.

2. Инновационная.

3. Производственная.

4. Социальная.

5. Финансовая.

 

Оперативные цели — это цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп (бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов). Чаще всего они производны от функциональных целей, но могут вытекать непосредственно из миссии — в случае, когда в организации реализуется процессный подход в управлении и основой ее структуры являются бизнес-процессы.

Исполнительские цели(их чаще называют рабочими задачами или даже инструкциями) представляют собой операционализированный (расписанный по конкретным исполнителям) вариант оперативных целей.

Организационные ресурсы

Понятие «ресурсы» происходит от французского слова ressource — вспомогательное средство. Под ресурсами понимаются «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов».

Все ресурсы обычно подразделяют на природные и экономические.

Природные ресурсы — это компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов: минеральные, биологические, земельные, климатические, водные. Природные ресурсы бывают также исчерпаемые, в том числе, возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).

Экономические ресурсы в самом общем плане — это источники и средства обеспечения производства.

Организационные ресурсы относятся к экономическим, их можно рассматривать как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. Обычно в их состав включают:

· человеческие ресурсы (трудовые, людские);

· финансовые ресурсы (денежный капитал);

· материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал);

· информационные ресурсы.

В каждой организации есть свой ресурсный приоритет — тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...