Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы хозяйственной деятельности




Формы предпринимательства можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм - товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления хозяйственной деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два партнера или более. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Кроме того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть - ограниченной ответственностью.

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества (АО). Им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн - это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Несмотря на множественность оснований для классификации хозяйственной деятельности, а также большого числа организационно-правовых форм, определенных соответствующими законодательно-правовыми актами государства, на территории которого осуществляется та или иная коммерческая деятельность, рассматривая предприятие с позиций экономической теории, гораздо больший интерес вызывают объемы производства фирмы, получившие названия большой, средний и малый бизнес. В последнее десятилетие прошедшего века большое развитие в большинстве стран получают предприятия малого бизнеса.

Малый бизнес

предпринимательство малый бизнес акционер

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйсвтенным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.

Как явствует из самого определения, малое предприятие - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.

Мировая и отечественная практика показывает, - основным критериальным показателем, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год и величина активов.

Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2010 г. №209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», вступившим в силу 1 января 2011 года. В статье 3 и 4 Закона №209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

Для того, чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний бизнес - это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, социальной и политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

1. валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

2. национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

3. мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;

4. трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;

5. малого бизнеса в экспорте продукции;

6. налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;

7. основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

8. отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

9. в снижении уровня безработицы;

10.в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

11.в улучшение качества обслуживания;

12.в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

13.в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

14.в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

15.в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предприятие оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. Развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предприятие является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и не ценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений, и все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки (доля «среднего класса», по словам президента Российской Федерации Д. А. Медведева, должна к 2020 г. достичь 60 - 70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.

Если есть намерение достичь указанной цели, первым делом следует выделить те задачи и проблемы, которые являются первоочередными для самих предпринимателей, а уже дальше найти пути их решения. На основе опроса, проведенного в мае-июле 2010г. среди руководителей ряда московских малых предприятий, были выделены восемь основных проблем малого бизнеса. Полученные результаты в значительной мере подтверждаются результатами исследований Центра экономических и финансовых разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства:

. Конкуренция. Проблема конкуренции и обеспечения конкурентоспособности малого предприятия многогранна. С одной стороны, именно конкуренция создает атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственной бизнес. С другой, конкуренция - это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно.

К сожалению, рассматривая проблему конкуренции в малом бизнесе, говорят, главным образом, о преференциях, которые государство может дать малым предприятиям. Например, в области государственных или муниципальных закупок. Но и здесь налицо серьезные проблемы: ведь возможно создание «псевдо» малых предприятий, формально или неформально интегрированных в более крупное предприятие для использования полученных льгот.

Отсутствие предпринимательского таланта приводит к «рыночной слепоте», усугубляющей проблему конкуренции для малых предприятий. Ведь, в отличие от более крупных предприятий, у малого бизнеса отсутствуют кадровые ресурсы, позволяющие «разложить» конкурентную задачу по специалистам разных направлений (продажи, маркетинг, НИОКР, производство и т.д.). Кроме этого, предпринимательский талант можно заменить знаниями, и, что особенно важно, умениями (способностью применять полученные знания на практике). В некоторых случаях необходимо довести данную способность («умения») до автоматизма ("навык"). Это в первую очередь касается знаний и умений в области маркетинга и менеджмента (следует учесть, что проблема делегирования полномочий и ответственности в управлении обычно становится острой при численности сотрудников более 10 - 12 человек).

Для решения данной задачи, следует создать новые или использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т.п.). Именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих программ и проведения занятий, а также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей.

. Административные барьеры. На следующем месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малый бизнес уходить в теневую экономику. Мировая практика указывает на то, что вывести малый бизнес из «тени» вряд ли удастся полностью. Во всяком случае, положение, которое существует сегодня в России, значительно отличается от того, которое существует в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой. Так в развитых странах теневой бизнес составляет порядка 12%, в развивающихся - 23%; в странах, далеких от высоких стандартов, - до 40%, а в некоторых странах (Грузия, Таиланд) - до 73% ВВП падает на теневой сектор. Россия на сегодняшний день занимает среднее положение - порядка 40% приходится на теневую экономику.

В связи с применением в теневой экономике незаконных конкурентных преимуществ (дешевый нелегальный труд, нарушение авторских прав, уклонение от налогов и др.), происходит снижение эффективности рыночных механизмов. Это ставит «теневиков» в более выгодное положение, по сравнению с высокопродуктивными предприятиями легального сектора. При этом легальные предприятия несут убытки и теряют рынки, снижаются общие объемы производства в стране, падает потребление при одновременном росте цен и снижении качества производимых товаров и услуг.

Массовое применение труда нелегальных работников, практикуемое в теневой экономике, приводит к вытеснению легальных квалифицированных работников, еще более ускоряет деградацию научно-производственной сферы и способствует массовому нарушению трудового законодательства.

. Кадры. Еще одной насущной для предприятий различных размеров и форм собственности проблемой, являются кадры. И хотя в работе на малом предприятии есть ряд преимуществ, следует сосредоточиться на тех отрицательных сторонах, которые влияют на выбор лиц, ищущих работу, в пользу более крупных предприятий. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной выбора крупного предприятия автору представляется нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых, несмотря на формально одинаковые условия, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Численность сотрудников малого предприятия заставляет предпринимателя всячески сокращать реальное время их отпусков, избавляться от тех, кто часто использует «больничный», студентов, беременных женщин и молодых матерей. Кроме того, трудности найма неквалифицированного персонала вынуждают предпринимателей привлекать граждан других государств, не устанавливая с ними официальных трудовых отношений, поскольку предприниматели не могут выполнить требования, заложенные в Трудовом кодексе и правилах привлечения иностранной рабочей силы.

Во-вторых, в малом бизнесе возможностей для карьерного роста и регулярного повышения квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на (обычно) широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования.

Основным источником трудовых ресурсов для малого бизнеса остается семья и ближайшее окружение. Но из-за демографических особенностей центральной России семейные малые предприятия неконкурентоспособны в отношении возможности привлечения кадровых ресурсов.

Решением проблемы стал бы перенос тяжести социальной ответственности с малого бизнеса на государственные или самоорганизующиеся организации (профсоюзы или т.п.). В определенной мере этому бы способствовал «аутстаффинг» - система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников, не экономя на ЕСН.

Система аутстаффинга упростила бы малым предприятиям и привлечение иностранных рабочих, взяв на себя все организационные функции.

. Финансирование развития малых предприятий. Несмотря на все усилия в данном направлении, проблема финансирования развития малых предприятий так и не была до конца решена. Осложняют жизнь предпринимателей и подготовка документов для получения кредита, и требования банков по залогу и поручительству. Безусловно, высокие банковские проценты являются сильным сдерживающим фактором. Но самым важным остается вопрос залога. Конечно, существует фонд содействия кредитованию малого бизнеса, предоставляющий поручительство, но оно распространяется на кредиты сроком до одного года на сумму, не превышающую 50% испрашиваемого кредита. Также для оформления поручительства требуется собрать самостоятельно пакет документов и сразу уплатить фонду определенный процент от суммы поручительства. Дополнительно требуется представить уполномоченному банку поручительство или залог на оставшуюся сумму кредита. Если к указанным расходам присовокупить стоимость оформления кредита, то вряд ли можно вести речь об организации производства или внедрении инноваций.

Наиболее правильный путь в такой ситуации предоставлять кредиты вновь организующимся малым предприятиям через венчурные или подобные фонды, финансируемые из государственного или регионального бюджетов, потому что наибольшая финансовая поддержка требуется именно на начальной стадии создания предприятия. При этом основой получения кредита должен быть подготовленный предпринимателем совместно с указанными выше учебными центрами или технопарками бизнес-план с его обязательной оценкой независимыми экспертами. Имеет смысл вхождение указанных фондов в число учредителей предприятия на время предоставления займа, как для осуществления контроля, так и для помощи при реализации утвержденного бизнес-плана.

. Доступ к информации. К сожалению, очень небольшое число малых предприятий обращаются к образовательным программам для малого бизнеса или пользовались такими услугами. Причина заключается в том, что их руководителям некогда следить за теми или иными открывающимися дополнительными возможностями. Поэтому рассчитывать на активный поиск с их стороны по указанным причинам не следует. Льготами и преференциями пользуются, в первую очередь, предприятия, "приближенные" к распределителям льгот, или крупные предприятия, где есть юридические службы и подразделения, отвечающие за развитие или оптимизацию деятельности предприятия.

Применяемые способы распространения информации - выставки, брошюры в центрах поддержки малого бизнеса, интернет-ресурсы - недостаточны, так как предполагают активный поиск информации со стороны предпринимателей, у которых нет или времени, или технических возможностей, или умений. Поэтому, необходимо использовать «пассивные» методы распространения информации для малого бизнеса, чтобы она попадала непосредственно к предпринимателю.

. Внедрение инноваций. Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро, без длительных бюрократических проволочек принимать и использовать инновации. Инновация - это любое новшество, повышающее эффективность предприятия. Поэтому инновационные решения могут быть не только в производстве, но и в торговле (так появилась сеть магазинов IKEA), и в сфере энергетики, и в сельском хозяйстве.

Но поиск инновационных решений у малых предприятий, как правило, нет специалистов и необходимых финансовых и технических возможностей, чтобы искать и отслеживать имеющиеся инновационные решения.

Между тем в России немало различных научно-исследовательских и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности. Концентрация информационных возможностей в рамках существующих учебных центров и технопарков позволит стать «информационным спонсором» тех инноваций, которые появились в самих малых предприятиях и требуют для своего внедрения участия в инвестициях. Здесь важнейшим фактором будет доступность информации, активность ее предложения для предпринимателей, её своевременность и посильная стоимость, что вполне может регулироваться со стороны государственных органов, так как указанные источники в большинстве своем финансируются за счет федерального или регионального бюджетов.

. Аутсорсинг. Сейчас крупные предприятия все чаще переводят непрофильные виды деятельности аутсорсерам, повышая таким способом собственную эффективность за счет привлечения высококвалифицированных специалистов этих предприятий. Для малого предприятия все гораздо сложнее. С одной стороны, аутсорсинг позволяет высвободить ресурсы (в первую очередь, управленческие) и сосредоточить все внимание на основной деятельности. С другой стороны, есть и серьезные проблемы: неумение и отсутствие привычки пользоваться услугами аутсорсинга, недоверие к аутсорсерам, относительно высокая стоимость их услуг и недостаточное количество фирм, предлагающих необходимые аутсорсинговые услуги.

Предприятия-аутсорсеры, могут стать важнейшим элементом инфраструктуры малого бизнеса. Возможно, следует развивать систему аутсорсинга, сначала под эгидой учебных центров и технопарков.

Для достижения заметного результата в развитии предпринимательства и малого бизнеса необходимо сделать еще очень много. И, по-видимому, начинать надо с анализа уже имеющихся льгот и преференций, а также степени их реального использования малым бизнесом, оценки воздействия этих льгот на развитие малого бизнеса. Затем необходимо структурировать льготы таким образом, чтобы увеличить их доступность для реального, а не "искусственного" малого предпринимательства. Преобразовать разрозненные структуры поддержки малого предпринимательства в единую национальную систему. И, наиболее важным, сосредоточить внимание на пропаганде предпринимательства как важного фактора развития нашего общества.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Необходимо отметить, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

 

Венчурное предприятие

В 1990-х годах в инновационной сфере ведущих развитых стран наметились две важные тенденции: во-первых, ведущая роль в финансировании научных исследований и разработок переходит от общественного к частному сектору; во- вторых, максимизация прибыли в сфере исследований и разработок совсем не подразумевает пассивных, отстраненных и некомпетентных в технологиях институциональных инвесторов. Напротив, растет число посредников, специализирующихся на анализе, отборе и управлении технологическими инновационными проектами. В числе таких посредников важнейшую роль играют венчурные капиталисты.

Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компании с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже.

Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами. В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms), являющиеся по организационно-правовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 -3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.

Участниками неформального сектора являются частные инвесторы венчурного капитала: т.н. «бизнес-ангелы», а также члены семей вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» - это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями, другие - высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Неформальные инвесторы обладают значительными финансовыми накоплениями, полученными благодаря их собственному труду. Многие «бизнес-ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес-ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах, в том числе в Восточной Европе. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 2011 году единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тысяч долларов.

Формальный и неформальный секторы играют взаимодополняющую роль. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития «стартовых» фирм, когда эти фирмы нуждаются в «посевном капитале» ('seed finance') для разработки концепции продукта и опытного образца, в то время как формальный сектор более активен на стадии быстрого роста фирмы, когда требуются средства на расширение производства и объема продаж.

Почему венчурный капитал особенно важен для малых высокотехнологичных фирм (МВТФ), (т.е. малых фирм, товары и услуги которых в значительной степени зависят от приложения научно-технических навыков или знаний)?

Основное условие рыночного успеха новых фирм в отраслях, основанных на высоких технологиях, - это быстрота их развития. Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают, в то время как потребителям в возрастающей степени становится выгоднее пользоваться данной технологией, по сравнению с ее конкурентами. В этом состоит явление «возрастающей отдачи от масштаба», серьезно разрабатываемое в последние годы в экономической теории. Таким образом, МВТФ, получившие мощный «толчок» на ранней стадии - будь то в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, - могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодателями стандартов, в результате этого получая львиную долю прибылей; при этом выигравшая технология не обязательно превосходит конкурирующие технологии по техническим характеристикам.

В России венчурный капитал пока только зарождается, однако потенциально является одним из основных источников финансирования для коммерциализации научно-технических разработок. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, существенно ослабил финансовую систему России, но, с другой стороны, создал предпосылки для переориентации финансовых ресурсов на реальный сектор экономики. По мнению участников инновационного бизнеса, уже есть сигналы того, что российский торговый, банковский, страховой капитал, капитал пенсионных фондов будет становиться серьезным источником инвестиций в инновационные проекты малых фирм. Разумеется, для успешного развития венчурного капитала в России требуется комплекс мер государственной политики. В настоящее время уже воплощается в жизнь ряд проектов, направленных на развитие венчурного финансирования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...