Упражнения для развития речи и дикции
Стр 1 из 6Следующая ⇒ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДИКЦИИ 1. Артикуляция звуков «Ш - Ж» · Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить. · Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи. 2. Артикуляция звуков «К - Г, X» · Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша. · Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб! 3. Отработка звука «Ц» · Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса. · Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла. 4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть. 6. Тренировка произношения согласных: · К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть. · Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить. 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры: · Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде! · Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
· Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки! 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь. 9. Отработка звуков: · Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. · Волховал волхв в хлеву с волхвами. · Рододендроны из дендрария даны родителями. · Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. · Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя. · Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. · Интервьюер интервента интервьюировал. · Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе. · Четверть четверика гороха без червоточинки. · Яшма в замше замшела. 10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова: · (В, ш) - воспользовавшемуся · (К) - мелкокалиберными · (П, в) - опубликовывать · (П, р) - опосредованному субсидированию · (Р, т, с) - территориальная целостность · (Р, т) - проиллюстрировала · (Р, в) - ревербератор · (С, ф) - средств · (Ч, в) - четырехсотдолларового · (Ч, ф, р) - фантасмагорический Упражнения для губ и языка Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков: · Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т. д. ), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т. д. · Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
· Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз. · Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз. · Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз. Произнесение отдельных звуков Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»: Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1, 5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов. Отработка звуков и слогов Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь: · Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т. д. · Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др. · Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т. д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук. · Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки. Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки. Ударения
Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т. д. ). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина. Изменение слов Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку: · Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т. д. ) по падежам. · Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др. ) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе. · Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр. ) в различных родах и числах. Все упражнения выполняются вслух. Логические интонационные паузы Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов: 1. Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например, Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший. 2. Логические паузы будут в следующих местах: Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший. 3. Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз. Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания. Толкование пословиц Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|