Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности деловых игр и их элементов в обучении школьников




 

В средней школе у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется противоречие между возможным и желаемым. Именно благодаря тому, что подросток стремится всячески претворить в жизнь свои идеалы, стремится во всем быть взрослым, он яснее осознает невозможность немедленного осуществления многих своих мечтаний.

Явно претендуя на позицию взрослого, старшие подростки 13-14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Они хотят все желаемое осуществлять реально, а не условно в игре. Но это часто не осуществимо. И, как показывает опыт, подростки стремятся участвовать в сюжетных деловых играх, организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.

Очень долгое время роль деловой игры в воспитании подростков недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что деловые и ролевые игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и спортивным играм, а творческие игры вообще перестают занимать сколько-нибудь значимое место в жизни школьника.

В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать деловая или, в некоторых случаях, ролевая игра, так как в игровой роли играющий воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в систему общественных отношений.

Игра для подростка является привычным способом действия, поэтому игра вообще имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения, однако не всегда даёт необходимый результат, то есть не всегда способствует усвоению необходимых знаний или опыта. Деловая игра, в свою очередь, сохраняя преимущества игры, позволяет достичь поставленных целей обучения. Как было сказано выше, деловая игра предполагает создание имитационной модели, то есть динамической модели упрощённой действительности. Это означает, что можно при минимальных затратах смоделировать практически любую ситуацию, требующую от играющего усвоения и применения определённых знаний. На уроках обществознания или правоведенья подобные игры применяются уже давно. За основу таких игр обычно берут какой-либо судебный процесс (разрешение конфликта между администрацией района и жителем этого района и т.п.). Подобную деловую игру можно организовать за несколько дней; играющим, для успешного участия в игре, необходимо ориентироваться в современном законодательстве, а, проигрывая любую ситуацию они получаю опыт реальных ситуаций, что решает проблему практически полного отсутствия знаний и опыта, получаемых при обычных играх в средней школе. Однако, для того, чтобы деловая игра дала нужный результат, необходимо решить ряд проблем, связанных с их проведением.

Для успешного проведения деловой игры нужно, чтобы играющий «вошёл в роль», а способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей игрока. Тревожность, ригидность затрудняют приятие роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности. Средний социометрический статус более благоприятен для принятия роли в сравнении с низким. Как правило, наблюдаются три основные стратегии поведения игроков. При первой стратегии игрок все решения принимает от лица некоторого обобщенного образа - эталона, который является продуктом понимания игроком особенностей личности представителей данной роли (например, директора). При этом главным становится соблюдение некоторых формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип. Вторая стратегия может быть охарактеризована как азартная. Главная цель - выигрыш. Приемлемыми здесь являются и нарушения соглашений, действия на грани «фола». Однако при удачном управлении игроки, следующие этой стратегии, могут даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Им следует предлагать осуществлять связь с внешним миром, разыгрывать случайные события. Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в результате определенного действия, какие решения принимают другие участники. Описанные стратегии не являются жесткими, они могут сменять друг друга. Можно выделить и другие особенности поведения игроков. Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно вводить специальные методы коллективного творчества (мозговой штурм, синектика и др.), психогимнастические упражнения. Некоторые психогимнастические упражнения могут быть направлены на регуляцию эмоционального состояния игроков, развитие их коммуникативных умений. Они используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре. Как показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от инициативности и эмоционально-экспресивных способностей в общении. В большей степени оно определяется эффективностью игры и социально-психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство ведущего в ход игры. Авторитарная позиция ведущего блокирует игровое поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения результатов.

Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формирование группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а не учет игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.

Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события.

Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.

Разумеется, ведущую роль играет мотивация учеников, однако преодолеть отсутствие мотивации провести деловую игру гораздо проще, чем преодолеть её отсутствие при применении традиционных методов обучения.

С успехом применять деловые игры, как и игровые методики вообще, можно далеко не по всем предметам. Если проведение деловых игр в средней и старшей школе на уроках обществознания, правоведенья, истории, философии, естествознания, политологии, экономики и прочих гуманитарных наук не составляет труда, то их проведение на уроках типа математики или физики может вызвать серьёзные затруднения. Иры в изучении математики применяются только в начальной школе, а применение игр на уроках физики может потребовать слишком серьёзной организации и крупных затрат.

Информатика, хоть и, по сути, является точной наукой, имеет ряд особенностей, отличающих её от той же математики. Главной особенностью в обучении информатике является то, что допускается применение задач с нестрого сформулированным условием. Эта особенность является решающей при применении деловых игр, так как серьёзно упрощает создание проблемной ситуации, необходимой для их проведения. При применении деловых игр в информатике можно выделить следующее:

Исполнение ролей происходит во взаимодействии игроков между собой, что способствует диалогическому общению, в процессе которого развивается речь учащегося, что очень важно. Традиционный учебный процесс строится как передача информации от учителя к ученику, в результате учащийся не учится грамотно говорить и правильно выражать свои мысли, что является серьёзной проблемой в обучении информатики - «как сделать знаю, но объяснить не могу», и, в конце концов, став квалифицированным специалистом, он будет плохо формулировать свои мысли, не сумеет грамотно, понятно, по существу задавать вопросы, толково на них отвечать - кратко, и именно на тот вопрос, который был поставлен. Активные методы обучения, в том числе деловые игры, способствуют важной задаче развития речи учащихся.

Для деловых игр характерно наличие нескольких этапов: в начале игры анализируется проблемная ситуация; затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов; последний этап игры выводит на разрешение основной проблемы. Таким образом, в процессе игры образуется цепочка решений

Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не ситуации из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счёт перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала.

Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проанализировать, творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе или классе.

Игра - идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра - основное времяпрепровождение любо ребенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к этому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя

Что можно получить в результате проведения игры?

• Понимание и усвоение материала любой степени сложности;

• Развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, что способствует развитию лидерских качеств;

• Развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать точку зрения, организаторских способностей.

Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя.

Главная задача этого метода - развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...