Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы бюджета государства

1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета

1.2 Экономическое содержание расходов государственного бюджета

1.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования

2. Анализ основных направлений расходования средств федерального бюджета

3. Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Центральное место в системе финансов занимает бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.

Государственные расходы — непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законами о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами организаций. Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой российского государства, осуществляющего проведение экономических реформ. Содержание и структура государственных расходов определяются программами российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Государственные расходы — понятие широкое. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, т.е. расходы консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые в совокупности образуют централизованные расходы государства, так и расходы других государственных образований, так называемые децентрализованные расходы.

Цель данной курсовой работы является изучение теоретических основ расходов государственного бюджета, а также путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:

- изучение теоретических основ бюджета государства;

- рассмотрении экономического содержания расходов государственного бюджета;

- анализе основных направлений расходования средств федерального бюджета

- рассмотрении путей совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России

При написании работы изучена теоретическая и информационная база данной темы. А также нормативно-правовая база бюджетной политики нашего государства.


Теоретические основы бюджета государства

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

 

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются [7]:

1) образование и использование денежных накоплений (прибыть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1)перераспределение национального дохода;

2)государственное регулирование и стимулирование экономики;

3)финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4)контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

1. Распределительнаяфункция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. Па этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета— это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами — с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу,для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы в народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование.При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет реализуется финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны [10].

4. Контрольная функциябюджета действует одновременно с распорядительной и предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

1.2 Экономическое содержание расходов государственного бюджета

 

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.

В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами. За последние годы в России в связи с развитием негосударственных форм собственности государственные расходы по сравнению с их объемом в условиях СССР существенно сократились. Однако, несмотря на эти изменения, в России так же, как и в других странах, государственные расходы занимают главное место в системе общественных расходов.

Государственные расходы — это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.

Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Существует несколько классификаций расходов бюджета: экономическая, ведомственная и функциональная.

В рамках экономической классификации расходов бюджетов большое значение имеет деление всех расходов на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Они включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного назначения, текущие расходы государственных учреждений); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых относится к числу защищенных статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников. К их числу относятся:

1)заработная плата с начислениями;

2)пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;

3)расходы на питание в организациях систем правоохранительной деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов, специальных школах и т.п.;

4)приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

5)приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т.п.);

6)компенсации за продовольственное обеспечение (расходы на выплату продовольственных пайков прикомандированным военнослужащим, работникам судов, органов прокуратуры, налоговой службы и т.п.);

7) оплата специального топлива и горюче-смазочных материалов (расходы на бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другое по системам национальной обороны, государственной безопасности, органов пограничной службы и правоохранительной деятельности, бюджетным организациям);

8)оплата коммунальных услуг.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и в прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства; инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением производства.

На протяжении длительного времени основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют текущие расходы — примерно 90% всех расходов. На долю капитальных расходов приходилось чуть меньше 10%. Такая ситуация не является нормальной, поскольку использование государственного бюджета в качестве инструмента развития предполагает использование более 20% расходов на капитальные расходы.

Для того чтобы усилить инвестиционную направленность бюджета в конце 90-х гг. было решено образовать в составе федерального бюджета бюджет развития. Такой бюджет был действительно образован в 1997 году. И первоначально он рассматривался как важный финансовый инструмент активизации инвестиционной деятельности в стране. С его помощью государство надеялось стимулировать привлечение, в дополнение к средствам федерального бюджета, денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов.

Объем Бюджета развития был не очень большим. В 2005 г. он составлял 16,38 млрд. руб., в 2006 г. — 20,78 млрд. руб., в 2007 г. — 26,9 млрд. руб. В 2008 г. бюджет развития составил 50,2 млрд. руб.

Источниками формирования Бюджета должны были стать:

1)связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ;

2)инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

3)средства от приватизации;

4) средства из источников внутреннего заимствования.

Эти средства должны были использоваться на:

• производственные капиталовложения;

• закупку оборудования в счет иностранных кредитов;

• финансовую поддержку экспорта;

• санацию предприятий;

• выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

Предполагалось, что расходование средств должно было осуществляться на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. Это имело большое значение, ибо в процессе конкурсного отбора государство могло выбрать те предприятия, финансирование которых в будущем могло бы дать максимальный внутриотраслевой и межотраслевой мультипликативный эффект.

С предприятиями, выигравшими в конкурсе, государство заключало кредитное соглашение, в соответствии с которым определялись:

• цели, на которые могли быть выделены средства;

• залоговые обязательства и способы обеспечения возврата заемных средств;

• сроки возврата основного долга и проценты за пользование средствами.

Наличие Бюджета развития позволяет более эффективно решать задачи привлечения иностранных кредитов под гарантии государства. Однако этот инструмент инвестиционного развития так и не получил развития в нашей стране. В федеральных бюджетах РФ на 2003—2005 гг. Бюджет развития уже не выделялся в качестве самостоятельного. Неудачная попытка создания Бюджета развития, на наш взгляд, была связана с тем, что в качестве основных источников его формирования были предусмотрены внешние заимствования. Однако в начале 2000-х гг. данный источник для России практически иссяк, и поэтому формирование доходов бюджета развития оказалось под угрозой.

В настоящее время решено вновь вернуться к некоему финансовому инструменту, который бы смог обеспечить привлечение дополнительных инвестиций. С этой целью в составе федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено образование Инвестиционного фонда в размере 69,7 млрд. руб. Предполагается, что средства этого фонда должны формироваться за счет не только средств бюджета, но и средств отдельных хозяйствующих субъектов. Из этого фонда должны финансироваться, в первую очередь, инвестиционные проекты, имеющие общегосударственное значение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...