Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России
Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета. Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств. Конкретные формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.
Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных отраслей экономики: сельское хозяйство, уголедобыча, туризм. Нецелевое использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов ("Российский инсулин") Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств, государственных предприятий: Министерство образования РФ, Федеральная миграционная служба России, "Русское видео" Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования Федеральных целевых программ Нецелевое использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных конфликтов (Чеченская Республика), а также в ряде субъектов РФ, грубо нарушающих федеральное законодательство. Так, в Калмыкии, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений. Значительные объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов, широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию, недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их деятельности. Например, ситуация в Пенсионном Фонде РФ. Известны несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.
Выявлено немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда, строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые "прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о чем свидетельствуют материалы уголовных дел. В целях предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд. Нецелевое использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России. Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями. Нецелевое использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно распространено. В настоящее время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, особенно в крупных размерах.
Важнейшее значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ, отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не всегда обладают сотрудники правоохранительных органов. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета. До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений. Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране. Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются: 1)обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов; 2)расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики; 3)сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам; 4)уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей; 5)концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах; 6)сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга; 7) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы; 8) усиление контроля за использованием бюджетных средств. Правительству РФ следует постоянно пополнять законодательную и нормативно-правовую базу по вопросу бюджетного финансирования и расходования соответственно требований времени. Пример тому Федеральный закон №63 от 26.04.07 г. ″О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации″. В Бюджетный кодекс были внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам. Закон №63 применяется в полном объеме с 1 января 2008 г.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов. В условиях рынка государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и иных негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой государства, уровнем благосостояния населения, размерами государственного сектора в экономике и другими факторами. Организация государственных расходов основана на следующих принципах: 1. Принцип целевого использования средств; 2. Безвозвратность государственных расходов; 3. Соблюдение режима экономии. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает: - классификацию расходов по функциональному признаку; - классификацию расходов по экономическому содержанию; - классификацию расходов по ведомственному признаку. Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|